The Modern Model of Business Activity

Ivan Zamylin

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 22 / November, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
What are the characteristics of entrepreneurship in our time? In answering this question, the author analyzes the market and the business model, formed in the works of Austrian scientists, its transformation, the tools used in business today, and he comes to the conclusion that recently the theoretical model of business has not changed significantly. In this context, the task of economic science is the active search of new effective forms and tools of doing business.

Keywords: entrepreneurship, uncertainty, real options, strategic planning, model of business activity



Развитие информационных технологий и процессы глобализации оказали существенное воздействие на эволюцию предпринимательства как экономического феномена. Однако несмотря на заметные изменения сущности и характера предпринимательской деятельности, они не нашли соответствующего отражения в теоретической модели предпринимательства. В настоящей статье предпринята попытка определить наиболее важные пути эволюции предпринимательской деятельности и самые заметные изменения, которые претерпело явление предпринимательства со времен Австрийской школы экономической мысли.

Модель рынка и предпринимательства в трудах австрийских ученых

Рынок, как утверждал Л. Мизес, образуется, когда в рамках некоторой экономической системы, встречаются и вступают в отношения обмена индивиды, каждый из которых преследует собственные интересы; рынок – это не место, не вещь и не коллективное образование [1]. Рынок – это процесс, приведенный в движение решениями, которые принимают различные индивиды, взаимодействуя в условиях разделения труда.

Движущей силой всех изменений, происходящих в рамках рыночной системы, является предпринимательская деятельность. Она начинается с поиска вариантов для удовлетворения потребностей индивида (предпринимателя). В большинстве случаев такая возможность скрыта в экономических диспропорциях, которые существуют из-за неравновесия на рынке. После обнаружения необходимой информации следует планирование и предпринимательское действие, которое поставляет новую информацию на рынок (например, о цене, по которой отдельные субъекты рыночных отношений готовы купить или продать товар или услугу). Новая информация провоцирует изменение в поведении участников рынка, что способствует установлению нового неравновесного состояния и предоставляет возможности для очередного арбитража.

Таким образом, рынок выполняет не только функцию обмена, но и играет роль источника ценной информации для наблюдателей трансакции и практического опыта для участников сделки. В экономике нет объективной информации, а рынок – это не преустановленный и отрегулированный механизм, но спонтанно возникшая форма организации взаимодействия между участниками процесса обмена.

Предпринимательская деятельность необходимым образом сопряжена с неопределенностью.

И. Кирцнер отмечает, что человек не может знать, как действие, им совершенное, будет воспринято другими участниками рыночного обмена, он не способен рассчитать реакцию остальных и не в состоянии предсказать, как изменится рыночное окружение. Весь процесс от создания новой информации до этапа интерпретации и корректировки «опоясывает» неопределенность [2]. Любое событие на рынке провоцирует цепную реакцию, и, поэтому между действием и результатом происходит бесчисленное количество разнообразных событий.

Участник рыночного обмена нивелирует неопределенность, накапливая практический опыт и реализуя его в процессе предпринимательской деятельности.

Таким образом, задача предпринимателя, по убеждению представителей австрийской школы экономической мысли, состоит в постоянном поиске возможностей для арбитража в условиях неопределенности (см. рис. 1 на с. 59). При этом решающим фактором успеха является накопленный опыт, который позволяет существенно увеличить качество принимаемых решений и количество прибыльных транзакций.

Рис. 1. Классическая модель предпринимательской деятельности

Современная модель предпринимательской деятельности

В условиях глобализации существенно изменилась структура мировых и региональных рынков, заметно возрос уровень и поменялся характер конкуренции, роль информации и знаний получила новое, более важное значение.

Все это привело к тому, что компании для успешной работы на рынке недостаточно учитывать неопределенность. Предприятие должно управлять неопределенностью, проектировать и создавать возможности для арбитража, изменять рынок в соответствии с потребностями бизнеса.

Предприниматель не может позволить себе быть сторонним наблюдателем рыночных процессов, он должен быть их активным участником. Ему мало практического опыта – для успешной организации предпринимательской деятельности необходимо уметь экспериментировать, учиться за счет проб и ошибок.

В таких условиях новое определение получает предпринимательская деятельность, под которой мы понимаем систематическую осуществляемую в условиях неопределенности активную деятельность субъектов рыночного процесса по извлечению прибыли (удовлетворению потребностей) за счет поиска существующих и создания потенциальных возможностей для арбитража и систематических инноваций.

Поскольку важнейшей чертой предпринимательской деятельности является систематический характер, первичной задачей участника рыночного обмена можно считать осознанное, целенаправленное создание условий для регулярного извлечения прибыли. Такое возможно при создании и поддержании конкурентоспособной организации.

Последнее компания реализует, осуществляя стратегическое планирование предпринимательской деятельности (см. рис. 2 на с. 61).

Рис. 2. Расширенная модель предпринимательской деятельности

Современные инструменты предпринимательства

Одновременно с изменением сущности предпринимательства активно эволюционируют инструменты предпринимательской деятельности. Все меньше запросам и потребностям организации отвечают такие инструменты как SWOT- и PEST-анализ, матрица Анцоффа и матрица Boston Consulting Group.

В современных условиях компания остро нуждается в инструментах, позволяющих проектировать и управлять гибкостью в условиях неопределенности. В этой связи нельзя недооценивать реальные опционы как инструмент стратегического управления предпринимательской деятельностию. По утверждению Р. МакГро, данный инструмент в условиях неопределенности максимизирует обучение и доступ к перспективам роста (upside opportunities) и сдерживает при этом возможности потерь (downside risk) [3].

Не менее важным условием эффективного развития в условиях глобализации является построение организационной структуры в соответствии с принципами модулярности и распределенной инновационной деятельности (distributed innovation).

Компании следует регулярно инвестировать в обучение персонала, пересмотр и анализ бизнес-процессов, а также создание новых продуктов. Реализуя данный подход, признанный лидер в области авиационных перевозок компания Singaporean Airlines сформулировала стратегию 4 – 3 – 3, в соответствии с которой корпорация использует 40% вложений, предназначенных для инвестирования в будущее, для подготовки и переподготовки сотрудников, 30% – для обновления и улучшения внутрикорпоративных процедур и процессов, и 30% – для изучения рынка, маркетинга и продвижения новых продуктов. Кроме этого, компания уделяет значительное внимание распределенным (децентрализованным) инновациям, поощряя сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с потребителями, предлагать идеи относительно совершенствования бизнеса Singaporean Airlines [4]. Благодаря этому корпорация не только наращивает будущие денежные потоки, но и делает их статистически вероятными и стратегически защищенными.

Вывод

Несмотря на интенсивное развитие явления предпринимательства в последнее время, теоретическая модель предпринимательской деятельности не претерпела соответствующих изменений. Задача экономической науки состоит в активном поиске эффективных форм осуществления предпринимательской деятельности и результативных инструментов ее реализации.


Страница обновлена: 11.05.2025 в 20:59:31