Современная модель предпринимательской деятельности

Замылин И.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Каковы особенности предпринимательства в наше время? Отвечая на этот вопрос, автор анализирует модель рынка и предпринимательства, сформированную в трудах Австрийских ученых, ее трансформацию, инструменты, которые использует бизнес в наши дни, и приходит к заключению, что в последнее время теоретическая модель предпринимательской деятельности не претерпела существенных изменений. В этой связи задача экономической науки состоит в активном поиске новых эффективных форм и инструментов осуществления бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, стратегическое планирование, реальные опционы, неопределенность, модель предпринимательской деятельности



Развитие информационных технологий и процессы глобализации оказали существенное воздействие на эволюцию предпринимательства как экономического феномена. Однако несмотря на заметные изменения сущности и характера предпринимательской деятельности, они не нашли соответствующего отражения в теоретической модели предпринимательства. В настоящей статье предпринята попытка определить наиболее важные пути эволюции предпринимательской деятельности и самые заметные изменения, которые претерпело явление предпринимательства со времен Австрийской школы экономической мысли.

Модель рынка и предпринимательства в трудах австрийских ученых

Рынок, как утверждал Л. Мизес, образуется, когда в рамках некоторой экономической системы, встречаются и вступают в отношения обмена индивиды, каждый из которых преследует собственные интересы; рынок – это не место, не вещь и не коллективное образование [1]. Рынок – это процесс, приведенный в движение решениями, которые принимают различные индивиды, взаимодействуя в условиях разделения труда.

Движущей силой всех изменений, происходящих в рамках рыночной системы, является предпринимательская деятельность. Она начинается с поиска вариантов для удовлетворения потребностей индивида (предпринимателя). В большинстве случаев такая возможность скрыта в экономических диспропорциях, которые существуют из-за неравновесия на рынке. После обнаружения необходимой информации следует планирование и предпринимательское действие, которое поставляет новую информацию на рынок (например, о цене, по которой отдельные субъекты рыночных отношений готовы купить или продать товар или услугу). Новая информация провоцирует изменение в поведении участников рынка, что способствует установлению нового неравновесного состояния и предоставляет возможности для очередного арбитража.

Таким образом, рынок выполняет не только функцию обмена, но и играет роль источника ценной информации для наблюдателей трансакции и практического опыта для участников сделки. В экономике нет объективной информации, а рынок – это не преустановленный и отрегулированный механизм, но спонтанно возникшая форма организации взаимодействия между участниками процесса обмена.

Предпринимательская деятельность необходимым образом сопряжена с неопределенностью.

И. Кирцнер отмечает, что человек не может знать, как действие, им совершенное, будет воспринято другими участниками рыночного обмена, он не способен рассчитать реакцию остальных и не в состоянии предсказать, как изменится рыночное окружение. Весь процесс от создания новой информации до этапа интерпретации и корректировки «опоясывает» неопределенность [2]. Любое событие на рынке провоцирует цепную реакцию, и, поэтому между действием и результатом происходит бесчисленное количество разнообразных событий.

Участник рыночного обмена нивелирует неопределенность, накапливая практический опыт и реализуя его в процессе предпринимательской деятельности.

Таким образом, задача предпринимателя, по убеждению представителей австрийской школы экономической мысли, состоит в постоянном поиске возможностей для арбитража в условиях неопределенности (см. рис. 1 на с. 59). При этом решающим фактором успеха является накопленный опыт, который позволяет существенно увеличить качество принимаемых решений и количество прибыльных транзакций.

Рис. 1. Классическая модель предпринимательской деятельности

Современная модель предпринимательской деятельности

В условиях глобализации существенно изменилась структура мировых и региональных рынков, заметно возрос уровень и поменялся характер конкуренции, роль информации и знаний получила новое, более важное значение.

Все это привело к тому, что компании для успешной работы на рынке недостаточно учитывать неопределенность. Предприятие должно управлять неопределенностью, проектировать и создавать возможности для арбитража, изменять рынок в соответствии с потребностями бизнеса.

Предприниматель не может позволить себе быть сторонним наблюдателем рыночных процессов, он должен быть их активным участником. Ему мало практического опыта – для успешной организации предпринимательской деятельности необходимо уметь экспериментировать, учиться за счет проб и ошибок.

В таких условиях новое определение получает предпринимательская деятельность, под которой мы понимаем систематическую осуществляемую в условиях неопределенности активную деятельность субъектов рыночного процесса по извлечению прибыли (удовлетворению потребностей) за счет поиска существующих и создания потенциальных возможностей для арбитража и систематических инноваций.

Поскольку важнейшей чертой предпринимательской деятельности является систематический характер, первичной задачей участника рыночного обмена можно считать осознанное, целенаправленное создание условий для регулярного извлечения прибыли. Такое возможно при создании и поддержании конкурентоспособной организации.

Последнее компания реализует, осуществляя стратегическое планирование предпринимательской деятельности (см. рис. 2 на с. 61).

Рис. 2. Расширенная модель предпринимательской деятельности

Современные инструменты предпринимательства

Одновременно с изменением сущности предпринимательства активно эволюционируют инструменты предпринимательской деятельности. Все меньше запросам и потребностям организации отвечают такие инструменты как SWOT- и PEST-анализ, матрица Анцоффа и матрица Boston Consulting Group.

В современных условиях компания остро нуждается в инструментах, позволяющих проектировать и управлять гибкостью в условиях неопределенности. В этой связи нельзя недооценивать реальные опционы как инструмент стратегического управления предпринимательской деятельностию. По утверждению Р. МакГро, данный инструмент в условиях неопределенности максимизирует обучение и доступ к перспективам роста (upside opportunities) и сдерживает при этом возможности потерь (downside risk) [3].

Не менее важным условием эффективного развития в условиях глобализации является построение организационной структуры в соответствии с принципами модулярности и распределенной инновационной деятельности (distributed innovation).

Компании следует регулярно инвестировать в обучение персонала, пересмотр и анализ бизнес-процессов, а также создание новых продуктов. Реализуя данный подход, признанный лидер в области авиационных перевозок компания Singaporean Airlines сформулировала стратегию 4 – 3 – 3, в соответствии с которой корпорация использует 40% вложений, предназначенных для инвестирования в будущее, для подготовки и переподготовки сотрудников, 30% – для обновления и улучшения внутрикорпоративных процедур и процессов, и 30% – для изучения рынка, маркетинга и продвижения новых продуктов. Кроме этого, компания уделяет значительное внимание распределенным (децентрализованным) инновациям, поощряя сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с потребителями, предлагать идеи относительно совершенствования бизнеса Singaporean Airlines [4]. Благодаря этому корпорация не только наращивает будущие денежные потоки, но и делает их статистически вероятными и стратегически защищенными.

Вывод

Несмотря на интенсивное развитие явления предпринимательства в последнее время, теоретическая модель предпринимательской деятельности не претерпела соответствующих изменений. Задача экономической науки состоит в активном поиске эффективных форм осуществления предпринимательской деятельности и результативных инструментов ее реализации.


Источники:

1. von Mises L. Human Action: A Treatise on Economics. – San Francisco: Fox & Wilkes, 1963.
2. Kirzner I.M. Competition and Entrepreneurship. – Chicago: Chicago University Press, 1973.
3. McGrath R., McMillan I. Assessing Technology Projects Using Real Options Reasoning // Research Technology Management. − 2000. − Vol. 43 (4).
4. Heracleous L., Wirtz J. Singaporean Airlines’ Balancing Act // Harvard Business Review. – 2010. − July−August. – P. 145−149.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:03:12