Государственное регулирование рынка продукции птицеводства

Юдин Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье отражены основные направления государственного регулирования отечественного рынка продукции птицеводства и меры по управлению его конкурентоспособностью. Анализируется ситуация, связанная с вступлением России в ВТО. Проводится идея о том, что роль государства в формировании условий высокой конкурентоспособности птицеводческой продукции отечественных сельхозпроизводителей должна быть активной и отвечающей требованиям мировой экономики.

Ключевые слова: конкурентоспособность, государственное регулирование, государственная поддержка, вступление России в ВТО, рынок продукции птицеводства



Государственное регулирование АПК является важнейшим направлением аграрной политики экономически развитых стран. При этом используются различные экономические рычаги, способствующие созданию благоприятной среды для эффективного функционирования АПК.

В России в условиях аграрных изменений мы наблюдаем формирование системы государственного регулирования сельского хозяйства. Помимо прямого субсидирования отдельных подотраслей АПК, в настоящее время используются косвенные меры поддержки отрасли: страхование урожая, единый сельскохозяйственный налог, субсидирование процентных ставок по кредитам, федеральный лизинг и др.

Новый этап в развитии сельского хозяйства, характеризующийся совершенствованием механизма его регулирования, начался в 2006 году и связан с реализацией национального проекта «Развитие АПК», принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и последующей разработкой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 гг.» [3].

Современные государственные механизмы регулирования птицеводства направлены главным образом на достижение интенсификации производства отечественной птицеводческой продукции и повышение ее конкурентоспособности на рынке.

При этом особую важность имеет государственное регулирование и управление конкуренцией на рынке продукции птицеводства. Деятельность государства в управлении конкуренцией и конкурентоспособностью должна осуществляться по трем основным направлениям: создание конкурентной среды, регулирование конкуренции на внутреннем рынке, поддержка конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке (см. рис.).

Рис. Направления государственного управления конкуренцией и конкурентоспособностью на рынке

Image 1

Управления конкурентоспособностью продукции птицеводства

Государственное воздействие на конкурентную среду представляет собой инструмент регулирования экономики, направленный на предотвращение нарушений экономического равновесия, основными моментами которого являются:

– охрана и поощрение конкуренции;

– контроль над предприятиями и организациями, занимающими превалирующее положение на рынке;

– ценовой контроль;

– содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Значимым направлением государственного управления конкурентоспособностью продукции птицеводства на внутреннем рынке является защита отечественных сельхозпроизводителей от недобросовестной конкуренции, что, в первую очередь, применительно к реализации внутри страны импортной продукции, более низкая цена которой обуславливается экспортными субсидиями в странах-экспортерах, занижением таможенной стоимости продукции и др. К мерам данной защиты на внутреннем рынке могут относиться импортные пошлины (направленные на уменьшение диспаритета цен между ввозимой и отечественной продукцией) квоты на ввоз, ограничивающие объемы импорта.

Первым мероприятием со стороны государства, действительно регулирующим рынок мяса птицы, выступило принятие и реализация постановления Правительства РФ от 23.01.2003 № 48 «О мерах по защите российского птицеводства», которым были установлены импортные квоты на ввоз мяса птицы на 2003−2006 годы (2003 г. – 774 тыс. тонн, 2004 г. – 1050 тыс. тонн, 2005 г. – 1090 тыс. тонн, 2006 г. – 1130,8 тыс. тонн).

Дальнейшее таможенно-тарифное регулирование рынка мяса птицы осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006−2009 гг.» (предусматривающее увеличение поставок по импорту к 2009 г. до 1252 тыс. тонн).

В период кризисной экономической ситуации (2008−2009 гг.) было принято постановление Правительства РФ от 08.12.2008 № 918, в результате чего на 2009 год был сокращен объем импортной квоты на 300 тыс. т мяса птицы и значительно повышены таможенные тарифы на внеквотные поставки. На 2010−2012 гг. объемы импортных поставок определены постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010−2012 гг.» [3].

Ситуация после вступление России в ВТО

Следует отметить, что 16 декабря 2011 г. состоялось подписание протокола присоединения России к ВТО. Вступление России в ВТО сопряжено с рядом ограничений в отношении реализации государственной аграрно-продовольственной политики (ограничения охватывают регулирование доступа к рынку, внутреннюю поддержку сельского хозяйства и экспортное субсидирование). Россия согласилась по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа. Так средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 11,2% по сравнению с текущим уровнем в 15,1% (ставки по видам продукции представлены в табл. 1).

Таблица 1

Ставки импортных пошлин на ряд товарных позиций в АПК

Продукция
Ставки импортных пошлин, %
дельта
сейчас
в ВТО
Зерно
15,1
10,0
-5,0
Молочная продукция
19,8
14,9
-4,9
Растительные масла и животные жиры
9,0
7,1
-1,9
Сахар, $/т
243
223
-20
Говядина*
15 (50)
15 (55−27,5)
Свинина*
15 (75)
0 (65−25)
Мясо птицы*
25 (95)
25 (80−37,5)
Живые свиньи
40,0
5,0
-35,0
* в скобках указана внеквотная пошлина

После вступления России в ВТО внутриквотная пошлина на мясо птицы составит 25%, внеквотная – 80%, в случае отмены квот Россия должна будет установить единую ввозную пошлину на мясо птицы – не более 37,5%. Учитывая вступление России в ВТО, конкуренция на рынке птицеводческой продукции значительно усилится. Поэтому необходимо вплотную заниматься продвижением продукции на экспорт. Мировой сельскохозяйственный рынок традиционно закрытый, и особенно он труднодоступен для России. Вступление в ВТО дает нам возможность расширить рынки сбыта, но для этого необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность и качество продукции, соответствующее ветеринарным требованиям, которые в ряде стран более жесткие, чем в России. Риски российского АПК после вступления в ВТО рассмотрены в табл. 2.

Таблица 2

Возможные риски развития АПК после вступления России в ВТО [2]

Возможные риски
Комментарий
Снижение инвестиций в АПК
− инвесторы не уверены в перспективах своего бизнеса ввиду зависимости от экономической политики государства и эффективности защитных мер;
− в животноводческой отрасли при развитии негативного сценария (в случае, если не сработают меры защиты) маржа может снизиться в 2 раза, сроки окупаемости проектов увеличатся в 1,5–2 раза (с 6−8 до 10−12 лет).
Сокращение маржи, увеличение сроков окупаемости проектов
Сбыт в Россию больших объемов импорта сельхозпродукции
− снижение тарифной защиты приведет к росту импорта, который будет давить на рентабельность и способствовать вытеснению неэффективных игроков (наименее устойчивыми окажется сектор ЛПХ и КФХ), а в долгосрочной перспективе крупным производителям будет обеспечено доминирующее положение на рынке;
− России не гарантирован выход на рынки стран-участников ВТО
Снижение тарифной защиты при отсутствии гарантий доступа российской продукции на внешние рынки
Анализ возможных рисков вступления России в ВТО в условиях снижения тарифной защиты сельхозпродукции свидетельствует о необходимости увеличения господдержки отраслей АПК с целью повышению конкурентоспособности и экономической эффективности отечественного АПК, а также благоприятного инвестиционного климата. По оценке экспертов, ежегодный уровень поддержки птицеводческой отрасли после вступления России в ВТО должен составлять порядка 20 млрд рублей.

В условиях глобализации агропродовольственных рынков и членства России в ВТО встает вопрос о повышении конкурентоспособности отечественной продукции (в частности продукции птицеводства) на внешнем рынке. Основными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и ее доли на внешнем рынке, являются экспортные субсидии, наличие сертификатов на соответствие международным стандартам качества, поддержка в создании экспортной инфраструктуры.

Вывод

Подводя итог, следует отметить, что главным субъектом, формирующим конкурентную среду и осуществляющим поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на рынке, является государство, которое призвано решать задачу создания равных конкурентных возможностей для сельхозпроизводителей на внутреннем рынке и поддерживать их на мировых рынках. По нашему мнению, роль государства в формировании условий высокой конкурентоспособности птицеводческой продукции отечественных сельхозпроизводителей должна быть активной и отвечающей требованиям мировой экономики. Для управления конкурентоспособностью требуется системный подход к научной обоснованности данного процесса, разработке его принципов и методов. На государственном уровне должна сложиться методологическая база управления конкурентоспособностью, включающая определение критериев уровня конкурентоспособности продукции и создание правовой базы управления этим процессом.


Источники:

1. Целевая ведомственная программа Минсельхоза России «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010−2012 годы».
2. Агросектор и риски вступления в ВТО // Агроинвестор. – 2012. − № 2. – С. 18−22.
3. Информационно-правовой портал Garant.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 17:54:21