Формирование концепции развития вуза в условиях рыночной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (36), Декабрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лазарев Г.И. Формирование концепции развития вуза в условиях рыночной экономики // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 12. – С. 30-34.
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 11/2002).
Все задачи управления вузом как крупной управленческой структуры рассматриваются с точки зрения его целей и задач. В предлагаемой нами концепции определяются: а) основные направления деятельности по формированию новой организационно-экономической структуры вуза; б) цели и задачи по отдельным направлениям; в) принципы решения проблем, стоящих перед вузом в новых экономических условиях. Для этого необходимо рассмотреть возможности совершенствования ключевых направлений в структуре управления вузом в период становления рыночных отношений.
Ключевые слова: вуз, управление вузом, развитие вуза
Все задачи управления вузом как крупной управленческой структуры рассматриваются с точки зрения его целей и задач. В предлагаемой нами концепции определяются: а) основные направления деятельности по формированию новой организационно-экономической структуры вуза; б) цели и задачи по отдельным направлениям; в) принципы решения проблем, стоящих перед вузом в новых экономических условиях. Для этого необходимо рассмотреть возможности совершенствования ключевых направлений в структуре управления вузом в период становления рыночных отношений.
Поиск новых организационных форм по отдельным направлениям в вузе заключается в определении факторов, которые могут принести эффект в новых условиях. Выделение существенных факторов определяет то, что является главным в решении проблемы, в каких направлениях сосредоточивается внимание при поиске организационных решений. При таком подходе поиск носит более целенаправленный характер. Решения, уже осуществленные на практике, также группируются по существенным факторам. С точки зрения изложения материала нет необходимости подробно рассматривать содержательный смысл всех решений, достаточно лишь привести примеры таких решений.
Однако прежде чем переходить к рассмотрению новых подходов по отдельным направлениям деятельности, исследованию факторов, способных содействовать их развитию, необходимо сформулировать самые общие принципы построения новой организационной структуры.
Система управления должна соответствовать принципиально новым внешним условиям. Главное изменение во внешней среде с переходом к рыночной экономике – это появление конкуренции во всех сферах деятельности общества, в том числе и в сфере образования. И это условие есть неотъемлемое свойство нового уклада экономики. В современных условиях работодатель хочет видеть на конкретной должности классного специалиста, способного продвигать производство на новый качественный уровень. Такого специалиста не нужно переучивать с помощью работы на производстве в течение нескольких лет. Только высокий профессиональный уровень специалистов, которые работают в интересах вуза, способен обеспечить выживаемость высшей школы в новых условиях. И в этом интересы вуза как самостоятельной организации полностью совпадают с интересами государства (рис. 1).
Для того чтобы обеспечить высокое качество образования, необходимы ресурсы. Качество для вуза – достаточно сложная категория, которая включает в себя условия учебы и жизни студентов, условия труда преподавателей и многое другое. Новая организационная система управления в вузе должна быть настроена таким образом, чтобы максимально использовать потенциал вуза в направлении самостоятельного изыскания средств. Если в условиях командно-административной системы такой проблемы в вузах вообще не было, то сейчас она становится одной из ключевых. И как следствие – потребность в организации глубокой аналитической работы по планированию экономического положения вуза.
Рис. 1. Основные элементы концепции формирования новой организационной структуры управления вузом
В условиях жесткого ограничения всех видов ресурсов должны быть разработаны схемы наиболее эффективного их использования. В первую очередь это относится к организации учебного процесса, поскольку именно в его ходе и осуществляется потребление основной массы ресурсов. Необходимо полностью исключить либо свести к минимуму все непроизводительные затраты. Учебный процесс должен быть эффективным. Эффективность в основном определяется технологичностью и экономичностью. Новые организационные и экономические методы начнут работать в вузе тогда, когда не только ректорат поймет проблемы и попытается их разрешить, но и весь аппарат управления настроится на новое мышление, когда каждый рядовой преподаватель и сотрудник почувствует заинтересованность, в том числе и экономическую, в развитии вуза.
Изменившиеся условия внешней среды вуза диктуют необходимость реорганизации системы управления, ориентированной не только на задачи внутреннего характера, но и на необходимость создавать организационные формы, направленные на взаимодействие с внешним по отношению к вузу миром. Более жесткие условия вынуждают вуз добиваться не только более стройной внутренней организации, но и стремиться к отстаиванию корпоративных интересов во внешней среде.
Отстаивая свои интересы во внешнем мире, вуз должен совершенно по-новому строить свои отношения в существующем мире. Это означает поиск партнеров и заказчиков на свою продукцию, изучение потребительского спроса на образовательные услуги, построение четкой системы взаимоотношений с местными органами власти и управления, завоевание высокого авторитета вуза в регионе и за его пределами.
Новых задач организационного характера возникает очень много. При их решении необходимо соблюдать координацию между всеми заинтересованными сторонами, а взаимодействие органов управления должно происходить в режиме реального времени. Поэтому чрезвычайно важным направлением работы является развитие информационных технологий в управлении и практически любая задача должна рассматриваться через призму ее представления в едином информационном пространстве вуза.
Без широкомасштабного использования в учебном процессе новых образовательных технологий сегодня невозможно обеспечить новое качество образования и конкурентоспособность. Новые технологии в управлении и в учебном процессе по мере их развития оказывают все большее и большее влияние друг на друга, и этот процесс находится в постоянном движении.
Кроме объединяющего принципа использования новых технологий необходимо отметить и еще одну особенность. Чаще всего для построения логики поиска решений по отдельным направлениям используются основные положения теории управления, показавшие высокую эффективность в передовых областях современного производства, которое функционирует в условиях рыночной экономики. Применение в такой новой предметной области, как управление вузом, современных методов исследования (теория маркетинга, управление качеством и другие) в настоящее время находится на стадии опытных проработок не только у нас в стране, но также и в странах с развитой рыночной экономикой.
Одним из примеров разработки и реализации целостной концепции управления является проводимая реорганизация в рамках Владивостокского университета экономики и сервиса. В значительной степени использование изложенного выше подхода в практической деятельности обусловило динамичное развитие вуза, а также высокий интерес к его разработкам в области развития организационно-экономических методов управления со стороны большого количества учебных заведений России.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:04