Совершенствование управления энергетической безопасностью Республики Бурятия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (217), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Автор высказывает мнение, что в Бурятии во всех секторах конечного потребления имеется значительный технический потенциал энергосбережения – не менее 35% от объема текущего потребления. Для реализации региональных программ энергосбережения предлагается сформировать дирекцию по управлению энергобезопасностью, а на уровне каждого предприятия – стимулировать сотрудников к энергосбережению, предложив экономически выгодные для них правила поведения.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергосбережение, потенциал, энергоэффективность, ресурсы и факторы производства
В условиях ежегодно увеличивающего спроса на энергию Республика Бурятия испытывает дефицит в энергетических ресурсах. Основные проблемы состоят в следующем:
– пониженная надежность электроснабжения и энергодефицитность отдельных районов;
– изношенность оборудования предприятий ТЭК (около 52% от установленной мощности);
– износ электрических сетей, который достиг 66%;
– низкое нормативное качество электроэнергии по отклонениям напряжения;
– высокий уровень технических и коммерческих потерь электроэнергии (до 30%).
В этой связи повышение энергосбережения и энергоэффективности для экономики Бурятии чрезвычайно актуально.
Одной из важных причин высокой энергоемкости является отсутствие скоординированной, реально осуществляемой национальной политики. Среди других причин, обусловивших высокую энергоемкость России, можно назвать:
– недостаточное осознание обществом значимости энергоэффективности
– недостаточность статистических данных, низкий уровень осведомленности;
– отсутствие четких экономических стимулов для инвестирования в энергосбережение;
– неоптимальная тарифная политика;
– высокие транзакционные издержки;
– отсутствие конкуренции в секторе энергоснабжения.
В последние годы энергоэффективность стала важным приоритетом государственной политики России. Энергосбережение выступает одним из факторов экономического развития.
Целевые параметры и целевые показатели
Для достижения целевых параметров системы энергосбережения необходимо предусмотреть механизм организации взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Формы этого взаимодействия должны учитывать:
1) согласование и установление объема средств федерального бюджета и порядка их предоставления субъектам федерации для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей;
2) мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчетности и деятельности в субъектах федерации, уполномоченных представителей государственных заказчиков программы.
Кроме того, необходимо обеспечить согласование показателей государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и региональных программ энергосбережения [2].
В этой связи необходимо отразить в региональных программах следующие целевые показатели и их значения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе, в системах коммунальной инфраструктуры;
4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе, по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности [1].
Потенциал повышения энергоэффективности в Бурятии
Повышение энергоэффективности в регионах может быть обеспечено, прежде всего, на основе повышения энергетической эффективности работы генерирующих источников, уменьшения технических и коммерческих потерь при транспортировке электрической и тепловой энергии, а также ведения рациональных балансов реактивной мощности [3].
Стратегическая цель энергетической политики современной России – повышение эффективности использования природных энергоресурсов и потенциала энергетического сектора при непрерывном опережающем развитии качества и запасов энергетических ресурсов для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения [8].
В Бурятии существует значительный технический потенциал повышения энергетической эффективности как в секторе топливно-энергетического комплекса (ТЭК), так и в секторах конечного потребления энергии. Так, например, модернизация мощностей в электроэнергетике позволит снизить средний удельный расход топлива на производство 1 кВт-ч на 30%. Снижение потерь в электрических сетях с 18 до 10% позволит достигнуть экономии топлива в объеме до 1,5 млн т. у. т. в год.
Бурятия обладает значительным потенциалом использования возобновляемых источников энергии, применимых в составе систем локальной энергетики, – гидроресурсов малых рек (до 146 млрд кВт-ч в год), геотермальной энергии (до 4 т. у. т. с 1 м2 в год), энергии ветра (до 4611 млрд кВт-ч в год). Технический потенциал энергосбережения в секторах конечного потребления энергии оценивается в 1,6 млн т. у.т. (7% от совокупного потребления энергии). Таким образом, в Бурятии во всех рассмотренных секторах конечного потребления имеется значительный технический потенциал энергосбережения – не менее 35% от объема текущего потребления.
Потенциал повышения энергетической эффективности в секторах конечного потребления значительно выше, чем в секторе производства и распределения энергии. Кроме того, экономия энергии для конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов. Например, снижение потребления электроэнергии на 1 кВт-ч конечным пользователем означает экономию почти 5 кВт-ч первичных энергоресурсов.
Повышение удельного энергопотребления в Бурятии
В соответствии со Стратегией развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 г. потенциал энергосбережения в республике оценивается в 12–20% [8]. Эти цифры отчасти подтверждаются уровнем потерь энергии в сетях. В соответствии с принятой энергетической стратегией, а также программой энергосбережения к 2030 г. предполагается снизить энергоемкость валового регионального продукта в 2,5 раза, а электроемкость – в 1,9 раза, что максимально приблизит данные показатели к средним показателям по России. Это накладывает дополнительные требования к развитию энергосбережения в электроэнергетике, генерации и распределительных сетях, в потребительском секторе, в том числе, на транспорте, в сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
На основании анализа энергопотребления в Республике Бурятия можно сделать вывод о том, что в республике повышается удельное энергопотребление в основных отраслях промышленности. Наиболее высокие удельные расходы топливно-энергетических ресурсов наблюдаются в заготовительной отрасли и в целлюлозно-бумажной промышленности.
Построение статического портрета энергетического потенциала предприятий Республики Бурятия, характеризующихся значительными удельными расходами топливно-энергетических ресурсов и являющихся промышленными объектами, на которых планируется реализовывать мероприятия программы энергосбережения региона, выявило рост большинства показателей энергосбережения и энергоэффективности с 2009 г. по 2011 гг.
Для предприятий характерна низкая эффективность использования получаемых энергоресурсов, имеются существенные резервы для увеличения энергетической безопасности.
Наибольшим энергетическим потенциалом обладает ОАО «Селенгинский ЦКК».
Действия по управлению энергобезопасностью региона
Для управления реализацией программ в сфере управления энергобезопасностью (в частности, ее основными характеристиками) на любом уровне необходимо сформировать дирекцию программы, которая должна:
1) обеспечивать исполнение сформулированной стратегии, с использованием определенного вида адаптации;
2) быть наделена соответствующими полномочиями: межсистемная координация и организация межсубъектного взаимодействия исполнителей программных мероприятий, сведение планов субъектов на разных уровнях управления, сбор анализ информации и отчетности о реализации программы.
Основным способом решения задач повышения уровня энергобезопасности на предприятиях может стать стимулирование энергосбережения и энергоэффективности, то есть предложение сотрудникам экономически выгодных для них правил поведения, для эффективного использования запаса ресурсов.
Источники:
2. Васильева М.В. Концептуальная модель управления экономикой регионов // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2012.– № 1. − С. 556.
3. Васильева М.В. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов/ М.В. Васильева, А.Р. Урбанович // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 2. – С. 30−38.
4. Постановление Правительства Республики Бурятия от 08.07.2010 г. № 277 «Об утверждении республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Бурятия до 2020 года».
5. Пяткова Н.И., Рабчук В.И., Сендеров С.М. и [др]. Энергетическая безопасность России: проблемы и пути решения // Ин-т систем энергетики им. JI.A. Мелентьева. – Новосибирск: изд-во СО РАН, 2011. – 198 с.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
7. Сендеров С.М., Славин Г.Б. Существующее состояние и основные направления обеспечения энергетической безопасности Республики Бурятия. − Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2004. 48 с.
8. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года / под ред. В.В. Бушуева, П.П. Безруких. – М.: ГУ ИЭС, 2009. – 82 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:59:55