Современное состояние и проблемы функционирования кластеров
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (217), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье понятие «кластерная политика» анализируется в контексте существующих теорий – российских и зарубежных. Рассмотрены основные проблемы, возникающие при формировании кластеров в регионах.
Ключевые слова: инвестиции, аутсорсинг, диверсификация экономики, кластер, конкурентоспособность региона, научный потенциал, кластеризация, высокотехнологичные отрасли
В последнее время повышение конкурентоспособности регионов становится неотъемлемой заслугой развития кластеров. Но в основном эффективность функционирования кластеров в разных странах зависит от наличия возможностей для их развития (сырье, материалы, территория, технологические и наукоемкие особенности). Так, в Германии процветает машиностроение из-за наличия высокоразвитых компонентов для этих отраслей. В Италии создаются целые отраслевые комбинации: металлообработка – режущий инструмент; мода – дизайн; кожа – обувь; деревообработка – мебель. Китаю необходимо было 15 лет для создания продуктов за счет низкой цены, которая зависит от дешевой рабочей силы. В Европейских странах количество кластеров насчитывается более 2 тыс., а в США больше половины предприятий работает в рамках кластеров. Каждая четвертая компания в Европе работает в кластерной среде, кластеры тесно связаны с другими местными компаниями и местной бизнес-структурой. Датская, финская, норвежская промышленность полностью охвачены кластеризацией. Финляндия на сегодняшний момент, располагая 0,5% мировых лесных ресурсов, обеспечивает мировую экономику продукцией деревопереработки и бумаги [6]. В Китае промышленная территория разделена на 60 кластерных зон, где работает 30 тыс. предприятий и компаний.
В Российской Федерации, как и на мировой арене, уделяется большое внимание кластеризации экономики. Примером служат не только разработки ученых в данной области, но и законодательное применение на практике кластерного подхода. Кластеры успешно развиваются в тех регионах, где существуют для этого объективные условия: наличие групп предприятий, связанных производством конечного продукта, эффективная система распределения ресурсов, наличие региональных программ.
Кластерная политика
Схему развития идеального регионального кластера разработал М. Сторпер. Она включает в себя шесть стадий [7]. По мнению ученых британской школы, не все кластеры проходят шесть стадий развития, некоторые стадии выпадут, другие будут пройдены в дальнейшем. Представители вышеуказанной школы: Р. Каплински, К. Фримэн, Дж. Хам фри, Х. Шмитц, Дж. Даннинг.
Другая основополагающая концепция британской школы – цепочки добавления стоимости и кластера Шмитца и Хамфри. Суть данной концепции – в соединении связей на локальном уровне и глобальном. Они заменили понятие «улучшения конкурентоспособности экономических субъектов» более целесообразным «усовершенствование» (upgrading) [5].
Помимо признанных зарубежных ученых кластерной теории, существует национальный подход к определению кластера, который развивали отечественные ученые. В частности Афанасьев М., Мясникова Л. рассматривали влияние мировой конкуренции на кластеризацию экономики на примере кластеров Италии, Японии [2]. Мингалева Ж., Ткачева С. Изучали индийско-китайскую модель кластеризации, где основной акцент делался на зарубежные инвестиции [3]. Ферова И.С. рассматривала кластеры в контексте формирования региональной промышленной политики, разработала методологию выявления и идентификации региональных кластерных систем [4]. Войнаренко М. сформировал концепцию «5-И» – это 5 условий, которые играют ключевую роль для успешного функционирования кластера (связи между участниками кластера, конкуренция, кооперация, рыночный спрос) [1].
Такое широкое понимание кластерной политики, по сути, как определенной систематизированной программы не способствует выявлению сущностных качеств собственно кластера как фактора пространственной организации. Следует заметить, что сегодня понятие «кластерная политика» в толковых словарях и трудах ученых не отличается однозначностью понимания, для этого в данном исследовании постараемся предоставить наиболее четкое определение данного термина.
Кластерная политика – это совокупность способов, методов и механизмов государственного регулирования, направленных на обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения качества конечной продукции, конкурентоспособности предприятий, образующих территориально-производственные кластеры и эффективное взаимодействие участников кластера.
Проблемы развития кластеров в регионах
Проблемы реализации кластерной политики в регионе складываются:
– из общих сложностей ее реализации,
– из особенностей, связанных со спецификой социально-экономического развития региона.
Основная особенность, создающая проблемы, наблюдается между кластерами в зависимости от местоположения, специализации и внутренней структуры. Поэтому одной из острых проблем, является вопрос определения лучшей практики.
Правительственные программы могут быть пригодными, так и непригодными на практике. Отсюда целесообразность использования инструментов кластерной политики к конкретно взятой ситуации. Из практики поддержания одних целей возникает сопутствующая проблема – развитие кластеров с одной специализацией в различных регионах, что понижает конкурентоспособность и саму идею создания кластеров. Также при создании инновационных кластеров власти часто игнорируют условия для их образования. Еже одной проблемой выступает политизированность термина «кластер», использование его в качестве бренда, необходимого для подержания и усиления экономического роста региона. Можно заметить, что присваивая тому или иному предприятию статус кластера, власти надеются на привлечение инвестиций в регион.
Предпочтения таким кластерам отдаются по политическим соображениям, а не по результату проведенного анализа. Созданные на основании этих убеждений кластеры не имеют многих конкурентных преимуществ. К проблемам в дискретных кластерах следует отнести низкий уровень развития аутсорсинга и механизма «субконтрактации», низкий уровень конкурентоспособности внешних поставщиков, недостаток офисной недвижимости, высокие сроки освоения новой продукции, высокий уровень брака.
Безусловно, развитие и создание новых высокотехнологичных отраслей производства, а также развитие кластеров привлечет внимание бизнеса и органов государственной власти. При этом создание соответствующей институциональной базы и формирование национальной системы поддержки и развития кластеров является приоритетной задачей власти.
Заключение
Перспективные экономические кластеры должны формироваться при серьезной поддержке государства в тех регионах-локомотивах, где имеется значительный промышленный и научный потенциал.
Источники:
2. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. − 2005. − № 4. − С. 75−86.
3. Мингалева Ж., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // МЭМО. − 2000. − № 5. − С. 97−102.
4. Ферова И.С. Промышленные кластеры в контексте формирования региональной промышленной политики // Вестник Красноярского государственного университета. – 2005. − № 7.
5. Humphrey J., Schmitz H. Governance and Upgrading: Linking Industrial Cluster and Global Value Chain Research. IDS Working Paper № 120, 2000. 37 p.
6. Oulu Region − The Direction for Expertise. − Oulu: Painotalo Suomenmaa, 2003.
7. Storper M., Walker R. The capitalist imperative. Territory, technology, and industrial growth. N.Y.: Basil Blackwell, 1989. 292 p.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:00:31