Социальное партнерство как фактор развития высшего образования
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (217), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ковцев К.В. Социальное партнерство как фактор развития высшего образования // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 19. – С. 119-124.
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы потребительского поведения, негативно влияющие на качества высшего образования в России. Выходом из создавшегося положения автор видит социальное партнерство в сфере образования, позволяющее повысить конкурентоспособность вузов.
Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, социальное партнерство, потребительское поведение
Cегодня российское образование переживает непростые времена. С одной стороны, на вузы оказывает давление государство, требуя кардинальной перестройки деятельности, тотальной инновационности и высокой конкурентоспособности, с другой стороны – потребители, предъявляя определенные требования по структуре специальностей, имиджу, а так же качеству и «легкости» обучения. И, наконец, работодатели недовольны уровнем подготовки, набором компетенций, и не соответствием ожиданиям новоиспеченных специалистов.
Однако необходимо отметить, что при этом в России более высокий спрос на услуги системы высшего образования со стороны населения, по сравнению с целым рядом стран, включающих как наиболее сильные в экономическом плане страны Евросоюза, так и США. И существующий спрос на высшее образование не только не ослабевает, даже не смотря на не столь значительный прирост будущих доходов выпускника вуза, но и продолжает расти. Даже в период «демографической ямы» конкурсы в вузы оставались чрезвычайно высокими, чему способствовал и переход на новые условия приема в вузы по ЕГЭ.
Попытаемся рассмотреть проблемы потребительского выбора и некоторые пути их разрешения.
Проблемы потребительского поведения
Современное потребительское поведение в сфере высшего образования формирует следующие тенденции.
Во-первых, формируется группа элитных потребителей высшего образования, которые основывают свой выбор на соображениях престижа и для них высокая цена образовательной услуги создает ее дополнительную привлекательность (для этой категории образование превращается в товар класса люкс, потребление которого подтверждает их социальный статус). Иные категории потребителей также ориентируются на престиж образования, но готовы пренебречь им в стремлении любым путем получить бюджетное образование.
Ориентация на элитный сегмент рынка приводит к необоснованному завышению цен на платные образовательные услуги престижных вузов. Зачастую российские вузы устанавливают более высокие цены на свои платные услуги чем иностранные, что приводит к возникновению риска оттока российских абитуриентов. За последние годы этот риск значительно возрос, что связано с ростом языковой культуры населения (особенно молодежи), усложнением процедуры приема в вузы и усилением фактора случайности при зачислении на бюджетные места.
Отметим и привлекательность для российского потребителя «всего иностранного», которое сложилось еще в советский период и до сих пор не изжито в сознании российского потребителя. Особенно привлекательными для российских граждан остаются вузы Великобритании, США, в меньшей степени Австрии, Германии и скандинавских стран.
Необходимо также отметить, что европейское образование привлекательно не только для элитной категории потребителей, оно вызывает все больший интерес у относительно обеспеченных потребителей, которые не способны оплатить образование своих детей в престижных российских или иностранных вузах. Но они не хотят останавливать свой выбор на средних в конкурентном отношении вузах, считая уровень их цен завышенным по отношению к предоставляемому ими качеству услуг. Часто они не способны оценить действительное качество услуг и смешивают свои представления о качестве со сложившимся имиджем вуза и его услуг.
Во-вторых, ведущую роль в выборе вуза и образовательной программы занимают родители абитуриентов, и именно на них вузы направляют свои программы продвижения. В частности, вузы, ориентируясь на существующие предпочтения потребителей, стремятся развивать главным образом «видимую сторону» как образовательных услуг, так и вуза в целом, в результате чего их действительное качество снижается.
В-третьих, преобладает случайный доступ к высшему образованию, формируемый приемом по ЕГЭ, что негативно отражается на мотивации к получению знаний и навыков, но усиливает привлекательность диплома о высшем образовании.
Снижается в последнее время и мотивация учащихся к получению знаний и навыков, что объясняется и случайным доступом к образовательным программам, и переложением ответственности на родителей, и излишним упрощением процесса аттестации учащихся.
В-четвертых, все больше потребитель диктует вузу условия своего обучения, заставляя его развивать окружающую среду образования. Все более распространяется так называемая «игра в обучение», чему способствуют соображения конкурентоспособности вузов, рекомендующие удерживать учащихся, не способных к обучению, но приносящих вузу дополнительные или бюджетные ресурсы [1]. Дело в том, что многие российские вузы, не располагая информацией о своем потребителе (зачастую и не стараясь что-либо делать для ее получения), пытаются привлекать и удерживать учащихся за счет слепого следования их требованиям, обычно не согласующимся с действительным качеством образовательных услуг, и усиливающих сложившуюся тенденцию к «игре в образование».
Указанные тенденции, углубляют сложившийся кризис качества высшего образования в России. Можно утверждать, что неверная интерпретация потребительской привлекательности фактически препятствует обеспечению конкурентоспособности вуза, как организации преследующей общественнозначимые цели.
Более зависимы российские вузы и от реализуемой в стране государственной политики в сфере высшего образования. Фактически указанные приоритеты государственной политики вынуждают вузы развиваться по определенному, не ими определенному, пути и выбирать такие направления, которые не являются для них наиболее перспективными с точки зрения обеспечения конкурентоспособности [2].
Социальное партнерство в сфере образования
В этих условиях можно повысить конкурентоспособность вуза за счет развития механизмов социального партнерства. Социальное партнерство – «это мощное средство повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивающее связь образовательных услуг с экономической жизнью, сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда» [3]. Отметим, что в настоящее время социальное партнерство рассматривают преимущественно через призму дополнительного финансирования вузов [1]. Однако его возможности гораздо шире: это и формирование итоговых компетенций студента, и возможность трудоустройства выпускников, и повышение квалификации преподавателей. Активное развитие такого рода механизмов может привести к повышению конкурентоспособности, когда вуз будет стараться усилить успешность в тех параметрах, которые оказываются значимыми для участников системы партнерства [5].
Именно взаимодействие с социальными партнерами в сфере бизнеса поможет развивать инновационную инфраструктуру вуза, которая позволит обеспечить рост качества образовательных услуг выпускников и их дальнейшую востребованность рынком. Когда инновационная инфраструктура будет развита, необходимо будет осуществлять те меры по продвижению сектора высшего профессионального образования, которые реализуются в настоящее время и остаются на текущий момент не состоятельными [4]. Так, например, факторы, которые сейчас препятствуют продвижению высшего образования технического и инженерного профиля, могут быть сглажены за счет их позитивной потребительской оценки и повышения уровня востребованности рынком труда, в частности, в рамках созданной инновационной инфраструктуры.
Выводы
Анализ проблем российского высшего образования позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, существует серьезный разрыв между потребительской оценкой конкретных образовательных программ и профессиональных направлений в целом и их оценкой потенциальными работодателями. Этот разрыв вообще характерен для высшего образования, но в России власть потребителей в этой сфере выше.
Во-вторых, слабо развито социальное партнерство в сфере высшего образования, которое бы позволило создать эффективную инновационную инфраструктуру высшего образования и включить вузы в инновационные процессы, способные сократить разрыв между реализуемым и востребованным рынком качеством образовательных услуг.
В этих условиях российские вузы могут надеяться только на себя, более того, развивая свои конкурентные преимущества, сильные в конкурентном отношении вузы могут повлиять и на реализуемую государственную политику в сфере высшего образования.
Источники:
2. Пашкус В.Ю. Качественная оценка конкурентоспособности вуза // Журнал правовых и экономических исследований. – 2012. – № 1. – С. 106−109.
3. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. – М., 2005. – 82 с.
4. Рыбаков Ф.Ф. Экономика научно-технического прогресса: ретроспективный анализ // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2010. – Т. 13. – № 1. – С. – 7−40.
5. Социальное партнерство в сфере образования / Осипов А.М., Карстанье П., Тумалеев В.В., Зарубин В.Г. // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития. – Сб. научн. статей. – Вып.5. – СПб: Институт бизнеса и права, 2008. – С. 291−295.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:01:08