Новый принцип классификации инфраструктур

Савченко Е.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 19 (217), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложен новый подход классификации видов инфраструктуры, позволяющий более объективно принимать управленческие решения инфраструктурного строительства.

Ключевые слова: классификация инфраструктуры, идентификационные признаки, распределения функциональных возможностей



Наличие прямой связи между развитием экономики страны и степени ее инфраструктурного развития для современных экономистов и ученых является давно общепринятой нормой. Сегодня имеется четкое понимание необходимости инфраструктурного развития для успешного функционирования различных сфер деятельности, причем это относится не только к бизнесу материальной сферы производства, но и к нематериальному производству с вовлечением в деятельность как частного капитала, так и с исключительно государственной формой участия.

Существующие классификации различных видов инфраструктур, идентифицируют только по специализации соответствующих отраслей. Это не позволяет сформировать абсолютно объективный, единый идентификационный признак существующих видов классификаций. В результате, при возможном коммуникативном использовании разными отраслями одного и того же вида инфраструктуры, существующие классификации идентифицируют соответствующую инфраструктуру одновременно по разным признакам (видам).

По причине «размытости принципа» отнесения инфраструктуры по строго сформулированному признаку, инфраструктура, определенная по «функциональному признаку» может быть отнесена к «пространственному признаку» или «признаку обслуживания рынков». Так, действующие в рамках финансовых институтов коммерческие банки, отнесенные к инфраструктуре по «функциональному признаку» осуществляя в том числе международную деятельность, специализируясь на одном или нескольких рынках (товарных и т.д.) могут относиться ко всем видам инфраструктурной классификации.

Современные инфраструктуры универсальны, поэтому их разделение на «производственную» и «социальную» является условным.

Проблемы классификации инфраструктур

Существующие классификации инфраструктуры, сформированные по основному признаку специализации обслуживающей отрасли, а не по природе ее происхождения, затрудняют формулирование методологии инфраструктурного строительства. В результате инфраструктурное строительство как на уровне региона и страны, так и на уровне предприятия осуществляется бессистемно, без учета возможных приоритетов отраслевой деятельности, в отсутствии связи (координации) с инфраструктурой и степенью ее развития внешних контрагентов. Учитывая возрастающие темпы урбанизации территорий страны, стимулирование Правительством РФ предпринимательской активности практически во всех социально-экономических сферах деятельности, это вызывает необходимость активного инфраструктурного развития. В целях наиболее оптимального распределения функциональных возможностей, определения дифференцированного влияния инфраструктуры на соответствующие отрасли и понимания приоритетов инфраструктурного развития важно иметь классификацию, основанную на каких-либо однородных исключительных признаках.

Учитывая вариативность существующих определений инфраструктуры и ее классификаций, для установления единого идентификационного признака, исключающего возможность дифференцированной классификации (определения) вида инфраструктуры, необходимо выделить общую природу ее существования по отношению к отраслям взаимодействия и возможной собственной функциональной специфики.

Несмотря на наличие общего фактора «подчиненности» инфраструктуры какой-либо определенной отрасли (сфере деятельности), существуют инфраструктуры образующие исключительно самостоятельную отраслевую сферу деятельности, основанную на взаимодействии со всеми отраслями экономики. В качестве примера это может быть транспортная инфраструктура или инфраструктура связи информации и коммуникаций. Действительно, в сравнении с остальными видами инфраструктур только «коммуникационные» и «транспортная», имеют масштабное проникновение во все сферы социально-экономической деятельности страны и региона с возможностью определяющего влияния на деятельность предприятия, отдельной отрасли или территории.

Виды инфраструктур

Сформулируем по единым идентификационным признакам виды классификаций, исключающие возможность отнесения одной инфраструктуры к разным видам классификации.

1. «Отраслевые инфраструктуры» соответствуют следующим идентификационным признакам:

– наличие объективной потребности отраслей экономики в природе существования внеотраслевой принадлежности определенных инфраструктурных функций;

– возможность существования инфраструктуры как самостоятельной отрасли;

– одновременное взаимодействие со многими отраслями экономики и высокая степень проникновения в их деятельность, наличие определяющего экономического влияния во многих сферах деятельности.

2. Инфраструктура, осуществляющая взаимодействие (обслуживание) в рамках одной основной сферы социально-экономической деятельности, но в силу отраслевой специфики, параллельно интегрированная в другие сектора экономики, относится к «институциональной инфраструктуре». Основные идентификационные признаки «институциональной инфраструктуры» следующие:

– невозможность существования инфраструктуры как самостоятельной отрасли;

– природа существования обусловлена потребностью в инфраструктурном «удовлетворении» преимущественно одной отрасли или института социально-экономической деятельности страны (региона) и обеспечения передачи функционала основной отрасли или института во внешние сферы деятельности (отрасли, хозяйствующие субъекты, территориально-хозяйственные комплексы) путем собственной интеграции в другие сектора экономики. К классификации по виду «институциональной инфраструктуры» можно отнести: региональную инфраструктуру, рыночную инфраструктуру (кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, биржи, торговые сети, и т.д.), юридическую инфраструктуру, и др. «Институциональные инфраструктуры» осуществляют обеспечение промышленной, социальной, экономической, финансовой деятельности, в первую очередь, в рамках потребности основной отрасли или института, хозяйствующего объекта или территориально-хозяйственного комплекса. При этом одновременно осуществляют интегрированное взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами технологически связанных с основной отраслью или институтом.

3. Инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность и создающая нормальные условия для производственной деятельности в рамках функционала одного хозяйственного субъекта или отрасли относится к «моно-инфраструктуре».

Основные идентификационные признаки «моно инфраструктуры»: формирование природы существования обусловлено обслуживанием нормальной жизнедеятельности, адаптации к изменениям внешней среды одного хозяйственного субъекта или отрасли в рамках осуществления ими своих функциональных «обязанностей»

Три основополагающих критерия классификации инфраструктур

В действительности данная классификация видов инфраструктуры может объединить в один вид абсолютно разные по роду деятельности, отраслевого взаимодействия, территориального уровня размещения, социальной или производственной направленности обслуживания инфраструктуры. Главное то, что предложенная методология основана на классификации инфраструктуры по трем основополагающим критериям, определяющим причинно-следственную связь деления по видам:

– «отраслевая инфраструктура» определена наличием независимо- го и самостоятельного связующего звена между субъектами хозяйственной деятельности во всех видах деятельности, обеспечивая одновременную и равную доступность;

– «институциональная инфраструктура» определена наличием связующего звена, обеспечивающего передачу определенных институциональных функций одного субъекта хозяйственной деятельности ко многим другим;

– «моно-инфраструктура» определена наличием связующего звена для обеспечения определенных функций одного субъекта хозяйственной деятельности.

Предложенная методология классификации позволяет определить приоритеты инфраструктурного строительства на уровне региона и страны в целом. Инфраструктура отраслевого вида (транспорт, коммуникации) представляет собой фундамент национальной и региональной экономики, от эффективности ее работы зависит развитие всей экономики. Это обстоятельство должно стать основным в выборе приоритетов экономического развития территории с гарантированным государственным участием, как прямых инвестиций, так и стимулирующих мер «отраслевого инфраструктурно- го» развития. Для исключения фактора инфраструктурного ограничения региональной или национальной экономики «отраслевые инфраструктуры» должны развиваться опережающими темпами по сравнению с ростом ВВП или ВРП. В качестве примера значимости и влияния на экономику предприятий отраслей и регионов отметим, что железнодорожный транспорт, относящийся к «отраслевым инфраструктурам», осуществляет перевозку более 75% всей продукции, выпускаемой сырьевыми отраслями региона СФО, удельный вес которых в ВРП составляет порядка 80%. Развитие институциональной инфраструктуры и моно инфраструктуры в большей мере отражают качество экономического развития региона и страны в целом, оказывая влияние на степень эффективности работы различных секторов экономики.

Заключение

Использование предложенной классификации видов инфраструктуры позволит наиболее объективно принимать ключевые управленческие решения инфраструктурного строительства.


Источники:

1. Гольц Г.А. Инфраструктура и общество: принципы опережающего развития России // Экономическая наука современной России. − 2000. − № 2.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:03:20