Деформация инвестиционного процесса в России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (217), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается инвестиционный процесс, протекающий в России. Раскрываются причины его деформации и исторические предпосылки формирования инвестиционной политики государства. Автор приходит к выводу, что трансформацию инвестиционного процесса необходимо начать с восстановления доверия между частным сектором и правительством.
Ключевые слова: частный сектор, инвестиционный процесс, переходная экономика, модернизация, макроэкономика, отток капитала
В качестве одной из отличительных черт между развитыми и прочими мировыми экономиками следует выделить налаженный инвестиционный процесс. Опыт Китая продемонстрировал, что при эффективно выстроенной инвестиционной политике, страна может за короткий период подтянуть многие экономически отсталые отрасли и стать второй по объему ВВП в мире.
Трансформация инвестиционного процесса в России
Россия является образцом моноотраслевой экономики на мировой арене, выступая в большинстве случаев как поставщик природных ресурсов. Сильная зависимость экономического благосостояния страны от котировок на нефть, делает ее менее конкурентоспособной по сравнению с развитыми странами. Модернизация национальной экономики, инициированная Д.А. Медведевым – это необходимая мера для укрепления места страны в мировом обороте путем диверсификации внутренней экономики. Президент В. Путин в одном из своих первых указов в мае этого года поставил перед правительством следующие целевые показатели: повышение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза, а объема инвестиций до 25% ВВП к 2015 году и 27% ВВП к 2018 году [1].
Стоит отметить, что Россия опустилась с 63 на 66 место в рейтинге конкурентоспособных стран, составленной аналитической группой Всемирного экономического форума за 2011–2012 гг. [2].
Модернизации сопровождается трансформацией инвестиционного процесса, то есть перераспределением инвестиционных потоков внутри национальной экономики. К сожалению, можно констатировать тот факт, что сегодня инвестиционный процесс в России деформирован.
Богатые на события 90-ые годы XX столетия имели значительное влияние на становление инвестиционного процесса в стране в последующие годы. Плановая экономика того периода, имевшая место до перехода к рыночным отношениям, направляла инвестиционные потоки в соответствии с решением руководящего аппарата, который зачастую не знал реальных потребностей национальной экономики. Руководителям предприятий, не имевшим возможности что-либо изменить в сложившейся системе, оставалось только следовать этому плану. Кризис и неразбериха периода оставили глубокий отпечаток в сознании населении страны. Замысел правительства о приватизации госсобственности и импорте западных институтов с целью создания рыночных отношения в стране провалился. Как следствие, выделился новый слой общества, который быстро «нажился» за этот период, а со временем интегрировался в политическую систему государства. Методы ведения бизнеса тех времен, такие, как угрозы, рейдерские захваты, коррупция и пр. только провоцировали усугубление инвестиционного процесса.
Утрата доверия между частным сектором и правительством
Рост цен на нефть в начале XXI века определил вектор развития национальной экономики. Экспорт природных ресурсов стал высокорентабельной деятельностью, которая финансово обогащала регионы богатые нефтяными и газовыми месторождениями, а также черной и цветной металлургией. Значительный объем инвестиционных потоков был направлен именно в эти отрасли. Усиление частного сектора стало причиной напряженных отношений с правительством страны. Интеграция представителей бизнеса в политическое устройство страны, где они лоббировали свои интересы, начала угрожать суверенитету государства. Показательным для предпринимателей стало дело против ЮКОСа, которое получило мировой резонанс. В итоге, несмотря на попытки, возможность заключить пакт доверия между частным сектором и правительством была окончательно утрачена.
Результатом этих исторических событий стала сегодняшняя низкая инвестиционная активность страны. Инвестпотоки все еще сконцентрированы в нескольких отраслях, и игнорируют реальные потребности национальной экономики. Например, износ основных средств в такой стратегически важной отрасли, как электроэнергетика, составляет порядка 60–80%, что является недопустимым значением для развитой экономики [3].
Моноотраслевая экономика страны формирует высокую дифференциацию денежных потоков между субъектами федерации. Оборот денежных средств в регионах, богатых природными ресурсами, на порядок выше, чем в других. Экономический упадок нерентабельных регионов провоцирует рост коррупции, криминала, формирование дополнительных административных барьеров и пр., что повышает риск вложения средств на долгосрочной основе.
Источником инвестиционных средств в стране являются сбережения населения, средства предприятий и иностранные инвестиции.
Инвестиционную политику страны, направленную на привлечение иностранных инвесторов, можно признать малоэффективной. Россия не является объектом прямых инвестиций в глазах иностранных инвесторов. К примеру, в первом квартале 2012 г. иностранные инвестиции в страну составили 35 млрд долл., а в среднем на их долю приходится не более 10–15% всех инвестиционных потоков, в то время, как остальные 85–90% – это торговые и прочие кредиты [4].
Проблема с инвестициями частного сектора в экономику страны
Население страны сегодня не является полноценным инструментом формирования инвестиционных средств. Отпечаток «суматохи» конца прошло- го столетия, когда банки закрывались ежедневно, а финансовые пирамиды были на каждом шагу, подорвало доверие к финансовой системе страны. С позиции граждан страны безопаснее держать денежные средства наличными дома, чем на депозитном счете в банке.
Доля экономически грамотного населения в стране, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и ряда ключевых регионов, крайне низка. Незнание базовых понятий и методов работы банковской системы или фондового рынка страны становится барьером в привлечении средств в национальный оборот.
Частный сектор в сегодняшних условиях не способен в полной мере стимулировать становление инвестиционного процесса образца развитых стран. Средний бизнес, как основной драйвер инвестпроцесса, практически отсутствует в России. Корпорации же имеют реальные рычаги давления на сектор малого предпринимательства и находятся в более выгодной позиции. Малый бизнес, незащищенный законодательством страны, становится уязвимым и рискованным видом деятельности.
Всеобщее недоверие мешает формированию благоприятного инвестиционного климата внутри
России, меняет поведение предпринимателей и порой заставляет действовать их вопреки рыночным механизмам. В России многие отрасли находятся на грани развала. Стремление обезопасить свои активы от внешних рисков способствует выводу средств из экономики страны. Банковский счет в Швейцарии или недвижимость за рубежом обеспечивает более выгодную защиту собственности, чем законодательство страны. Государство не способно выполнять роль гаранта соблюдения прав на собственность. В 2011 году было извлечено из оборота около 84,2 млрд долл., а за первое полугодие 2012 года – 43 млрд долл.
Почему представители бизнеса не хотят инвестировать средства в экономику страны?
Желание предпринимателей «защищать» свои активы влияют на инвестиционные процессы внутри компании. Инвестиционная политика многих предприятий строится с целью получения краткосрочной прибыли. Недоверие к правительству, коррупция, проблема «слабого государства», не способного обеспечить безопасность собственности бизнесмена увеличивают риск вложения в активы на долгосрочной основе. Структура финансовых вложений такова, что только 10% из них имеют долгосрочный харак-
тер [5]. Средства, осевшие на счетах за рубежом, не участвуют в обороте страны, что способствует нехватке денежной массы у предприятий и банков. Парадоксально, но функционирование бизнеса осложняется из-за отсутствия масштабного финансирования, которое возникает как следствие поведения самого бизнеса. При недостаточном объеме средств, компания решает урезать финансирование инвестиционных про- грамм. Складывается ситуация, когда основные фонды предприятия не обновляются и модернизируются должным образом течение многих лет. Количество новых заводов и фабрик, построенных после 90-х годов, намного ниже, чем при советской власти. Мы фактически проедаем наследие, доставшееся со временем СССР.
Данное поведение предпринимателей можно объяснить психологическими и историческими факторами. Поколение нынешних бизнесменов выросло из государственной программы приватизации 90-х годов. Они не проходили путь от осознания экономической идеи до массовой реализации, как это было с Генри Фордом или Стивом Джобсом, а фактически получили готовый бизнес за бесценок в ходе продажи госсобственности. В отличие от западных коллег, которые строят свои корпорации в течение всей жизни, отечественные предприниматели не так сильно дорожат доставшимися им компаниями, зачастую стратегически важными для страны. Отсутствие стимулов к долгосрочному управлению и высокий внешний риск мотивируют к краткосрочному управлению и оттоку капитала из страны. Предпочтение инвестиций на российской фондовой бирже объясняется низким риском, вследствие эффективно функционирующего законодательства и органов мониторинга.
Необходимость восстановления доверия между бизнесом и правительством
Инвестиционный процесс в стране деформирован, и работает, не исходя из потребностей национальной экономики, а из интересов отдельных отраслей. Болезненный переход к рыночной экономике и рост котировок на нефть сформировали государственную экономику страны, которая более уже не актуальна и не конкурентоспособна.
Недоверие между правительством и частным сектором препятствует формированию привлекательного инвестиционного климата. Предприниматели в политике управления компанией исходят из краткосрочных интересов, пренебрегая обновлением основных фондов. Модернизация экономики – это шанс трансформировать инвестиционный процесс отталкиваясь от потребностей страны, и, на наш взгляд, необходимо начать с восстановления доверия между бизнесом и правительством, а также обеспечения исполнения гарантий на право собственности.
Источники:
2. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011−2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2011/09/07/3330.
3. Уровень износа энергетического оборудования в России составляет 70 проц – глава холдинга МРСК [Электронный ресурс].
− Режим доступа: http://www.1prime.ru/news/0/%7B37D898DA-4AB7-4403-B78B-400C11C7A09C%7D.uif.
4. Поступление иностранных инвестиций по типам – всего [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/in_inv1.htm.
5. Финансовые вложения организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/fin_vl1.htm.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:03:29