Проблемы реформирования системы ОМС
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лазарова Л.Б., Вильмс Т.А. Проблемы реформирования системы ОМС // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – С. 116-122.
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы развития обязательного медицинского страхования в России. В частности авторы анализируют вопросы, связанные с поступлением и расходованием средств территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО-Алания, констатируя положительную динамику и улучшение работы системы здравоохранения республики.
Ключевые слова: медицинские услуги, обязательное медицинское страхование, медицинская помощь, страховые взносы, страховые медицинские организации
За последние годы реформирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) обеспечено существенное укрепление финансового потенциала данной системы, значительно возросли объемы поступлений. Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [1] пришел на смену предыдущему, действовавшему в стране с 1993 г. [2], и позволил применить новые подходы к оказанию медицинской помощи. В новом законе страхователями работающих граждан выступали работодатели – учреждения, предприятия и организации.
Страхователями неработающего населения являлись органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С 1 января 2011 года граждане получили возможность свободного выбора страховой медицинской организации, благодаря этому создаются основы для развития конкуренции на страховом рынке. Так на 1 января 2011 г., в системе ОМС функционировало 95 страховых медицинских организаций (СМО). За 2011 год их количество уменьшилось до 89.
Ситуация в системе российского обязательного медицинского страхования
Небольшие компании не могут обеспечить работу по улучшению качества медицинских услуг, поэтому для повышения эффективности работы страховых медицинских организаций повышены требования к их уставному капиталу, минимальное значение которого с 1 января 2012 года увеличится с 30 млн до 60 млн рублей, что определит естественный процесс сокращения и укрупнения компаний [1, расчеты автора].
Важно отметить что возрастает число негосударственных медицинских организаций в системе ОМС: в 2010 году участвовало 618 негосударственных медицинских организаций, в 2011 г. – 642, в 2012 г. – планируется 739. В 2013 году число негосударственных медицинских организаций, входящих в систему ОМС, будет значительно увеличено в связи с переходом на полный тариф [1].
Принят Федеральный закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» [3]. С принятием данного закона появились финансовые гарантии обеспечения системы обязательного медицинского страхования платежами на неработающих граждан, что послужит выравниванию условий оказания медицинской помощи в регионах. Ожидаемое дополнительное поступление средств в систему – порядка 300 млрд рублей. К 2015 году общий объем средств ОМС возрастет с нынешних 547 млрд рублей до 1,406 трлн рублей, или около 10 тыс. рублей на каждого застрахованного.
В 2011–2012 годах системе обязательного медицинского страхования на программы субъектов федерации выделено 620 млрд рублей [4]. Программа модернизации здравоохранения осуществляется во всех субъектах федерации. Так, приведем лишь некоторые данные: из 8,2 тыс. лечебных учреждений, работающих в системе ОМС, ремонт будет осуществлен в 3,6 тыс, для 5,2 тыс. ЛПУ запланировано приобретение медицинского оборудования (всего около 200 тыс. единиц или 35-36 на одно учреждение). Планируется обновить парк машин для скорой помощи.
В рамках создания в сфере здравоохранения единой информационной системы субъектам федерации предстоит повысить техническую оснащенность медицинских организаций путем приобретения компьютерного оборудования.
Уровень сбора страховых взносов в Федеральный ФОМС
С 1 января 2012 г. начала вводиться единая универсальная электронная карта. В ней будет закреплено право человека на большинство социальных гарантий, в том числе будет присутствовать приложение обязательного медицинского страхования. Таким образом, в Российской Федерации будет создана единая база застрахованных граждан, которая позволит исключить дублирование страхования, отказы гражданам в получении медицинской помощи на другой территории.
Введение стандартов оказания медицинской помощи связано с переходом на одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в 2013 году. Таким образом, оплата медицинской помощи будет осуществляться по полному тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций, кроме капитального строительства и дорогостоящего медицинского оборудования.
Благодаря конструктивной работе с руководителями субъектов Российской Федерации успешно решается задача по повышению уровня страховых взносов на ОМС неработающего населения. В настоящее время динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов соответствует наблюдаемому сегодня росту налоговых поступлений.
Уровень сбора страховых взносов на ОМС неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд рублей. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и двухлетный плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд рублей (на 555,7 млрд рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд рублей.
Таблица 1
Показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, 2011–2014 гг. млрд руб.
* Источник: www.ffoms.ru, расчеты авторов.
Существенное увеличение объема бюджета Фонда по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по сравнению с 2011 годом (см. табл. 1), обусловлено направлением с 2012 года в бюджет ФОМС страховых взносов неработающего населения, которые ранее направлялись в бюджеты территориальных фондов; направлением с 2012 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан по тарифу 2%, ранее зачисляемых в бюджеты территориальных фондов.
Территориальный ФОМС РСО-Алания: поступления средств и расходы
Обращая внимание на развитие здравоохранения и деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО-Алания (ТФОМС РСО-Алания), необходимо отметить что в 2009 году было выявленно нецелевое расходование 168 миллионов рублей. В лечебных заведениях первичные документы не соответсвуют требованиям инструкции Минфина России. Медецинские препораты и продукты закупались по ценам значительно выше рыночных. Руководитель республиканского ФОМС Таймураз Демуров добровольно ушол в отставку.
На территории РСО-Алания функционирует территориальный государственный внебюджетный фонд − ТФОМС РСО-Алания.
Анализ исполнения бюджета ТФОМС РСО-Алания за 2009−2011 гг. сделан в табл. 2.
Таблица 2
Исполнение бюджета ТФОМС РСО-Алания за 2009−2011 гг.
Источник: www.omsalania.ru, расчеты автора
В 2009 г. доходы бюджета ТФОМС поступили в сумме 1 754 157 тыс. руб., расходы составили 1 971 196 тыс. руб. По результатам 2009 г. сложился дефицит в сумме 217 039 тыс.руб.
В 2010 г. в бюджет ТФОМС поступило доходов в сумме 1 860 573 тыс.руб., осуществлено расходов на сумму 1 864 480 тыс.руб. По итогам 2010 г. фактически сложившийся дефицит бюджета составил 3 907 тыс. руб., что на 123 168 тыс. руб. ниже предыдущего периода. Темп роста к 2009 г. составил: по доходам − 106%, по расходам − 95%.
В 2011 г. доходы бюджета ТФОМС сложились в сумме 2 879 887 тыс. руб., расходы − в сумме 2 760 626 тыс.руб., результат исполнения − профицит в размере 119 261 тыс. руб. Темп роста к 2010 г. составил: по доходам − 155%, по расходам − 148%. В целом за три года доходы выросли на 164%, расходы − на 140%. Дефицит бюджета фонда в 2010 г. значительно сократился, а по итогам 2011 г. фонд вышел с превышением доходов над расходами в сумме 119 261 тыс. руб.
Основной объем доходов бюджета ТФОМС составляют безвозмездные перечисления. Так, в 2009 г. на них приходилось 83% всех доходов фонда, в 2010 г. − 78%, в 2011 г. − 85%.
Налоговые и неналоговые доходы за 2009 г., 2010 г. и 2011 г. составили соответственно 17%, 22% и 15%.
Расходование средств ТФОМС РСО-Алания осуществляется по разделам «общегосударственные вопросы», «здравоохранение» и «межбюджетные трансферты». В 2009 г. на «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 39 998 тыс. руб. (2,0 %), на «здравоохранение» − 1 931 199 тыс. руб. (98%). В 2010 г. на «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 35 966 тыс. руб. (2%), на здравоохранение − 1 828 514 тыс. руб. (98%).
В 2011 г., помимо этих двух разделов, осуществлены расходы и на «межбюджетные трансферты». На «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 35 701 тыс. руб. (1%), на здравоохранение − 2 084 383 тыс. руб. (76%) и на межбюджетные трансферты − 640 542 тыс. руб. (23%).
Вывод
В результате проведенного анализа отдельных уровней бюджетной системы РСО-Алания можно сделать следующие выводы. Доходы и расходы республиканского и местного бюджетов республики, а также ТФОМС динамично увеличиваются. При этом на всех уровнях бюджетной системы республики складывается дефицитный бюджет. Кроме того, в республике значительные объемы государственного и муниципального долга.
Несмотря на проблемы деятельности фонда в прошлом, и значительные объемы государственного и муниципального долга в республике, динамика финансирования за последние годы позволяет говорить о положительных результатах работы по улучшению здравоохранения в Республике.
[1] Полное название документа – Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». – Прим. ред.
[2] Речь идет о Законе РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Указанный документ действовал с 4 августа 1991 г. по 1 января 2011 г. – Прим. ред.
[3] Указанный закон вступил в силу с 1 декабря 2011 г. – Прим. ред.
Источники:
2. Официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО – Алания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.omsalania.ru.
3. Официальный сайт Министерства финансов РСО – Алания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mfrno-a.ru.
4. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:04:22