Туристический бизнес России: переходим на он-лайн бронирования

Ицаков Е.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена обзору трендов на российском рынке внутреннего туризма, основное внимание уделяется предпосылкам перехода клиентов от услуг туроператоров и турагентств к системам бронирования он-лайн. Приводится общий обзор рынка он-лайн систем бронирования в России, анализируются перспективы его развития.

Ключевые слова: он-лайн система бронирования, рынок туриндустрии, платежные терминалы, туроператоры, турагентства



В связи со все более глубоким проникновением технологий в повседневную жизнь общества меняется характер и специфика каналов сбыта в гостиничном секторе. В настоящий момент наблюдается постепенный переход большой части бизнеса по бронированию номеров из так называемого сектора off-line (турагентства и туроператоры) в on-line (система бронирования через интернет). Он-лайн системы бронирования – это сайты в интернете, которые в автоматическом режиме и в режиме реального времени осуществляют поиск свободных номеров в определенном городе или регионе на определенные даты в соответствии с параметрами запроса клиента. Также такие системы должны предоставлять клиенту моментальное подтверждение бронирования, при этом оплата его может быть произведена как сразу же через систему, так и впоследствии при заезде в отель. Ситуация на российском рынке туриндустрии Согласно исследованиям статистического агентства PhoCusWright объем выездного туризма в России на начало 2011 года превысил докризисный уровень 2008 и 2009 годов, но при этом объем внутреннего туризма остался по-прежнему крайне скромным со значительным превышением спроса над предложением [1]. Этому есть несколько причин: вклад туристического сектора в экономику России по-прежнему не слишком велик – недостаточное внимание со стороны властей, а сама экономика России составляет лишь 2,6% мировой, что не может не сказываться на объеме въездного туризма. Чтобы понять ситуацию на рынке туриндустрии и перспективы его развития необходимо проанализировать, какая часть населения является основным источником дохода в данной отрасли. Согласно данным Росстата, 17% населения (25 млн человек) в России считаются средним классом [2]. При этом годовой доход лишь 15 млн человек превышает 20 000 долларов США в год. В ближайшие 2−3 года ожидается увеличение среднего класса до 27% от общего числа россиян, что означает, что больше людей смогут позволить себе аккумулировать средства для путешествий внутри страны и за рубеж. Российские туристы делятся на две категории: индивидуальные и групповые путешественники. Каждый год количество туристов, самостоятельно покупающих билет и бронирующих отель, растет на 50%, а количество групповых сокращается на 15−20%. Во многом это связанно с банкротством крупных туроператоров (Ланта-тур, Skytour и т.д.), а также с ростом доверия к он-лайн системам бронирования и безопасности персональных данным в интернете. Хотя в соответствии с наметившимся трендом постепенного отмирания туроператорского сектора и перехода все большего числа клиентов в он-лайн системы бронирования, многие признаки позволяют с уверенностью утверждать, что туроператоры еще в течение 3−4 лет будут оставаться основными игроками на туристическом рынке. Этому есть ряд причин: – подавляющее большинство российских туристов (порядка 80%) покупают путевки у туроператоров; – около 50% путешественников выбирают направление и отель через интернет, но бронируют через туроператора; – на сегодняшний день в России зарегистрировано 5000 туроператоров и тысячи турагентств; – местные он-лайн системы бронирования не оказывают достаточной поддержки пользователям и не всегда эффективно занимаются своим продвижением в глобальной сети [1]. Все возрастающая роль интернета в системе бронирования туристических услуг В данный момент есть также некоторые технические препятствия к более быстрому переходу клиентов от туроператоров и турагентств к он-лайн системам бронирования. Хотя высокоскоростной интернет хорошо развит и доступен в больших городах, его практически нет в небольших населенных пунктах и сельской зоне. Также российские потребители до сих пор не очень охотно открывают кредитные и депозитные карты. По данным Центрального банка России на 140 млн населения в России только 17 млн активных кредитных карт [1]. Это связанно, в первую очередь, с ограничениями, вводимыми банками при открытии банковских карт, а также с небольшим количеством кредитных продуктов, интересных для потребителя. Для того чтобы адаптироваться под российский рынок, он-лайн системы бронирования, получающие платежи от клиента преимущественно по средствам кредитных или дебетовых карт, вводят также возможности оплачивать бронирование через электронные деньги (Web-money, Yandex.деньги и т.д.) и платежные терминалы (QIWI, Евросеть и т.д.). Возможности, открываемые российским рынком для он-лайн систем бронирования: − 40 млн пользователей интернетом в день; − 60% населения младше 45 лет имеют доступ к интернету; − 72% людей, имеющих возможность путешествовать, имеют доступ к интернету; − число пользователей, совершающих покупки через интернет, выросло с 14% в 2009 году до 60% в 2011 (больше чем в любой стране ЕС). Таким образом получается, что порядка 20 млн человек в России являются потенциальными клиентами он-лайн систем бронирования. По оценкам аналитиков общий объем продаж в отрасли туризма в 2011 году вырос на 14% и достиг 48,6 млрд долларов США. В ближайшие два года ожидается рост объема услуг, реализуемых за год, примерно на 10 млрд, что к 2013 году составит 58 млрд долларов США в год. Сфера бронирований через интернет выросла примерно с нуля в 2008 году (год выхода голландской системы бронирования Booking.com на российский рынок) до порядка 5 млрд долларов в 2011 году. Предполагается, что этот объем удвоится к 2013 году, когда каждое пятое путешествие в России будет бронироваться через интернет [1]. На сегодняшний день лидером российского рынка он-лайн систем бронирования по-прежнему является голландская система Booking.com. Этот самый крупный в мире сайт по бронированию отелей через интернет, контролирующий порядка 50% всего рынка он-лайн бронирования в России. Наряду с Booking.com появляются также сильные российские игроки в сфере бронирований через интернет, такие как Ostrovok.ru и Oktogo.ru, создатели которых привлекли солидные инвестиции в свои проекты (порядка 13 и 5 млн долларов США соответственно). У российских игроков есть серьезные шансы стать лидерами на российском рынке, поскольку хоть у сегодняшнего лидера 50% рынка он-лайн бронирований, тем не менее, это все еще незначительная доля в общем объеме туристических услуг, предоставляемых в России. Заключение Принимая во внимание сегодняшнюю ситуацию на рынке туристических услуг России, отечественные компании смогут преуспеть при выполнении ряда условий: – если они создадут хороший продукт, способный конкурировать по удобству для конечного пользователя с передовыми мировыми системами; – будут уделять серьезное внимание развитию клиентского сервиса; – займутся активным продвижением своих сайтов в поисковых системах Yandex и Google (соответственно 60% и 20% поисковых запросов на территории России); – внедрят инновационные платежные решения по совершенным бронированиям, адаптированные под российского пользователя (платежные терминалы, электронные деньги).


Источники:

1. Россия и Восточная Европа: исследуя растущий туристический он-лайн рынок. − Закрытое исследование агентства PhoCusWright для ООО «Емертра» (Russia and Easter Europe: Navigating the Emerging Online Travel Marketplace).
2. Социальное положение и уровень жизни населения России [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_44/Main.htm.
3. Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт. − Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet007.htm&pid=psRF&sid=ITM_12859.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 18:03:28