Современные подходы к развитию организационных структур управления вузом

Потуданская В.Ф., Литвинова О.И., Мамонтов С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обоснована необходимость модернизации организационных структур управления вузом в условиях инновационного развития. Отражена роль системы менеджмента качества как части системы менеджмента вуза, рассмотрена деятельность Омского государственного технического университета по повышению эффективности функционирования инфраструктуры и организационно-управленческой структуры университета.

Ключевые слова: инновационное развитие, система менеджмента качества, менеджмент вуза, качество трудовой жизни преподавателей



Современные условия, связанные с развитием рыночных тенденций в России, системными изменениями, происходящими в высшем образовании, коммерциализацией отдельных видов деятельности вузов и обострением конкурентных отношений между ними, обусловливают разработку более эффективных методов управления высшим учебным заведением, вызывают необходимость совершенствования самой системы управления и организационной структуры управления, в частности. Организационная структура управления представляет собой систему, состоящую из людей или групп людей, постоянно вступающих в различные взаимоотношения для решения общих задач. При этом, по мнению В.А. Цыганкова, системность подхода формирования организационной структуры управления проявляется [3]:

− в закреплении всех функций организации за конкретными подразделениями или отдельными работниками (при несоблюдении данного условия неизбежна потеря ресурсов и времени, необходимого для решения возникающих проблем);

− в осуществлении каждой функции только одним подразделением или исполнителем (дублирование функций приведет к непроизводительным расходам и потере управляемости);

− в определении основных параметров оптимизации организационной структуры, включающих: диапазон управления (количество подчиненных руководителю), число уровней управления, детализацию деятельности по видам работ и процессам, регламентацию и распределение обязанностей и полномочий.

А.С. Востриков утверждает, что через конкретную организационную структуру реализуется управление университетом, которое как процесс может рассматриваться в двух аспектах: управление отношениями между людьми в процессе реализации образовательной деятельности; управление образовательным процессом, включая ресурсы, методологию, методику, технологию. И то, и другое — с целью достижения определенного качества образовательных услуг [1].

Особенности управления вузом

Типовая организационная структура управления вузом, сложившаяся еще в период планово-централизованной экономики, обычно основывается на использовании классических принципов линейного и функционального управления производственными системами. Такой тип структуры управления эффективен для организации, находящейся в стабильной внешней среде, в современных же, меняющихся условиях, он не всегда позволяет осуществить своевременное внедрение различных, необходимых инноваций. Можно согласиться с Шукшуновым В.Е., который выделяет следующие особенности управления вузом [4]:

− множественность целей деятельности вуза и сложность системы взаимосвязанных процессов;

− многоконтурность системы и множество каналов управления;

− тесная взаимосвязь управляемых процессов;

− управление распределенной системой с отсутствием четких границ. Одновременно, это управление с обратной связью, как правило, через внешнюю среду;

− высокая инерционность вуза как системы;

− высокий уровень демократичности в управлении;

− повышение в последние годы степени самостоятельности подразделений вуза и как следствие – децентрализация в управлении; широкое использование информационных технологий в деятельности вуза.

Необходимость модернизации организационных структур управления вуза обусловливается изменениями во внешней среде и требует проведения регулярного мониторинга рынка труда и оперативного реагирования на появление потребности общества в новых специальностях, направлениях и осуществления соответствующих преобразований в структуре подготовки специалистов. Ориентация на высокие требования рынка труда обуславливает изменения в организационной структуре управления вузом, направленные на повышение качества подготовки специалистов.

Понимая необходимость совершенствования существующих структур управления, российские вузы, предпринимают различные попытки их изменить, но, как правило, все они сводятся к дополнительной надстройке сформировавшейся структуры новыми элементами: институты, управления, различные службы, центры и т.д. Таким образом, традиционная схема управления, существовавшая еще в советское время, в последние годы несколько изменилась, но характерные черты сохранились у большинства вузов.

Система менеджмента качества при управлении вузом

Анализ исследований, посвященных вопросам совершенствования структур управления, позволяет сделать вывод, что в условиях рыночной конкуренции образовательное учреждение может успешно функционировать, если использует систему менеджмента качества (СМК).

Являясь частью системы менеджмента организации, СМК направлена на достижение результатов, соответствующих целям, поставленным в области качества, которые должны дополнять другие цели организации. При этом выполняются основные функции управления как в целом по вузу, так и по отдельным направлениям его деятельности: определение стратегии развития; планирование (перспективное, текущее и оперативное); организация; активизация (система стимулов); контроль; анализ.

Каждое направление деятельности вуза играет определяющую роль в повышения качества образования и может рассматриваться как фактор воздействия на него. Деятельность университета в условиях рынка предъявляет требования к увеличению его самостоятельности, умению адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, проявлению мобильности и оперативного реагирования при принятии управленческих решений.

Позитивным примером успешного функционирования университета в рыночной среде и ее отдельного блока СМК, как подсистемы менеджмента организации может служить Омский государственный технический университет (ОмГТУ). Эволюционный переход к организационной структуре управления, соответствующей новым задачам университета как инновационному научно-образовательному вузу, в соответствии с комплексной программой развития университета на период 2008−2012 гг., позволил университету органично вписаться в формирующуюся в стране инновационную систему, построенную по схеме президент-ректор на основе линейно-функциональных и программно-целевых подразделений.

Стратегическое развитие Омского государственного технического университета

Программа стратегического развития Омского государственного технического университета на 2012−2014 г., получила финансовую поддержку в размере 300 млн рублей в числе 55 вузов (из более 250), принимавших участие в конкурсе организованном Министерством образования РФ. Одной из целей программы является повышение эффективности функционирования инфраструктуры и организационно-управленческой структуры университета на основе принципов оптимального управления, концентрации кадровых и материально-технических ресурсов на укрупненных группах направлений подготовки (специальностей) (УГСН), обеспечивающих инновационное развитие по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. При этом для создания инфраструктуры вуза, обеспечивающей ускоренное развитие качества образовательного процесса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выпуска инновационной наукоемкой продукции и превращения ОмГТУ в университет исследовательского типа планируется:

− обеспечение материальных условий для развития инновационного процесса в образовательном процессе, научной деятельности, социальной сфере;

− оптимизация организационной структуры ОмГТУ для повышения роли подразделений, определяющих инновационное развитие;

− создание атмосферы и среды, способствующей повышению инновационной активности студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников.

Этому будет способствовать ряд мероприятий по развитию сети научно-образовательных центров, сети ресурсных центров, малых инновационных предприятий ОмГТУ, системы вовлечения сотрудников в инновационную деятельность, привлечению дополнительных средств на НИОКР и инновационную деятельность [2].

Инновационная деятельность вуза

Научная и образовательная деятельность инновационного университета основывается на развитии инновационных технологий и совершенствовании принципов управления. Новые знания, получаемые в результате научной деятельности, должны найти применение в учебном процессе при подготовке специалистов. Для сохранения и наращивания конкурентных преимуществ вуза необходимо направить усилия на выявление внутренних резервов развития, связанных непосредственно с преподавателем – производителем образовательных услуг и создателем научно-инновационных и творческих достижений.

Это направление развития вуза требует создания единой системы управления учебной, научной и инновационной деятельностью. Разработка и внедрение комплексной системы управления университетом создаст условия для поиска подходов и методов повышения эффективности преподавательского труда. Комплексная система управления позволит разработать систему принципов, правил, отношений, которая будет способствовать наращиванию внебюджетных источников доходов, за счет творческого, исследовательского, инновационного преподавательского труда. По нашему мнению, развитие инновационной деятельности вуза обусловливает ориентацию преподавателей вуза на рынок образовательных услуг. Разрабатываемые и реализуемые ими курсы должны быть направлены на удовлетворение конкретных потребителей.

Вывод

Условием дальнейшего инновационного развития вуза является повышение эффективности функционирования инфраструктуры и организационно-управленческой структуры университета на основе создания комплексной системы управления. По нашему мнению, инновационное развитие вуза невозможно без поиска внутренних резервов и ресурсов для совершенствования деятельности, при этом необходима заинтересованность и активное участие в этом процессе непосредственных исполнителей – преподавателей.

Этому будет способствовать высокий уровень развития демократизации преподавательского труда, использование рациональной системы управления вузом на основе партисипативного управления и обеспечения соответствующего качества трудовой жизни работников (КТЖ).

Для этого целесообразно:

− применение системы индикаторов для определения состояния отдельных составляющих КТЖ,

− выявление основных направлений развития качества трудовой жизни в условиях инновационных преобразований;

− создание системы трудовой мотивации персонала;

− систематическое повышение профессионально-квалификационного уровня преподавателей вуза, обеспечивающее рост их профессиональной компетентности.


Источники:

1. Востриков А.С. Проблемы децентрализации функций при управлении вузом / А.С. Востриков, Н.В. Пустовой // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. − № 4. – 112 с.
2. Программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный технический университет» на 2012−2016 гг.
3. Цыганков В.А. Система управления наукоемким производством: учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. − 88 с.
4. Шукшунов В.Е. Управление вузом в современных условиях. 2-е изд., перераб. и доп./ В.Е. Шукшунов, А.Н. Иванченко, С.И. Потоцкий; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГУ, 2004. − 54 с.

Страница обновлена: 23.10.2024 в 18:08:14