Проблема обеспечения качества рекрутинговых услуг с позиции удовлетворенности потребителей
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется непростая ситуация, сложившаяся в системе российского ЖКХ. С одной стороны, значительный износ коммунальной инфраструктуры ставит ее на грань катастрофы, с другой стороны – быстрые темпы роста тарифов на ЖКУ могут обернуться отбрасыванием за черту бедности значительной части малообеспеченного населения. Проблема могла бы быть решена за счет инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры, однако этому препятствуют трудности с залогом и возвратом инвестируемых средств. Каковы пути решения этих проблем? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: инвестиции, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура, стоимость жилищно-коммунальных услуг, цены на газ
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) − убыточная отрасль российской экономики. Доля убыточных предприятий в ЖКХ составляет почти 60%, в 1,5 раза превышая средний показатель по экономике. Основу ее составляет жилищный фонд страны: в 2011 г. − 3,1 млрд кв. м общей стоимостью более 22 трлн руб. ($750 млрд). Это в 16−18 раз меньше, чем аналогичная стоимостная оценка промышленности. По официальным данным Министерства регионального развития, большинство мощностей ЖКХ полностью выработало свой ресурс. В среднем по стране изношено 63% канализации и тепловых сетей, 58% электрических сетей, 55% котельных, 65% коммунальных сетей водопроводов, 65% водопроводных насосных станций, 54% очистных сооружений водопроводов. Но самое печальное, что в некоторых городах коммунальная инфраструктура износилась в целом до 70−80% и продолжает активно эксплуатироваться.
По данным Росстроя, величина необходимых средств для качественного изменения состояния ЖКХ России сопоставима с национальным бюджетом – около 8 трлн руб. [2].
Тарифы на услуги ЖКХ и цены на газ
Тарифы на услуги ЖКХ растут быстрее всех цен. Каждый год в январе они совершают скачок, вызывая волну возмущения. Минэкономразвития России заглянуло в бездонную пропасть, где крутятся триллионы рублей, которые население тратит на ЖКХ: за период с января 2000-го по октябрь 2011 года квартплата шла вверх резкими скачками, в некоторые годы – на 30–60%. За тот же период стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 11,22 раза. Среднегодовые темпы инфляции за 11 лет составили 12,4%, а средние темпы роста тарифов ЖКХ – 38,7% [3]. Это означает, что цены на ЖКУ не просто индексировались, а существенно возрастали в реальном выражении, оказывая непосредственное влияние на уровень благосостояния населения. При этом не изменилось и качество оказываемых услуг. По официальной российской статистике Академии наук, в нашей стране 18% бедных. Если применить западноевропейские критерии оценки бедности, то в нашей стране более 2/3 населения можно смело отнести к малообеспеченным слоям населения, которые не способны оплачивать услуги ЖКХ по тарифам, установленным сегодня [4]. Большинство их живет в малых городах. И чем выше тарифная планка, тем в большей степени возрастает число людей, не способных оплачивать услуги ЖКХ. Не зная законов, они принимают решение «не платить», потому что вынуждены выбирать: кусок хлеба или оплата услуг ЖКХ. Таким реформированием коммуналки закладывается мощная «социальная бомба».
Почему же растут цены на ЖКУ? Один из наиболее часто встречающихся вариантов ответов на вопрос о росте цен на ЖКУ − повышение стоимости коммунальных ресурсов. Регулируемые тарифы монополий растут, и соответственно растет стоимость услуг ЖКХ.
Первая причина роста тарифов − рост оптовых цен на газ. Газ, помимо собственно газовых плит, это большая часть тепла в наших домах, горячее водоснабжение и 70% электроэнергии. Цены на газ устанавливаются государством, а не рынком. Ежегодно правительство утверждает их рост. При этом правительство исходит из двух концепций: равно доходности и межтопливной конкуренции. Первая означает, что надо сделать равно выгодными для «Газпрома» поставки газа на внутренний рынок и на экспорт − то есть поднять внутренние цены до уровня экспортных. Вторая − необходимо уравнять (поднять) цены на газ до уровня равно выгодности для потребителя с самым дорогим видом топлива углем.
Упадок энергетической и коммунальной инфраструктуры и опережающий рост цен на ЖКУ
Вторая очевидная причина роста тарифов – рост цен на теплоэнергетику. На протяжении нескольких последних десятилетий теплоэнергетике в нашей стране не уделялось должного внимания. Эффективность использования топлива практически во всех теплоэнергетических установках значительно ниже, чем на Западе. Так, КПД энергоблоков, производящих электроэнергию, на 7-10% ниже, чем в США или Германии. Потери энергии топлива в газовых турбинах, двигателях внутреннего сгорания на 5-13% выше, чем у зарубежных. Тепловые потери у наших промышленных печей в 1,5-2 раза больше, чем у западных. Сегодня теплоэнергетические установки России потребляют в год угля, мазута и природного газа такое количество, которое эквивалентно 162 млн т у. т. [5]. Это наносит нашей стране колоссальный финансовый ущерб. Но не только отсутствие должного внимания привело российскую теплоэнергетику в столь плачевное состояние. Много лет цены на топливо были искусственно занижены. В бывшем Советском Союзе практически отсутствовали какие-либо экономические стимулы для экономии топлива. Можно даже сказать, что экономического фактора в развитии теплоэнергетики реально не существовало. В настоящее время в отрасли наблюдается убыточность 90% всех предприятий в из-за высоких цен на основное топливо – мазут и уголь, крайне низкая энергоэффективность в сочетании с постреформенным состоянием электроэнергетики. Как показывает практика последних лет, цены на альтернативные виды топлива (мазут, уголь) обычно не отстают от цен на газ. Задача ликвидации ценового диспаритета между газом и альтернативным топливом декларируется много лет подряд, но не решена до сих пор. Кроме того, для котельных коммунальной сферы переход на другой вид топлива крайне затруднен, так как требует переоборудования котельных со значительными инвестиционными затратами. Второй составляющей тарифов, кроме топлива, являются собственные расходы энергетических предприятий на содержание оборудования. Тот факт, что состояние энергетической и коммунальной инфраструктуры приблизилось к грани технологической катастрофы, не для кого не секрет.
Как показывает статистика, цены на коммунальные ресурсы за последние 12 лет выросли примерно в 3−4 раза, тогда как стоимость коммунальных услуг увеличилась практически в 11 раз. Поэтому увеличение стоимости ресурсов, в первую очередь газа и электроэнергии, повлияло на рост ЖКУ, но вовсе не было его главной причиной. Основная причина опережающего роста цен − повышение их уровня до «экономически обоснованного уровня» с учетом необходимости осуществления инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры [6].
Проблема с инвестициями в ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство в России традиционно считается мертвым грузом экономики и головной болью властей. Решить накопившиеся в ЖКХ проблемы в одиночку государство не в состоянии. Единственный выход − реформировать отрасль и стимулировать в нее приток частных инвестиций. Практика показывает, что сегодня частный сектор готов осуществлять только текущую эксплуатацию инфраструктуры ЖКХ. А вот серьезные инвестиции в отрасль не идут.
Эксперты называют несколько причин.
Во-первых, региональные власти не всегда понимают, что инвестиции − это деньги взаймы на определенный срок и под определенный процент. Мысль о том, что средства придется возвращать инвестору, оставляя себе при этом произведенные улучшения и новые объекты, не усваивается руководителями старого образца. А их в муниципальном управлении большинство.
Во-вторых, инвестиции должны обеспечиваться гарантией возврата. Таким гарантом может служить либо залог коммунального имущества, либо финансовые обязательства муниципалитета как собственника коммуникаций, либо финансовые потоки будущих платежей потребителей. Здесь и начинаются проблемы. Залог имущества практически невозможен, поскольку ни в одном муниципальном образовании в России не проводилась его регистрация. Без этого имущество ограничено в хозяйственном обороте. Предложить в качестве гарантии свои финансовые обязательства муниципалитеты также не могут из-за дефицитности местных бюджетов. Что же касается финансовых потоков будущих платежей, то использованию этого механизма в качестве гарантии мешает возможность разрыва договора с инвестором со стороны муниципалитета в любой момент.
Высокие риски не устраивают инвесторов, а потому до масштабных инвестиций в ЖКХ дело не доходит. Капитал может в короткие сроки влить значительные средства в коммуналку, но ждет создания правового поля, которое обяжет местные власти исполнять взятые на себя обязательства и снизит риски для бизнеса.
Дальнейшее продвижение реформы ЖКХ в части создания частно-государственных партнерств в области управления и развития коммунальной инфраструктуры возможно только при создании эффективной системы тарифообразования. Рынок коммунальных услуг должен быть освобожден от политической составляющей при его регулировании со стороны властей разных уровней и от доминирования отдельных участников. Инвестиции могут прийти только в том случае, если риски, особенно политические, сведены к минимуму, обеспечивая тем самым возврат инвестиций. Одним из способов снижения рисков и гарантирования возвратности инвестиций может стать учет инвестиционной составляющей в тарифе на коммунальные услуги, как в тарифах естественных монополий.
Заключение
Российское жилищно-коммунальное хозяйство столкнулось с множеством сложных проблем. Ключевой проблемой отрасли была и остается низкая экономическая эффективность, за которой стоит низкая производительность труда, сверхвысокое энерго- и ресурсопотребление, слабый менеджмент. Это напрямую сказывается на качестве и стоимости услуг. Следовательно, суть реформы сводится к переводу отрасли на рыночные условия хозяйствования. Реформа ЖКХ не может быть основана только на отраслевом подходе, она должна рассматриваться и с макроэкономической точки зрения. Реформа должна быть согласована с реформой доходов населения, реформой межбюджетных отношений, реформой местного самоуправления, налоговой реформой, реализацией программ борьбы с бедностью, программ создания рабочих мест, вопросами повышения доходов работников бюджетной сферы.
Источники:
2. Скрипник О.Б. Оценка последствий реформирования жилищно-коммунального комплекса на региональном уровне // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. – 2011.
3. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main.
4. Институт социологии РАН [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1085.
5. Гуртов В.О. О состоянии жилищно-коммунального хозяйства // Экономист. – 2009.
6. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:05:27