Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы

Манько Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается понятие государственно-частного партнерства, описаны функции основных институтов развития, призванных стать инструментами поддержки национальной инновационной системы.

Ключевые слова: инновации, государственно-частное партнерство, инвестиции, институты развития, механизм государственно-частного партнерства, общественно значимые проекты



На современном этапе одним из механизмов реализации национальной инновационной политики является деятельность по созданию программ и проектов с помощью государственно-частного партнерства.

Перечислим основные признаки государственно-частного партнерства:

1) стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;

2) взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и т.п.);

3) взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, то есть равноправный характер;

4) стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

5) стороны государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;

6) стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.

Под государственно-частным партнерством (ГЧП) будем понимать:

− совокупность форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях;

− систему эффективного взаимодействия между органами государственного управления и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов социально-экономического развития территорий, направленных на улучшение качества жизни;

− правовой механизм согласования интересов и обеспечения взаимодействия государства и бизнеса;

− механизм, посредством которого возможна реализация приоритетных инвестиционных проектов, развитие инфраструктуры, совершенствование социальной сферы региона.

Государственно-частное партнерство имеет широкий спектр различных форм. В их числе:

– система разнообразных контрактов;

– арендные (лизинговые) отношения;

– соглашения о разделе продукции;

– государственно-частные предприятия;

– концессионные соглашения о взаимодействии бизнеса и государства.

Государственно-частное партнерство: механизм и проекты

Механизм государственно-частного партнерства позволяет преодолеть ограниченные возможности государства и муниципальных органов по финансированию социальных и инфраструктурных проектов, перенести часть рисков на бизнес, а также использовать управленческие навыки и опыт частного сектора для повышения качества предоставляемых социальных услуг и увеличения эффективности управления объектами общественной инфраструктуры.

Можно предложить простейшую схему механизма ГЧП (см. рис.).

Рис. Схема механизма ГЧП

image 1

За последние годы накоплен опыт реализации на основе государственно-частного партнерства федеральных и региональных проектов в различных отраслях экономики, таких, как подготовка г. Сочи к принятию зимних Олимпийский игр в 2014 г.; строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва − Санкт-Петербург − Хельсинки; строительство в Санкт-Петербурге нового морского пассажирского порта, способного принимать крупнотоннажные круизные лайнеры и паромы по проекту «Морской фасад»; уже реализованные в Санкт-Петербурге проекты «Городской водный туристско-экскурсионный автобус» и «Городской экскурсионный автобус Сити-тур»; участие в международных и отечественных туристских выставках и другие проекты.

В настоящее время Торгово-промышленная палата РФ является уникальной организацией, статус которой позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов с государственными органами власти. Это позволяет ей выступать мощным инструментом российского бизнеса для защиты своих интересов и создания четкой системы взаимодействия с государством, оперативно транслировать свои интересы в государственные органы и обеспечивать их защиту при принятии решений властными структурами.

Институты развития – специализированные государственные корпорации, деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны. Речь идет о решении четырех задач:

− преодоление провалов рынка в сфере инноваций («квазиинноваций»);

− устранение институциональных провалов (формирование отсутствующих, но необходимых сегментов рынка);

− развитие экономической (энергетика, транспорт, другие коммуникации) и социальной инфраструктуры;

− элиминирование существенных региональных дисбалансов развития. Основные различия между типами институтов развития определяются сферами их деятельности и набором используемых инструментов.

Внешэкономбанк – Банк развития

Наиболее масштабной является деятельность универсальных банков развития, как правило, реализующих весь спектр перечисленных задач. Такие банки часто выполняют роль штаба, координирующего деятельность других национальных институтов развития.

В России специальным органом, институтом развития, принимающим участие в реализации государственно-частного партнерства, является Внешэкономбанк, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития». Внешэкономбанк является национальным институтом развития. По организационно-правовой форме он относится к государственным корпорациям. В его компетенцию входит, в частности, оказание финансовой поддержки инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для развития экономики. В число приоритетных отраслей инвестиционной деятельности Внешэкономбанка включены отрасли промышленности, имеющие существенное значение для экономики государства и нуждающиеся в его финансовой поддержке из-за слабой активности частных инвесторов.

Внешэкономбанк является государственной корпорацией, выполняющей функции Банка развития, и действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификации и стимулирования притока инвестиций.

Внешэкономбанк финансирует крупные инвестиционные проекты, направленные на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста. ВЭБ не конкурирует с коммерческими кредитными организациями и участвует только в тех проектах, которые не могут получить финансирование частных инвесторов. Согласно меморандуму о финансовой политике, Внешэкономбанк предоставляет кредиты, гарантии и поручительства по проектам, срок окупаемости которых превышает 5 лет, а общая стоимость – более 2 млрд рублей. Исполняя функции Банка развития, Внешэкономбанк также участвует в финансировании инвестиционных проектов, направленных на модернизацию моногородов; помогает малому и среднему предпринимательству; поддерживает российских экспортеров на мировых рынках; содействует привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию

По итогам 2010 года два проекта, в которых принимал участие Внешэкономбанк − модернизация Хабаровского НПЗ и строительство комплекса по производству полипропилена в Тобольске – получили премию «Сделка года» журнала Trade Finance. Данные проекты были реализованы на принципах экспортно-импортного и проектного финансирования с привлечением долгосрочного (до 10 и 13-ти лет соответственно) финансирования от синдиката иностранных банков под покрытие зарубежных экспортных страховых агентств.

Российский фонд прямых инвестиций и Российская венчурная компания

В 2011 году кредитный портфель Банка развития достиг почти 500 млрд рублей. Согласно новой стратегии Банка к 2015 году он увеличится до 850 млрд рублей, при этом доля инновационных проектов составит 20%.

Российский Фонд прямых инвестиций (РФПИ) – инвестиционный фонд, созданный Правительством РФ для инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов экономики. Капитал под управлением Фонда – 10 млрд долларов. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами – фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями. РФПИ играет важную роль в привлечении прямых инвестиций в экономику России. Основная цель РФПИ в совместных проектах с соинвесторами – обеспечение высокой доходности вложенных средств. Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Высокая инвестиционная доходность обеспечит повышение эффективности предприятий, приведет к созданию новых рабочих мест и способствует усилению конкурентоспособности экономики – необходимому условию успешной модернизации. РФПИ осуществляет инвестиции, направленные на повышение эффективности производства и управления в компаниях-лидерах российской экономики. Помимо капитала от соинвесторов, объекты инвестиций РФПИ получат доступ к передовым технологиям и управленческому опыту, накопленным соинвесторами в соответствующих отраслях.

Субъектом ГЧП является также Российская венчурная компания. Российская венчурная компания создана с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов. При создании ОАО «Российская венчурная компания» ей отведена роль государственного фонда венчурных фондов, через который будут осуществляться государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом.

Заключение

Таким образом, мировой финансовый кризис, затронувший рынок России, оказал значительное влияние на поведение и взаимодействие его основных участников, вынуждая их приспосабливаться к сложившейся ситуации и разрабатывать стратегию поведения в новых условиях, а также комплекс антикризисных мер. Необходимо тесное сотрудничество бизнеса и государства путем развития и углубления государственно-частного партнерства с целью выработки совместных действий для эффективного развития инновационных проектов в стране.


Источники:

1. Белицкая А.В. Правовое определение государственно-частного партнерства // Законодательство. – 2009. – № 8. – С. 6−8.
2. Мочальников В.Н. Повышение стратегического потенциала экономики России на основе активизации системы государственно-частного партнерства: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. – М., 2010. – С. 27.
3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. – М., 2005. – С. 34−37.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:07:03