Практические рекомендации по совершенствованию нормативно-законодательной базы предприятий кондитерской промышленности с учетом вступления России в ВТО

Бекмуратов Р.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (213), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бекмуратов Р.Д. Практические рекомендации по совершенствованию нормативно-законодательной базы предприятий кондитерской промышленности с учетом вступления России в ВТО // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 15. – С. 86-90.

Аннотация:
В статье поднимается проблема защиты отечественной кондитерской промышленности а условиях вступления России в ВТО.

Ключевые слова: ВТО, адаптация, технический регламент, кондитерские предприятия, защитные меры



Россия уже на протяжении последних 18 лет делала попытки вступления в ВТО, однако внутриполитические противоречия постоянно отодвигали возможность отечественного кондитерского производителя выйти на зарубежные рынки. Наконец лишь в конце 2011 года было подписано официальное соглашение о присоединении России в ВТО, постепенная ратификация которого рассчитана на десятилетие вперед. В сущности, система ВТО существует более 50 лет и регулирует своими правилами более 90% мировой торговли. Политика ВТО направлена на интеграцию стран в мировую экономику и торговлю и включает: конкурентоспособность экспортных возможностей страны, оптимизацию структуры экспорта, конкурентоспособность условий доступа товаров и услуг на зарубежные рынки, защиту отечественных товаропроизводителей в условиях открытой экономики от зарубежной конкуренции.

Считаем, что одной из наиболее острых проблем в условиях постепенной ратификации документов о присоединении к ВТО может стать недооценка существующих рисков от интеграции и недостаточность поддержки кондитерской и пищевой промышленности в рамках государственных национальных проектов.

Проблема модернизации пищевой промышленности

На сегодняшний день, в национальных государственных проектах обозначено четыре приоритетных направления развития [8]: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические информационные технологии. Проектов по развитию сельского хозяйства, пищевой и кондитерской промышленности − среди данных проектов нет.

Считаем, что нерешенность проблем социально-экономического характера фактически не позволяют полноценно расти экономике, а за этим следует удорожание конечной продукции и снижение ее конкурентоспособности на мировом рынке, ухудшение инвестиционного климата, неопределенность правил игры, нежелание инвестировать прибыль в собственной стране, вывод доходов в оффшоры, отсутствие заинтересованности в повышении производительности труда и улучшении производства, неблагоприятная предпринимательская среда. Иными словами, последствия незавершенной модернизации не позволяют России стать полноправным участником ВТО и развивать конкурентоспособную экономику и ее отдельные отрасли.

Как полагает Губанов С., совершенно критическое положение обозначилось сегодня в российской пищевой промышленности, где производительность труда ниже средней по народному хозяйству [4]. Но если пищевая промышленность сама имеет уровень производительности ниже среднего, то никакая модернизация и инновационное развитие в принципе невозможны.

Практика экономически развитых стран доказывает, что такие страны как Германия, Швейцария, Франция и Италия, в сущности, являвшиеся в прошлом столетии аграрными державами, в большей степени ориентированы на развитие пищевой и кондитерской промышленности, что отражается в модернизации данных производств и их высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

На развитие отечественной кондитерской промышленности немаловажное влияние оказывает и высокий износ технологического оборудования. Спроектированные еще в 60-е гг. прошлого столетия машины и оборудование устарели физически и морально, что влечет высокие издержки кондитерского производства, низкую производительность и прогрессирующее технологическое отставание. По всем позициям промышленной номенклатуры Россия испытала громадный спад, что проявляется в нехватке основных средств. Так, из общей стоимости основных фондов на активную часть приходится только 26% [3].

Нормативно-законодательная база для предприятий кондитерской промышленности

Для достижения необходимой конкурентоспособности на мировых рынках России требуются значительные капиталовложения в производство и инфраструктуру, а это может привести к усилению зависимости от мирового финансового рынка. Таковы отягчающие краткосрочные и среднесрочные последствия присоединения России к ВТО.

Однако именно благодаря механизму ВТО по решению споров небольшие и слабые в экономическом отношении страны могут защищаться от недобросовестной торговой практики. Но асимметрия в обладании правовыми и другими ресурсами, так же как и ограниченное участие России в разработке механизмов торговли, существенно снижает ее роль в глобальной экономике.

В условиях достаточно сложной социально-экономической ситуации в нашей стране, существующих проблем инвестиционного климата и слабой модернизации производственного сектора, практические рекомендации для совершенствования нормативно-законодательной базы для предприятий кондитерской промышленности с учетом вступления России в ВТО будут в первую очередь ориентированы на процедуры нетарифного регулирования, в целях защиты кондитерской отрасли; ужесточения внешнеэкономической политики с учетом мер по лицензированию внешнеторговой деятельности; а также антидемпинговые компенсационные меры призванные оградить отечественного производителя кондитерской продукции от экспансии зарубежных компаний. В тоже время считаем, что данные меры должны носить временный характер с учетом возможности адаптации и повышения конкурентоспособности кондитерской промышленности РФ.

Следует отметить, что общая модель нетарифного регулирования, сформировавшаяся на сегодняшний день в Российской Федерации, закреплена в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [2]. С принятием указанного закона был сделан существенный шаг, с одной стороны, в направлении адаптации российской модели внешнеторгового регулирования к правилам и требованиям Всемирной торговой организации, а, с другой стороны, к взаимной увязке механизмов таможенного и внешнеторгового регулирования в Российской Федерации.

Технический регламент, призванный защитить отечественных кондитерских производителей

В исследованиях некоторых российских экономистов не раз высказывалось мнение о целесообразности введения государственной монополии на ввоз особо чувствительных к иностранной конкуренции товаров (зерно, фармацевтика, алкоголь) с тем, чтобы «упорядочить внешнюю торговлю ими, увеличить бюджетные доходы и обеспечить по таким товарам, как зерно, гарантированное снабжение внутреннего рынка» [6,c.40]. Мы полностью разделяем данную точку зрения в контексте исследуемой проблемы и считаем, что использование такой практики не лишено смысла, поскольку кондитерская промышленность чрезвычайно зависима от сельскохозяйственной отрасли и, защищая внутреннего производителя зерна, мы фактически защищаем отечественного производителя кондитерских изделий.

В условиях уже фактического вступления в ВТО, для российских производителей кондитерских изделий особо возрастает роль «точно наводящихся» нетарифных мер торговой политики, позволяющих бороться не просто с проникновением иностранных кондитерских товаров на российскую территорию, а с конкретными случаями нарушений правил честной конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутренних российских рынках. Защитные меры (антидемпинговые, компенсационные и специальные) позволяют комплексно защитить отечественного кондитерского производителя только при условии не тотального распространения на все группы кондитерских товаров, а с учетом предварительного анализа наиболее востребованных категорий и групп.

Однако даже на фоне существующих нетарифных мер, регламентированных российским законодательством, существует опасность активной экспансии зарубежных кондитерских производителей. Как отмечают некоторые специалисты [5], Россия после вступления в ВТО должна будет снизить пошлины на ввоз кондитерских изделий, более всего − на шоколад.

С нашей точки зрения, решающее значение при разработке защитных мер отечественных кондитерских производителей в условиях присоединения России к ВТО будет иметь технический регламент, гармонизированный с учетом международных норм и правил ВТО.

Следует отметить, что данный документ пока находится в стадии подготовки. Вместе с тем, принятый в декабре 2002 года Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1] [1], определил основные принципы стандартизации и перевел стандарты в разряд добровольных требований.

Приоритеты и проблемы финансирования

Важно обратить внимание, что Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд» [7], на основании данного закона уже осуществляет работу по стандартизации в кондитерской отрасли. Однако перейти непосредственно к разработке новых национальных стандартов в кондитерском производстве оказалось непросто.

Основной проблемой разработки национальных стандартов гармонизированных в соответствии с мировой практикой, продолжает оставаться отсутствие необходимого финансирования со стороны кондитерских предприятий и отсутствие государственного финансирования деятельности по стандартизации.

Кроме того, в связи с разработкой Технического регламента на пищевую продукцию Таможенного союза (ТС) должны быть разработаны необходимые для применения технического регламента правила и методы исследований и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований. К моменту утверждения регламента должна быть полностью разработана доказательная база, которая включает стандарты и своды правил для обеспечения соблюдения требований технического регламента.

Важно отметить, что при разработке доказательной базы (перечня стандартов и (или) свода правил) необходимо руководствоваться следующими приоритетами:

– применение стандартов должно обеспечить соблюдение требований технического регламента;

– гармонизация стандартов с международными (региональными) стандартами ИСО, ЕЭС;

безопасность продукции, работ, услуг, а также хозяйственных объектов для жизни и здоровья населения, имущества и окружающей среды;

– обеспечение единства измерений.

Однако, с нашей точки зрения, здесь также существуют проблемы, связанные с недостатком финансирования, поскольку по факту Россия уже вступила в ВТО и ратификация основных документов предусмотрена уже в текущем году. В этой связи мы считаем, что на уровне правительства должна быть оказана всесторонняя поддержка развития Программы кондитерской отрасли, а также определены более сжатые сроки по проведению стандартизации отечественной кондитерской продукции в целях увеличения временных горизонтов по адаптации кондитерских предприятий к новым условиям внешней среды.

[1] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» вступил в силу с 30 марта 2003 г. – Прим. ред.


Источники:

1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // ред. РФ от 30.12.2002, (ч. I) ст. 514.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// СЗ РФ. 2003. № 50. ст. 4850.
3. Видовая структура основных фондов // Основные фонды. Предпринимательство / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
4. Губанов С. Новая целевая задача и условия ее решения // Экономист. − 2008. − № 3. − С. 9−14.
5. Пошлина на ввоз кондитерских изделий в Россию после вступления в ВТО станет ниже// Russian Food & Drinks № 1 (2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sanna-group.ru.
6. Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы: автореф. дис. докт. экон. наук. − М., 1997. − С.40.
7. Официальный сайт ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ascond.ru.
8. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:00