Роль государства в регулировании аграрного рынка Кыргызстана
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 14 (212), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предлагается система мер государственного стимулирования аграрно-промышленного комплекса Киргизии. А втор проводит идею о том, что это отрасль имеет огромные перспективы развития и в то же время на сегодняшний день находится в таком состоянии, когда для ее активизации необходима безотлагательная экономическая поддержка государства.
Ключевые слова: государственное регулирование, кредит, предпринимательская инициатива, аграрный рынок, Киргизия, государственные дотации
Развитие предпринимательской инициативы требует определенной экономической свободы для реализации коммерческих интересов и проектов. Экономические стимулы при этом могут создаваться методами государственного регулирования. Это в полной мере относится и к финансово-кредитной системе.
Среди непосредственных проблем финансирования сельскохозяйственного товаропроизводителя можно выделить следующее:
– недостаточно отработанный финансово-кредитный механизм;
– отсутствие эффективной государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей нормальное функционирование аграрного производства;
– недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок, и в этой связи недостаток в них для ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства;
– массовая убыточность предприятий, не позволяющая возвращать полученные заемные средства.
Учтем и особенности аграрного сектора, которые зачастую игнорируются:
– зависимость от природно-климатического фактора экономических результатов работы не только отдельных хозяйств, но и целых регионов;
– сезонный характер и длительность производственного цикла в сельском хозяйстве, вследствие чего этот сектор экономики больше других страдает от высоких темпов инфляции;
– потребность сельского хозяйства, имеющего сезонное производство, в развитой системе кредитования сезонных затрат и запасов;
– снижение конкурентоспособности относительно малых сельскохозяйственных предприятий на рынке краткосрочных кредитов.
Проблемы реформы финансирования сельского хозяйства
Комплексная реформа системы финансирования сельского хозяйства конечной целью должна иметь финансовую самостоятельность отрасли и сочетать различные формы привлечения финансовых ресурсов через создание специальных финансово-кредитных институтов:
– необходимо оздоровить собственные финансы сельхозпредприятий, создав возможности для самофинансирования и условия для расширения использования собственных финансовых ресурсов;
– расширить государственную поддержку по абсолютным масштабам, направив ее на укрепление и развитие производственно-сбытовой структуры агропромышленного комплекса как основы его развития;
– на этой базе решать вопросы привлечения кредитных ресурсов и инвестиций.
На первом этапе такой реформы очевидны две проблемы. Во-первых, восстановление товаропроводящей сети и инфраструктуры рынка сельхозпродукции и, во-вторых, создание четкой системы государственной поддержки в области финансово-кредитной политики в сельском хозяйстве.
Переход к рынку показал, что в государственном регулировании нуждается система реализации продукции сельского хозяйства. Сегодня неконкурентоспособность отечественной продукции связана не только с ее высокой себестоимостью и низким качеством, как раз по этим параметрам положение отечественных производителей сравнительно приемлемо, но и с отсутствием профессиональной маркетинговой службы, дееспособной сети реализации продукции, должной государственной защиты от недобросовестной зарубежной конкуренции [1].
Гарантии, стимулы и правовая защита производителей продовольствия, развитая маркетинговая служба повысили бы эффективность сбытовых механизмов на крупнооптовом, мелкооптовом и розничном уровнях [2].
Меры господдержки сельхозпроизводителей
Для усиления мер государственного финансово-кредитного регулирования реализации продукции и, соответственно, повышения финансовой устойчивости сельхозпредприятий можно предложить установление гарантированных цен с последующими практическими действиями.
Во-первых, для производителей продукции определять объем региональных закупок по каждому району и хозяйству. Заключать договор на среднесрочный период, ориентировочно на три года, позволяющий планировать производство и необходимые текущие инвестиции, с индексацией на уровне не ниже действующих рыночных цен. Ввести систему государственного авансирования: 50% – под посевные работы, остальное – по мере поступления продукции.
Во-вторых, ввести государственные дотации, прежде всего, для эффективно хозяйствующих субъектов, с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции, так как ни повышение таможенных пошлин, ни введение квот не сможет оказать существенного влияния на ограничение импорта и повышение объемов внутреннего производства.
Захват нашего рынка идет за счет временного установления демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации эффективно хозяйствующим производителям отечественной продукции позволили бы им реально конкурировать с импортной продукцией в таких конъюнктурных ситуациях. Кроме того, вся сумма платежей в бюджет, связанная с импортом продовольствия, может переводиться в специальный фонд поддержки предприятий сельского хозяйства.
В-третьих, на базе региональной продовольственной корпорации или иной системы необходимо сконцентрировать денежные и материально-технические ресурсы, позволяющие заготовителям кредитовать конечную продукцию, оцениваемую по рыночным ценам, финансировать посевные и уборочные работы. Одновременно корпорация гарантирует и закупку излишков сельхозпродукции по рыночным ценам. В руках государства, таким образом, может появиться объем продукции, обеспечивающий внутренние потребности страны, регулирующий уровень рыночных цен и создающий возможности для выхода на внешний рынок.
Для реализации этих задач можно подключить и биржевые механизмы сбыта сельхозпродукции, что, однако, требует пересмотра норм регулирования товарных рынков с целью их переориентации с преимущественно спекулятивных операций на обслуживание реального товарооборота формирования ценовых ориентиров для производства и частично его авансирования.
В-четвертых, в решении проблем сбыта важную роль могут сыграть региональные и местные органы власти за счет проведения различных мероприятий – начиная от чисто организационных, позволяющих, упорядочить производство и сбыт на подведомственных территориях, до наведения порядка на дорогах и рынках, борьбы с рэкетом и т.д. Эти меры могли бы дополнять прямой бюджетной государственной поддержкой стратегически важных для развития сельского хозяйства производств: племенных, семеноводческих хозяйств ветсанутильзаводов, а также товаропроизводителей, отобранных на конкурсной основе для участия в государственных программах (развитие льноводства, овцеводства, отдельных территорий и т.д.). Возможны и безвозвратные государственные капитальные вложения, являющиеся инвестициями государства в принадлежащие ему производства, строительство и реконструкцию мелиоративных систем, водохозяйственных объектов, развитие системы образования и т.д. Они могут выдаваться также на конкурсной основе хозяйствующим субъектам, участвующим в государственных программах. На конкурсной основе среди хозяйствующих субъектов, участвующих в государственных программах, а также государственных предприятий и объектов инфраструктуры могут размещаться возвратные капитальные вложения. Даже обычные банки и небанковские учреждения могут участвовать в льготном кредитовании на конкурсной основе.
Одной из форм такого краткосрочного кредитования являются государственные залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией.
Особенности кредитной поддержки аграрного сектора
Возможны долгосрочные кредиты под льготные проценты, которые выдаются товаропроизводителям аграрного сектора государственным Земельным банком: товарные краткосрочные (ГСМ, минеральные удобрения, другие ресурсы) и долгосрочные (лизинговые операции) кредиты, выдаваемые товаропроизводителям фирмами-операторами с учетом кредитоспособности ссудозаемщиков под залог их имущества, в том числе продукции.
Государственной поддержки требуют депрессивные территории, а также территории с конъюнктурно неблагоприятной структурой производства.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве Кыргызстана, делает необходимой разработку новых, принципиальных и четких подходов к кредитно-финансовой политике, соответствующих возрастающей роли государства в регулировании аграрного рынка страны.
Организационно оформленная государственная специализированная система сельскохозяйственного кредита могла бы учитывать специфику отрасли, сочетать в себе рыночные принципы прямого банковского кредитования с льготной процентной политикой государства и контролем за целевым использованием и возвратом средств. А одним из важных ее итогов явилась бы ориентация сельского хозяйства на выполнение функций, связанных с сохранением способа хозяйствования и образа жизни основной массы населения. Среди направлений государственного регулирования сельского хозяйства в развитых капиталистических странах главное – это поддержание уровня доходов населения, занятого в аграрном секторе. Во-первых, низкая доходность ведения сельскохозяйственного производства объективно обусловливает и низкую доходность работников, занятых в этой сфере; во-вторых, монопольный характер несельскохозяйственных отраслей аграрного сектора также ограничивает доходные потенции аграрного сектора и, в-третьих, очевидна и тенденция подтягивания уровня жизни сельского населения до городского.
Поддерживается определенный уровень доходов и накоплений в сельском хозяйстве. Важно обеспечить для сельского хозяйства комфортные экономические условия обмена с отраслями первой и третьей сферы аграрного сектора. В создании таких условий особое место занимает паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Сельскохозяйственные товаропроизводители работают на самофинансировании, и конкретные меры их поддержки являются дополнительными в обеспечении нормальных экономических условий хозяйствования. При этом субсидии, дотации, льготы и другие регулирующие рычаги и инструменты ориентируют товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование, и их надо применять строго дифференцированно. Полезен еще и целевой программный подход.
Источники:
2. Экономические основы развития рыночного механизма в зерновом хозяйстве // Вестник КахГАУ. − 2000. − № 4. − С. 61−63.
3. Социально-экономическое положение Кыргызской Республики. НСК КР.
4. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: научно-практический семинар (июнь 2000 апрель 2001г.) /под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлиевой Э. – Б., 2001.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:04:18