Инвестиции физических лиц в экономику: как повысить активность?

Краевский И.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 14 (212), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Краевский И.С. Инвестиции физических лиц в экономику: как повысить активность? // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 14. – С. 82-84.

Аннотация:
В статье рассматривается проблема, связанная с тем, что инвестиции физических лиц в национальную экономику на сегодняшний день недостаточно активны. Этому препятствуют низкая привлекательность для населения существующих инвестиционных продуктов, недоступность услуги качественного управления активами и его непрозрачность. Как изменить ситуацию и оживить рынок инвестиционных услуг? Читайте об этом в статье.

Ключевые слова: интернет-технологии, пиф, управление активами, рынок инвестиций, физические лица



На сегодняшний день российский рынок управления активами физических лиц существенно замедлил темпы своего развития и можно констатировать факт, что основной продукт, на который ставили многие ключевые игроки отрасли – коллективные инвестиции – не оправдал возложенных на него ожиданий. Практически во всех российских управляющих компаниях паевые инвестиционные фонды (ПИФы) [3] являются скорее имиджевым продуктом, а основные средства зарабатываются на индивидуальном доверительном управлении или же за счет управления пенсионными резервами и накоплениями Пенсионного фонда РФ, либо средствами негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Существует множество способов стимулирования дальнейшего развития рынка управления активами физических лиц, в том числе за счет популяризации данного средства сбережения путем увеличения финансовой грамотности населения, увеличения прозрачности рынка и деятельности его участников, улучшения инвестиционного климата и т.д. [1, 2]. Но все эти меры требуют наличия политической воли или серьезных структурных реформ на государственном уровне.

Проблемы инвестиционной активности населения

Текущая ситуация складывается так, что все инициативы, идущие сверху, практически не стимулируют развитие рынка управления активами. В качестве основной причины видится нерешенность следующих проблем:

1) низкая привлекательность для населения существующих инвестиционных продуктов;

2) недоступность услуги качественного управления активами;

3) непрозрачность управления.

Учитывая, что данные проблемы не удалось решить путем инициатив сверху, возможным вариантом их решения может быть подход с другой стороны, а именно путем активизации инициативы снизу, идущей непосредственно от участников рынка. Одной из таких инициатив может быть реализация инновационных возможностей инвестиционных предпринимательских структур.

Согласно Г. Хэмелу [4] существует два основных пути реализации инновационных возможностей предприятия – создание инновационных продуктов или создание инновационных бизнес-моделей. Эти варианты генетически связаны между собой: создание инновационного продукта – более простая, краткосрочная инновационная стратегия, которую можно развивать до уровня инновационной бизнес-модели, реализация которой является уже вопросом долгосрочной инновационной стратегии. Г. Хэмэл считает, что однозначно выигрышно именно второе направление: ни одна инновация не будет коммерчески успешной, если она не подкреплена оригинальной бизнес-стратегией.

Новым словом на российском рынке управления активами может стать услуга для розничных клиентов, основанная на алгоритмических подходах к управлению активами. Использование данного класса стратегий позволит создать новый привлекательный инвестиционный продукт, который будет доступен широким слоям населения, а также повысит прозрачность управления для потребителей данной услуги.

Как оживить рынок?

Зарубежный опыт подтверждает, что фокусирование на этих факторах способно значительно оживить рынок управления активами. Наиболее показательным является пример ETF-фондов (ETF (от англ. Exchange Traded Fund) – торгуемый на бирже индексный фонд. Является новым видом ценных бумаг, выполняющим роль сертификата на портфель акций. – Прим. ред.), которые покорили мир, благодаря прозрачной стратегии инвестирования, низким начальным инвестициям, высокой ликвидности и широкой диверсификации. За последние годы количество и размер ETF-фондов существенно выросло и продолжает дальше набирать обороты, в частности, с начала 2008 года по конец августа 2011 размер активов под управлением всех ETF-фондов вырос на 111%, а активы ETF-фондов, ориентированных на развивающиеся рынки, выросли на 144% за тот же период [5].

Если же говорить об ETF-фондах, ориентированных на Россию, то объем средств под их управлением продемонстрировал впечатляющие темпы роста, прибавив 546%.

Тем не менее предложения по инновационным инвестиционным продуктам поступают в основном из-за рубежа, в то время как российский рынок управления активами остается в стороне от передовых процессов, происходящих в отрасли.

На примере инвестиционного инструмента ETF видно, что решение только части из обозначенных выше проблем способно оживить рынок и придать ему существенные темпы роста. Новый инвестиционный продукт в виде услуги управления активами на основе алгоритмической торговли способен напрямую решить две из трех проблем: во-первых, повысить доходность при сохранении риска на прежнем уровне, а во-вторых, снизить начальные инвестиции инвесторов. Если внедрение данной услуги будет сопряжено с усовершенствованием методов интерактивного взаимодействия с клиентами посредством интеренет-технологий, то это будет в значительной мере способствовать увеличению прозрачности процесса управления активами.

Таким образом, использование новых подходов в области использования технологий при реализации инвестиционных стратегий и обслуживании клиентов решит три проблемы, которые на данный момент препятствуют дальнейшему развитию российского рынка управления активами физических лиц.

Осознают ли на данный момент участники российского рынка управления активами очевидность того, что ждать дальнейших инициатив от государства не стоит и нужно брать инициативу в свои руки, пока однозначно сказать нельзя. Крупные игроки рынка достаточно инерционны, поэтому небольшие инвестиционные компании, которым характерен инновационный дух, будут занимать все новые ниши.


Источники:

1. Жаворонков П.В., Краевский И.С. Анализ особенностей изменений инновационного потенциала России // Российское предпринимательство. – 2011. – № 4 Вып. 2 (182). – c. 31–35. – http://www.creativeconomy.ru/articles/11828/.
2. Мельников О.Н., Краевский И.С. Результаты внедрения информационных технологий на стратегическом и тактическом уровнях // Креативная экономика. – 2011. – № 6 (54). – c. 115–120. – http://www.creativeconomy.ru/articles/4022/
3. Федеральный закон от 29.11.2001 ФЗ-156 «О паевых инвестиционных фондах».
4. Хэмел Г. Стратегическая гибкость. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
5. http://stockspy.ru

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:05:31