Сущность и особенности инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 13 (211), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Караваев И.Е. Сущность и особенности инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 13. – С. 82-87.
Аннотация:
В настоящее время важнейшее государственное значение приобрела задача инновационного развития предприятий российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В статье проанализированы сущность и особенности инновационного развития предприятий ОПК и даны предложения по его активизации в современных условиях.
Ключевые слова: инновационное развитие, предприятия, оборонно-промышленный комплекс, закупки для государственных нужд, оборонный заказ
Анализ проблемы инновационного развития применительно к оборонно-промышленному комплексу (ОПК) России свидетельствует, что в начале XXI века он имел достаточно динамичные годовые темпы роста производства, превышающие аналогичные показатели по российской экономике в целом. Однако оценка потенциальных возможностей ОПК и результатов его функционирования в это время свидетельствует, что в своей основе экономический рост оборонно-промышленного комплекса был по преимуществу восстановительным. Он заключался в выходе ОПК из системного кризиса 90-х годов прошлого века и базировался в основном на модернизации старых образцов вооружения и военной техники и увеличении объемов их производства. Основными причинами отмеченного обстоятельства являлись: недостаточные объемы инвестиций, которые не позволили создать потенциал инновационного развития; дефицит квалифицированных кадров и др. Отрицательную роль сыграло и отсутствие эффективного механизма стимулирования инновационного развития ОПК. Например, в соответствии Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» основным критерием при конкурсном размещении и закупках государственного оборонного заказа является наименьшая цена. Это заставляет производителей вооружения и военной техники экономить за счет снижения качества создаваемой продукции и приводит к срывам сроков выполнения заказов, которые минимизируются предприятиями, чтобы выиграть конкурс на этапе его проведения.
Мировой финансово-экономический кризис показал, что развитие ОПК возможно только на основе превращения его предприятий в эффективные, конкурентоспособные хозяйствующие субъекты. Это требует перехода от восстановительного роста оборонно-промышленного комплекса к его устойчивому инновационному развитию ввиду того, что восстановительный рост уже не соответствует задачам ОПК и целям военного строительства в 2012–2020 годы.
Инновационное развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса
Процесс инновационного развития ОПК заключается в осуществлении определенной последовательности циклов эволюционного изменения его состояния.
Инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса это:
– во-первых, его способность к разработке и производству продукции, востребованной государством (военного назначения) и рынком (гражданского назначения);
– во-вторых, – к модернизации своей организационной и технологической структуры, обеспечивающей реализацию целей ОПК;
– в-третьих, – к эффективному воспроизводству основных факторов производства – труда, капитала, знаний.
Такое комплексное понимание инновационного развития оборонно-промышленного комплекса основывается на совокупности объективных производственно-технологических, финансово-экономических и социальных характеристик его деятельности. Одни из этих характеристик определяют потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса, другие – эффективность его использования.
При анализе инновационного развития оборонно-промышленного комплекса в настоящее время используются два основных понятия – инновационный процесс и инновационная деятельность, которые характеризуют его с разных позиций: первое – с позиции существования определенной последовательности этапов развития, второе – с точки зрения его содержания и целей. Инновационный процесс, осуществляемый предприятиями ОПК, в наиболее обобщенном понимании целесообразно определить как совокупность трудовых процессов по созданию, распространению и применению продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной, удовлетворяющих определенные общественные потребности и нашедших рыночное применение. Структуру инновационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК, в общем виде можно представить в виде четырех основных этапов, характеристики которых представлены на рис. [2].
Рис. Основные этапы инновационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК
Инновационная деятельность ОПК осуществляется в рамках национальной инновационной системы, которая нуждается в значительной перестройке. На заседании президиума Госсовета РФ 18 апреля 2008 г. Президент РФ отметил: «Что касается российской инновационной системы, то у нас, с одной стороны, созданы и уже работают ее основные элементы, однако мы прекрасно понимаем: инструменты поддержки инноваций сегодня слабо увязаны друг с другом. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом. Наверное, сегодня в этом основная проблема» [3].
Условия активизации инновационной деятельности ОПК
Помимо общих разрывов инновационного процесса, существуют и другие специфические барьеры для инновационного развития ОПК. Инновационную деятельность оборонных предприятий в настоящее время нельзя отнести к явным приоритетам их экономической политики, так как ее целью является получение коммерческого эффекта от конкурентных преимуществ на рынке за счет нововведений, придающих продукции новые свойства, привлекательные для потребителя. В условиях программно-планового формирования заданий государственного оборонного заказа с расчетом на конкретных потенциальных исполнителей, состав которых ограничен наличием соответствующих лицензий на право осуществления деятельности в оборонных целях, конкуренция как фактор стимулирования инновационной деятельности не стала определяющей. Конкурсное размещение оборонных заказов также не оказывает существенного влияния на стремление предприятий ОПК к инновационной модели развития, так как конкурсный отбор в основном проводится по критериям выгоды поставок оборонной продукции для Минобороны РФ, а не эффективности проектов, направленных на решение перспективных военно-технических задач.
Институциональные преобразования ОПК путем формирования интегрированных структур и государственных корпораций способствуют концентрации ресурсов, повышению возможностей для создания конкурентных преимуществ на международном рынке и в то же время они иногда приводят к закреплению кооперативных связей на основе корпоративных интересов, что одновременно ведет к консервации технологических связей производства.
Таким образом, экономические и организационные условия деятельности предприятий, создающих продукцию военного назначения, рынок которой не является открытым и существенно регламентирован государством, требуют создания специфических стимулов развития инновационной деятельности, государственного стимулирования и регулирования баланса оборонных и коммерческих интересов ее участников. С учетом изложенного основными условиями активизации инновационной деятельности ОПК являются следующие:
– организация систематического отбора результатов фундаментальных исследований, полученных по приоритетным направлениям развития и критическим технологиям Российской Федерации, и преобразование их в прикладные результаты, пригодные для воплощения в передовые технические и технологические решения;
– повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых государственным заказчикам на развитие научно-производственной базы ОПК;
– привлечение дополнительных внебюджетных средств в целях технологического развития ОПК по критически важным направлениям;
– расширение масштабов использования двойных технологий в интересах повышения рентабельности производства продукции [4].
Отраслевое и региональное регулирование инновационной деятельности в ОПК
Эффективность использования бюджетных средств, предназначенных для инновационного развития ОПК, может быть существенно повышена путем передачи передовых научно-технологических достижений оборонного назначения в гражданский сектор экономики. Дополнительный эффект возникает от снижения себестоимости оборонной и гражданской продукции при расширении масштабов их производства по технологиям двойного применения. С целью создания благоприятных условий для осуществления инновационных процессов в ОПК необходимо сформировать систему управления ими, которая позволит выявлять проблемы коммерциализации, отрабатывать, нормативно закреплять и стимулировать ее рациональные механизмы и типовые процедуры по всем звеньям инновационной цепочки [5].
Важными условиями формирования и функционирования инновационной системы ОПК являются нормативно установленные правила и процедуры распределения прав и ответственности между субъектами инновационной деятельности, а также обеспечение соответствия между приоритетами технологического развития, обусловленными оборонными задачами и коммерческими приоритетами, определяемыми конъюнктурой рынка. Учитывая специфику оборонной продукции и технологической базы ОПК, представляется целесообразным структуру инновационной системы ОПК строить блоками, по отраслям и регионам России. Отраслевое и региональное регулирование инновационной деятельности могут осуществлять соответствующие отраслевые и региональные инновационные центры (в некоторых отраслях, например в космической и атомно-энергетической, такие отраслевые инновационные центры уже действуют). Для общего регулирования инновационной деятельности в ОПК и координации деятельности отраслевых и региональных центров целесообразно создать межотраслевой инновационный центр оборонно-промышленного комплекса (МИЦ ОПК).
Источники:
2. Батьковский А.М. Прогнозирование и моделирование инновационного развития экономических систем. – М.: онтоПринт, 2011. – 202 с.
3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru
4. Караваев И.Е. Некоторые аспекты организации инновационной деятельности в ОПК РФ. Федеральный справочник «ОПК России», т. 7. – М., 2011. – С. 69– 77
5. Караваев И.Е. Оценка потенциальных возможностей ОПК России и основные направления его развития в современных условиях. – М.: Минпромторг России, 2010. – 186 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:11:35