Семейный бизнес: владение, управление и семейные ценности
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 13 (211), Июль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются результаты теоретических исследований относительно владения и управления семейным бизнесом, уточняются роли и социальное взаимодействие в семейном бизнесе.
Ключевые слова: владение, «аутсайдеры» семейного бизнеса, вовлечение в семейный бизнес, межличностные отношения в семейном бизнесе
E. A. Hoover, C. L. Hoover определяют семейную компанию как любой бизнес, в котором деловые и семейные отношения оказывают значительные влияние друг на друга [1], отмечая, что основой для создания эффективного взаимодействия членов семьи являются:
– открытые и честные коммуникации;
– одинаковое восприятие ценностей семейного бизнеса (честность, кредитоспособность, лояльность, толерантность);
– единое видение перспектив развития семейного бизнеса и семьи;
– устранение дифференциации в ожиданиях членов семьи;
– идентификация ролей в семейном бизнесе для членов семьи (работодатель, сотрудник, владелец, управляющий, партнер);
– ответственность членов семьи за свои действия в пределах семьи и за выполнение определенных обязанностей в пределах бизнеса;
– демонстрируемые отношения к проблемам, поведению и восприятию членов семьи;
– баланс неофициального социального взаимодействия и бизнес-коммуникаций членов семьи;
– процесс принятия решений, подразумевающий сформированную позицию членов семьи относительного того, насколько лидеры могут единолично осуществлять принятие решений, какие решения нуждаются в утверждении большинством членов семьи;
– способы разрешения возникающих конфликтов, поиск компромисса;
– взаимное уважение в повседневных коммуникациях, выход из роли «снисходительного собеседника»;
– доверие как ключевой элемент.
Отношения среди членов семьи, контролирующей бизнес
Выдвинем гипотезу, что ключевой элемент в успехе или провале семейного бизнеса – отношения среди членов семьи, контролирующей бизнес. Большинство семейных предприятий способно пережить угрозы изменения конъюнктуры рынка и потери конкурентного преимущества, смены экономических циклов, изменений в технологии или другие негативные факторы, но ухудшение межличностных отношений способно разрушить семейный бизнес.
В современных исследованиях (Morris, M.H., Allen, J.A., Kuratko, D.F., Brannon, D.) отмечается, что основатели семейного бизнеса; менеджеры, не являющиеся членами семьи, но работающие в семейном бизнесе; и владельцы, не являющиеся членами семьи, испытывают широкий диапазон эмоций в течение первых 4-х лет основания нового бизнеса [2]. Идентификация трудностей эмоционального отношения к бизнесу представлена в разрезе трех вышеуказанных групп.
Тем не менее, необходимо расширить видение проблемы посредством выявления дивергентного эмоционального опыта, позволяющего объяснить восприятие риска между семейным и несемейным бизнесом. Кроме того, на этапе запуска «start up», эмоциональное восприятие может затронуть процесс принятия решений, стратегию и организационную культуру семейного бизнеса (см. табл.).
Таблица
Результаты исследования влияния эмоций на семейный бизнес
В неоднозначных ситуациях, таких как основание нового бизнеса, эмоции сильно влияют на стратегическое суждение людей, фактически они могут иногда перехлестывать рациональные соображения при принятии решений и в ходе других познавательных процессов [13].
Результаты исследований семейного бизнеса свидетельствуют, что в долгосрочном периоде семейный бизнес часто более успешен, чем несемейный [14]. Однако механизмы, посредством которых и семейный бизнес опережает несемейный, все еще неизвестны. Большинство исследований, цитирующих «эффект основателя», предполагают, что семейное влияние основателя на фирму часто трансформируется в конкурентоспособное преимущество, возможно, из-за долгосрочной ориентации основателя и акцента на рост и сохранение семейного бизнеса для будущих поколений.
Концепция «эмоционального владения», выдвинутая в исследовании 2008 г. (A. Bjornberg & N.Nicholson), как ресурс для происхождения семейного капитала (семейных активов) позволяет определить, каким образом семья может достичь более высоких результатов в управлении семейным бизнесом в долгосрочной перспективе посредством разработки эффективной стратегии управления и преемственности [15].
Модель управления, опирающаяся на концепцию «эмоционального владения», включает баланс социальной, предпринимательской и экономической ответственности и является «тропой» по которому семейный бизнес переходит к следующему поколению.
Отношение к семейному бизнесу
Восприятие членов семьи относительно семейного бизнеса может быть дифференцировано следующим образом в рамках персональных установок членов семьи:
– персональная идентификация с семейным бизнесом (я – это бизнес);
– идентификация причастности к семейному бизнесу;
– «то, что происходит с семейным бизнесом, важно для меня»;
– «я беспокоюсь и забочусь о семейном бизнесе»;
– «семейный бизнес – важная часть меня»;
– разделение себя и семейного бизнеса;
– позиция членов семьи «процветание и развитие семейного бизнеса не имеет ко мне никакого отношения».
В исследовании «эмоционального владения» (A. Bjornberg & N.Nicholson) принимали участие свыше 600 преемников семейного бизнеса из 67 стран, респонденты возрастной группы 22–40 лет, самая старшая группа – 31–40 лет. Около трети опрошенных составляли женщины. Около половины опрошенных на момент проведения исследования не имели права собственности в семейном бизнесе, половина не работала в семейном бизнесе. Тем не менее большинство участников испытывает сильные эмоции относительно семейного бизнеса (см. рис. 1) и готовы, либо заинтересованы в присоединении к семейному бизнесу (см. рис. 2).
Рис. 1. Позитивные и негативные эмоции относительно семейного бизнеса (уровень «эмоционального владения» [15]
Рис. 2. Существуют ли формальные встречи владельцев семейного бизнеса с целью обсуждения проблем и перспектив?
Рис 3. Ожидания представителей следующего поколения относительно вхождения в семейный бизнес
Рис. 4. Респонденты – участники исследования (следующее поколение семейного бизнеса)
Что касается исследований «аутсайдеров» семейного бизнеса – представителей следующего поколения, не вовлеченных ни в управление, ни во владение (см. рис. 3, 4), то ключевым инструментом вовлечения является возможность «аутсайдеров» принимать участие в дискуссиях относительно развития и управления семейным бизнесом, где они могут использовать право голоса, участвовать в процессе принятия решения и социальных мероприятиях. Таким образом, персональные коммуникации усиливают процесс вовлечения в семейный бизнес представителей следующего поколения.
[1] Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно к ним относиться, понимать и принимать его эмоциональное состояние. – Прим. ред.
Источники:
2. Morris, M.H., Allen, J.A., Kuratko, D.F., & Brannon, D. (2010). Experiencing family business creation: Differences between founders, nonfamily managers, and founders of non-family firms. Entrepreneurship Theory and Practice, 34, 1057–1083
3. Pachulia, G., & Henderson, L. (2009). The Relationship Between Emotional Intelligence and Entrepreneurial Orientation. Unpublished Master Thesis within Business Administration: Entrepreneurship, Joenkoeping University
4. Brundin, E., & Melin, L. (2006). Unfolding the dynamics of emotions: how emotion drives or counteracts strategizing. International Journal of Work Organization and Emotion, 1 (3), 277–298
5. Brundin, E., Patzelt, H., & Shepherd, DA (2008). Managers' emotional displays and employees' willingness to act entrepreneurially. Journal of Business Venturing, 23 , 221–243
6. Van-den-Heuval, J., Goel, S., Van-Gils, A., & Voordeckers, W. (2007). Family Busineses as emotional arenas: The influence of family CEO's empathy and external monitoring on the importance of family goals. Research Center for Innovation and Entrepreneurship (KIZOK), University of Hasselt, Netherlands.
7. Brundin, E., & Nordqvist, M. (2008). Beyond Facts and Figures: The Role of Emotions in Boardroom Dynamics. Corporate Governance, 16 (4), 326–341
8. Gomez-Mejia, LR, Haynes, KT, Nunez-Nickel, M., Jacobson, KJL, & Moyano-Fuentes, J. (2007). Socioemotional Wealth and Business Risks in Family-controlled Firms: Evidence from Spanish Olive Oil Mills
9. Zellweger, TM, & Astrachan, JH (2008). On the Emotional Value of Owning a Firm. Family Business Review, 2008 (4), 347 – 363
10. Goss, D. (2007). Enterprise Ritual: A Theory of Entrepreneurial Emotion and Exchange. British Journal of Management, 18 , 1–18
11. Sharma, P. (2004). An overview of the field of family business studies: Current status and directions for the future. Family Business Review, 17 (1), 1 – 36
12. Pieper, TM (2007). Mechanisms to Assure Long-Term Family Business Survival: A Study of the Dynamics of Cohesion in Multigenerational Family Business Families . Frankfurt am Main: Peter Lang.
13. Robert A. Baron. The Role of Affect in the Entrepreneurial Process. Academy of Management Review 2008, Vol. 33, No. 2, 328–340.
14. Anderson, R. C., & Reeb, D. M. (2003). Founding-family ownership and firm performance: Evidence from the S&P 500. The Journal of Finance, 58, 1301–1328. Miller, D., & Le Breton-Miller, I. (2005). Managing for the long run: Lessons in competitive advantage from great family businesses. Boston: Harvard Business School Press.
15. Emotional Ownership The Critical Pathway Between the Next Generation and the Family Firm. Bjornberg & N.Nicholson. – Published by the Institute for Family Business, 2008, 48 р.
Страница обновлена: 19.11.2024 в 16:28:56