Оценка уровня территориальной асимметрии социально-экономического развития республики Дагестан в разрезе муниципальных образований
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье проведен сравнительный анализ показателей социально-экономического развития муниципальных образований Республики Дагестан. Дана оценка уровню территориальной асимметрии по муниципальным образованиям.
Ключевые слова: безработица, муниципальные образования, розничный товарооборот, инвестиции в основной капитал, среднемесячная заработная плата
Необходимость исследования социально-экономической асимметрии обосновывается главной целью развития регионов и муниципальных образований – необходимостью качественного улучшения уровня жизни населения за счет развития экономики. Существует жесткая взаимосвязь между социальными и экономическими сферами. Уровень безработицы напрямую зависит от уровня развития экономики, а развитие экономики связано с уровнем образования населения и демографическими параметрами.
Изменение асимметрии проявляется в результате развития территориальных систем. Современные представления об асимметричности развития территориальных систем (регионов, районов, муниципальных образований) признают ее объективный и в значительной степени закономерный характер [1, 2, 3].
Снижение асимметрии, как и ее рост, по структурным элементам территории может происходить на фоне общего развития и общего регресса [2].
На территории практически любого региона всегда имеются относительно развитые муниципальные образования, в которых проживающее население располагает определенными доходами и набором социальных услуг и, уровень развития экономики которых позволяет решать практически все насущные проблемы. В то же время в регионе могут быть территории, находящиеся в кризисном или депрессивном состоянии, а различия по отдельным показателям социально-экономического развития могут определяться сотнями раз.
Показатели социально-экономического развития территорий
Следовательно, важным моментом при регулировании асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований является вопрос оценки ее уровня.
Социально-экономическая асимметрия выражается через систему показателей, которые описывают количественные и качественные изменения в территориальной воспроизводственной структуре.
Выбор системы показателей, отражающей свойства изучаемых объектов, является одним из важнейших этапов оценки асимметрии и разработки основных направлений ее регулирования, так как различные показатели дают возможность получения наиболее полной и многосторонней характеристики объекта.
Довольно сложно выработать список статистических показателей, которые можно использовать для всех случаев региональной политики. В зависимости от вариации существующих параметров, число статистических индикаторов может варьировать от единиц до десятков и отражать спектр экономических или социальных показателей со сдвигом в ту или иную сторону.
Необходимо отметить, что показатель «среднедушевые доходы населения» не определяется не только на муниципальном уровне, но и по некоторым субъектам федерации (по автономным образованиям).
Поэтому, очевидно, для сквозного мониторинга страны с федерального по муниципальный уровень следует использовать менее информативный, но доступный показатель – «средняя заработная плата».
Система наиболее универсальных показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития территорий, нашла свое отражение в Методике комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ, разработанной для Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 гг. и до 2015 года)».
Преимуществом данной методики является относительная простота использования и отсутствие громоздкого математического аппарата. Но здесь не учитываются отклонения значений показателя по регионам, которые могут либо составлять десятки раз, либо различаться незначительно.
Кроме того, изменение ранга может не всегда отражать реальные итоги социально-экономического развития: при сокращении межмуниципальных различий, по сравнению с лидером, регион может оказаться на более далеком месте в рейтинге территорий.
Следовательно, по нашему мнению, данный подход не дает четкой количественной оценки степени территориальных различий.
Оценка показателей развития территории
Множество существующих методик и подходов можно объединить в две большие группы: статические и динамические.
Уровень современного развития муниципальной статистики не позволяет, к сожалению, использовать для анализа и оценки уровня асимметрии социально-экономического развития большинство показателей.
Следует уточнить, что при анализе муниципальных образований необходимо провести деление их на городские и районные в силу существенных различий в их воспроизводственной структуре.
В соответствии с предлагаемой нами методикой была проанализирована асимметрия социально-экономического развития муниципальных районов Республики Дагестан за 2006–2010 гг. по следующим показателям:
– показатели уровня экономического развития: объем инвестиций в основной капитал, розничный товарооборот, ввод в действие общей площади жилья;
– показатели социального развития: номинальная начисленная заработная плата, уровень безработицы, миграционный прирост (убыль).
В общем виде предлагаемая нами методика включает следующие этапы:
1. Определение относительного отклонения значения показателя по каждому муниципальному образованию от максимального значения предлагаем производить по формуле:
(1),
где
Aij – значение i-го показателя в j-м муни-ципальном районе.
2. Распределение полученных значений в диапазоне от 0 до 1:
(2),
где
Yij – нормированное значение i-го показателя в j-ом муниципальном районе.
3. Расчет обобщенного значения показателей по каждому муниципальному образованию:
(3),n
где
n – количество показателей.
Размах асимметрии
Для характеристики асимметрии социально-экономического развития использовался показатель размаха асимметрии. Размах асимметрии рассчитывается путем вычитания минимального значения от максимального и показывает удаленность наибольшего и наименьшего значений показателя.
Объем инвестиций в основной капитал, по нашему мнению, характеризует не столько имеющийся уровень экономического развития, сколько потенциал дальнейшего роста для территории.
Данные, характеризующие инвестиции в основной капитал, органами государственной статистики Республики Дагестан публиковаться начали только с 2007 года. По этой причине нами проанализированы были лишь 2007 и 2010 годы. Дифференциация между территориями по данному признаку значительна: в 2008 г. максимальное значение составило 5660 млн рублей в Ботлихском районе, а минимальное – 229 млн рублей в Чародинском райо не, то есть почти в 25 раз [4].
Для оценки положения дел в строительной отрасли нами был использован показатель ввода в действие общей площади жилья.
Розничная торговля в последние годы занимает все большую долю в структуре валового регионального продукта Республики Дагестан. В целом по данному признаку наблюдается положительная динамика. За рассматриваемый период увеличилось как максимальное, так и минимальное значение оборота розничной торговли (с 27 млн рублей в 2006 году до 159 млн рублей в 2010 г.). Максимальное значение возросло с 1230 млн руб. в 2006 году до 76 845 млн руб. в 2010 году. Увеличение произошло почти в 5,5 раза [4].
В отношении данного показателя можно сделать вывод: при общей положительной динамике и развитии данной отрасли наблюдается значительное усиление дифференциации среди муниципальных районов.
Важнейшим экономическим индикатором также является уровень среднемесячной начисленной заработной платы.
Среди показателей социального развития наиболее близок к экономическим индикаторам показатель количества безработных. Главной причиной безработицы является спад экономического развития, а высокий уровень безработицы приводит к резкому обострению социальных проблем.
По уровню безработицы муниципальные районы Республики Дагестан демонстрируют значительную неоднородность. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наихудшие значения показали районы преимущественно горной зоны. Также там наблюдается значительный отток (миграционная убыль) населения.
Заключение
На наш взгляд, сохранение и дальнейший рост асимметрии в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований усиливает неравенство между ними в возможностях самостоятельно решать вопросы, связанные с текущей деятельностью и перспективным развитием, обусловливает их чувствительность к малейшему изменению внешних факторов, снижая возможность адаптации, увеличивает зависимость от регионального центра. Имеет место неконтролируемый переток ресурсов (финансовых, трудовых и пр.) из менее развитой территории в более развитую, в результате чего первая начинает регрессировать ускоренными темпами. Чрезмерная асимметрия приводит к возникновению территориальных диспропорций в экономических и социальных структурах и оборачивается дезинтеграцией единого регионального социально-экономического функционирования хозяйства региона.
Снижение асимметрии в уровнях развития территорий или использование ее позитивных свойств (возникновение точек, полюсов роста), создаст благоприятные условия для общего развития региона, гармонизации социально-экономических преобразований, обеспечит реальную, а не декларативную независимость муниципальных образований.
Источники:
2. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М. УРСС, 1997.
4. Социально-экономическое положение городов и районов Республики Дагестан. Статистический сборник // Дагестанстат. – Махачкала, 2010.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:06:41