Экспертные оценки социальной политики и взаимодействия государства и бизнеса на Юге России

Игнатова Т.В., Игнатов В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируются результаты опроса по проблеме взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса в деле реализации социальной политики. Опрос проводился в Ростовской области в группе экспертов, состоящей из госслужащих, бизнесменов и ученых.

Ключевые слова: антикризисное регулирование, экспертные оценки, взаимодействие государства, гражданского общества и бизнеса



Выборочный социологический опрос 400 экспертов, проведенный сотрудниками ЮРИФ РАНХИГС (ЮРИФ РАНХИГС – сокр. от Южно-Российский институт – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. – Прим. ред.) в июле-сентябре 2011 г. в Ростовской области, был посвящен проблематике взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса. Более 38% респондентов являются государственными гражданскими служащими, 30,54% работают в сфере бизнеса, 18,72% представляют общественные, политические организации и объединения, 12,32% – работники научной сферы. В качестве ученого-эксперта авторами была проведена оценка высказанных мнений о современном состоянии и перспективах развития предпринимательства, его взаимодействии с органами государственной власти и управления, институтами гражданского общества.

Очевидно, что существует потребность максимально глубоко проанализировать противоречивый характер тенденций общественного развития для того, чтобы выбор открывающихся перспектив был более осмысленным. Из всех проблем, стоящих сегодня перед страной, вопрос взаимодействия власти, общества и бизнеса, как это было не раз в многовековой истории России, занимает особое место.

Взаимодействие гражданского общества, государства и бизнеса

В оценке взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса в современной России эксперты сферы разделились на две значимые группы: 37,01% дали положительную и скорее положительную оценку, 52,94% – отрицательную и скорее отрицательную. Данный сдвиг в сторону отрицательных оценок во многом можно объяснить кризисным состоянием российской экономики, спадом в реальном и финансовом секторах в 2009–2010 гг., однако, не менее значимым, чем воздействие текущей экономической ситуации представляются сохраняющаяся институциональная неопределенность предпринимательской среды и организационная слабость институтов гражданского общества.

Глобальный экономический кризис серьезно поменял стартовые позиции России в обеспечении модернизации и еще раз выдвинул в качестве главной задачи полное обновление инфраструктуры, изменение структуры промышленности – об этом было прямо указано в экономическом докладе Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» [1].

Об этом свидетельствует и анализ ответов респондентов на другие вопросы, прежде всего, на вопрос о сущности взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса.

Все еще переходный характер российского общества отражает, на наш взгляд, преобладание ответа «отношения, в которых каждая из сторон стремится к реализации своих интересов» (49,51%) перед ответом «Отношения, направленные на обеспечение оптимального баланса в реализации интересов всех взаимодействующих субъектов» (32,64%). Индивидуальная рыночная оптимизация в представлении респондентов является более явной, чем коллективная (общественная) оптимизация и согласование интересов. Негативная оценка существующей ситуации в ответах на данный вопрос подтверждает, что принципы социального партнерства еще не стали основой рассматриваемого взаимодействия.

Весьма показательным является и распределение ответов на вопрос об основных целях взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса, которое выводит на первый план решение проблем общества в целом, повышение качества и уровня жизни населения (42,65%). При этом цели развития предпринимательства, усиления влияния органов государственной власти, передачи части функций государства гражданскому обществу оцениваются в меньших размерах в 2–5 раз. Необходимо развитие институциональных концепций в рамках теорий экономического развития, как отмечает P.M. Нуреев, на основе неформально-математических и институционально-компаративистских начал [1], что может быть достигнуто на основе социолого-экономического анализа данных полевых исследований.

Точки совпадения интересов

Целевая оптимизация частных, групповых, корпоративных интересов как особенность сегодняшнего взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса прослеживается и в ответах на вопрос о препятствиях для него. Практически равные позиции занимают коррупция (20,71%) и отсутствие общих интересов у субъектов данного взаимодействия (21,17%). Следует обратить внимание также на подчеркнутый дефицит институционально-правовой базы взаимодействия (в совокупности 35,39%), что актуализирует как разработку новых нормативно-правовых актов, так совершенствование ранее принятых, которые должны «соответствовать условиям реальной жизни».

Обращает на себя внимание довольно равномерное распределение ответов респондентов на вопрос о точках совпадения интересов гражданского общества, государства и бизнеса (при всей замкнутости и индивидуальной/групповой локализованности, отмеченной ранее) в части формирования благоприятной предпринимательской среды: укрепление российской государственности – 14,76%, обеспечение правопорядка – 17,46%, преодоление коррупции – 14,76 %, улучшение экономической политики, способствующей развитию предпринимательства –15,80%. Из этого ряда выпадают точки совпадения по направлениям: развитие образования и науки – 5,56% и укрепление обороны страны – 5,56%, явно недооцененным выглядит обеспечение социальной справедливости – 10,07%, что в целом подтверждает вывод о недостаточном развитии социальной стороны рыночного хозяйства в России и соответствующем его отражении в представлениях экспертов. Это подтверждается и тем, что пятая часть респондентов считает, что совпадение интересов гражданского общества, государства и бизнеса вообще отсутствует, а затруднившихся ответить не было вообще.

Вместе с тем, по вопросу создания эффективного механизма взаимодействия основные надежды респондентов возлагаются как на государство (возможно, как на самый сильный субъект на сегодняшний день данного взаимодействия), так и на представителей общества. Среди ответов на вопрос о путях повышения эффективности взаимодействия преобладают ответы: общественная экспертиза проектов принимаемых решений – 30,63%, повышение прозрачности текущей деятельности органов власти – 30,38%, обеспечение оперативности и полноты решений по принимаемым вопросам – 18,99 %, участие в работе ведомственных комиссий внешних экспертов – 9,87%. Налицо социальный заказ на открытость деятельности органов государственной власти и управления и вовлечении широких экспертных и, в целом, общественных кругов в процесс принятия решений по ключевым проблемам.

Позиции в отношении региональной инновационной политики

Рассмотрение регионального аспекта диалоговых взаимодействий сторон начинается с вопроса о формах взаимодействия бизнеса и власти в Ростовской области. При этом доминируют персональные контакты должностных лиц государственных органов с руководством компаний (23,01%), участие представителей органов власти в мероприятиях, организованных деловым сообществом (15,91%), участие компаний в рабочих группах по подготовке региональных законопроектов (11,84%), участие представителей компаний в работе комитетов законодательного собрания субъекта федерации (7,11%). Все доминирующие формы нацелены на упрочение персональных контактов, включая лоббирование, что свидетельствует об их существенном потенциале как неформального института в отсутствии развитой нормативно-правовой среды.

Гражданская активность населения воспринимается экспертами, прежде всего, в виде непосредственной демократии и местного самоуправления как участие в голосовании на выборах и референдумах (34,26%), участие в мероприятиях по благоустройству территории (16,96%), участие в митингах, демонстрациях, пикетах (16,09 %). Однако настораживает распределение ответов на вопрос: «Как вы можете охарактеризовать взаимодействие между властью и общественными организациями в вашем регионе?». При высказанном ранее долженствовании значимости взаимодействия власти и общественных организаций 45,43% респондентов отмечают отсутствие взаимодействия в Ростовской области, а 7,61% характеризуют его как конкурентное.

Стране необходима стратегия реализации имеющихся экономических, институциональных и политических резервов роста, перехода от тактики выживания к обеспечению развития с учетом современных мировых тенденций интернационализации производства, ускорения НТП, информатизации.

Среди принципов, определяющих построение механизма реализации комплексной региональной инновационной политики, исследователи называют [2]:

– формирование приоритетных направлений региональной экономической политики в сфере инновационной деятельности;

– формирование и реализация организационных мероприятий, способствующих развитию инновационного предпринимательства;

– создание инфраструктуры инновационного предпринимательства с учетом специфики региональных условий.

В этой связи очевидно распределение ответов на вопрос: «Какой из вариантов инновационной стратегии развития нашего общества вам кажется наиболее предпочтительным?» На него опрошенные дали ответ: 60,5% – вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях; 19,7% – вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности; 9% – вариант инерционного импортоориентированного технологического развития.

Заключение

Полученное распределение ответов 400 опрошенных экспертов Ростовской области из числа госслужащих, бизнесменов, ученых характеризует осознанную необходимость специализации России в средне- и долгосрочной перспективе на высокотехническом секторе и фундаментальных исследованиях с целью выхода из кризиса на базе шестого технологического уклада.


Источники:

1. Нуреев. Р. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. – М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата: экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» // Вопросы экономики. – 2010. – № 10. – С. 68.
2. Морозова Т.Г., Александрова А.В. Механизмы реализации инвестиционно-инновационной стратегии в стабильно развивающихся регионах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 18. – С. 24.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:06:55