Обоснование применения концессионных механизмов для совершенствования региональной инвестиционной политики
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Реализация концессионных договоров является актуальным направлением для совершенствования инвестиционной политики. В статье рассматривается имеющийся исторический опыт, а также существующие возможности для увеличения притока инвестиционных ресурсов на основе заключения международных концессионных договоров.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиции, региональная политика, концессии
В условиях недостатка инвестиционных ресурсов, невозможности полноценного использования собственных средств предприятиями и ограниченности возможного участия государства в крупномасштабных инвестиционных проектах имеется острая потребность в совершенствовании подхода к поиску приоритетных форм инвестиционного сотрудничества.
Вопрос об инвестировании в российскую экономику отличается своей актуальностью и необходимостью проработки эффективных механизмов для повышения ее инвестиционной привлекательности. В связи с этим встает вопрос совершенствования существующих мер по привлечению инвесторов.
Формы государственно-частного партнерства
Одной из наиболее эффективных форм активизации экономики, на наш взгляд, является государственно-частное партнерство.
Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП), характеризует совокупность различных форм взаимодействия государства и частного сектора для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. При этом первостепенное значение отводится ведущей роли государства.
Целью такого партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества, путем объединения возможностей каждой из сторон.
Государственно-частное партнерство является качественным способом привлечения инвестиционных ресурсов не только в экономику страны, но и служит эффективным инструментом подъема региональной экономики.
Среди основных форм ГЧП в сфере экономики и государственного управления следует выделить:
– взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
– государственные контракты;
– арендные отношения;
– финансовую аренду (лизинг);
– государственно-частные предприятия;
– соглашения о разделе продукции (СРП);
– концессионные соглашения.
На сегодняшний день, нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса являются приоритетными и в каких отраслях возможно наиболее конструктивное взаимодействие власти и бизнеса.
Проблема оптимального соотношения между государственным и частным сектором, государственным регулированием и рыночными механизмами пока не нашла в мире универсального удовлетворительного решения. В разных странах к решению этой проблемы подходят по-разному. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно обратиться к имеющемуся опыту партнерства между государством и бизнесом в нашей стране и в частности в Дальневосточном регионе.
Концессия на Дальнем Востоке во второй половине XIX века
Процесс заселения и освоения русскими людьми дальневосточных территорий начался во второй половине XIX в. Среди основных факторов, осложнявших освоение новых территорий следует выделить территориальную удаленность от более развитой европейской части российской империи, бедность казны, незаинтересованность представителей российской буржуазии в инвестировании новой, малоизвестной окраины.
В связи с этим, дальневосточная администрация, поддерживаемая царским правительством, была вынуждена разрешить беспошлинную торговлю иностранными товарами, так называемое порто-франко. Целью данных мероприятий явилось привлечение в регион иностранного капитала.
Кроме этого, иностранный капитал участвовал в акционерных предприятиях Дальнего Востока, которые учреждались на основе взаимных международных конвенций об их правовом положении. Правительство, оговаривая условия дееспособности предприятия, оставляло за собой право изменять статус капитала, определять условия его деятельности в стране.
Кроме этого, иностранные инвестиции активно привлекались в добывающие отрасли. Право открытия горнопромышленных предприятий предоставлялось только тем иностранцам, которые были известны приамурской администрации, хорошо зарекомендовали себя и были способны создать солидное предприятие.
Составляющей деятельности иностранного капитала в промышленности региона было применение иностранной техники и технологии. На приисках применялись немецкие экскаваторы, английские драги, узкоколейные железные дороги. Первый удачный опыт дражной добычи золота в России был произведен Верхне-Амурской компанией при помощи драги, построенной в Бирмингеме по проекту голландских инженеров. Иностранная техника широко применялась в китобойном промысле, морском, речном и железнодорожном транспорте.
Следующей формой инвестирования экономики Дальнего Востока, указанного временного периода, являются концессии. Концессии нашли достаточно широкое применение на Дальнем Востоке в 20-е годы. Это объяснялось как заинтересованностью иностранного капитала в разработке природных богатств региона, так и удаленностью этой части страны от европейской России. В начале ХХ века многие американские и английские предприниматели получили право вести разработку рудных и золотых месторождений, японские – преимущественно лесной и рыбной промышленности [4, 5].
В виду истощения золотых запасов многие промыслы приходят в упадок.
Так, к 1913 году в Амурской области осталось не больше трех предприятий, оборудованных механическими приспособлениями для добычи золота. Промышленность перестала существовать и перешла в отрасль кустарной добычи золота, разрабатываемой преимущественно китайцами [2].
Опыт концессии в начале XX века
После Октябрьской революции Дальний Восток стал одним из первых регионов страны, которые привлекли внимание советского правительства в качестве объекта концессионной политики. С ней связывалась надежда на решение проблем как экономического характера, так и внешнеполитического. Советское правительство рассматривало концессии как источник средств, необходимых для восстановления и развития промышленности, привлечения передовой технологии, модернизации старых и организации новых производств. В международных отношениях преследовалась цель: использовать международные противоречия, помешать созданию единого антисоветского фронта.
В 1924 г. был подписан договор с Торговым Домом «Бринер и Ко» о праве на поиски, разработку и переработку серебро-цинковых, медных и других рудных месторождений в Ольгинском раоне Приморского края. Месторождение Тетюхе с 1911 по 1919 гг. эксплуатировалось этой фирмой, но в годы гражданской войны находилось на консервации. На базе Торгового Дома была создана английская акционерная горно-промышленная корпорация «Тетюхе». Корпорация к 1927 г. восстановила предприятие, узкоколейку, телефонную линию и электросеть, жилые здания, наладила выпуск продукции из которой 50 % получало советское правительство. К 1930 г. был построен медеплавильный завод, пущена вторая очередь обогатительной фабрики [1].
В 1925 г. через Токийскую концессионную комиссию был заключен ряд концессионных договоров с японскими предпринимателями [3].
Однако к концу 20-х годов советское государство свернуло концессии и отказалось от концессионной политики. Исключение составляли японские концессии на Сахалине. Они просуществовали до 1944 г.
Таким образом, опыт концессионной политики в Советской России показывает, что не все ее экономические резервы были раскрыты. Дело в том, что они осуществляли в большей мере политическую цель, чем экономическую.
В современных условиях ограниченности инвестиционных ресурсов одним из способов привлечения государством частных инвестиций при сохранении у себя прав собственности, становится поиск новых форм, механизмов и инструментов для привлечения отечественного и иностранного капитала.
Актуальность концессии в современных условиях
Одной из перспективных форм привлечения в экономику иностранного капитала видится реализация концессионных договоров.
Реализация концессий является одним из возможных способов привлечения иностранного капитала в экономический сектор страны и ее отдельных регионов. Указанная форма отношений устроит и иностранных инвесторов, которые опасаются инвестировать в государственные объекты.
Одной из положительных сторон концессионного направления является то, что расторгнуть договор концессии можно только через суд и только в случае невыполнения условий соглашения, четко прописанного при заключении договора между государством и инвестором.
Следует отметить, что содержание концессионного договора должно предопределяться инвестиционной политикой страны, направленной на привлечение инвестиционных ресурсов на строительство новых и модернизацию действующих производств, которые по различным причинам не инвестируются или инвестируются в недостаточном объеме различными категориями инвесторов, но необходимы для сбалансированного развития национальной экономики. Концессии должны обеспечить основные требования развития экономики страны и ее регионов.
Таким образом, действенная государственная инвестиционная политика и гарантия стабильности приведет к тому, что зарубежные инвестиции в форме концессий могут стать основой модернизации не только экономики региона, но и выдвинуть Российскую Федерацию на роль ведущего импортера прямых иностранных инвестиций.
Источники:
2. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (ХVII – февраль 1917 г.) / Под ред. А.И. Крушанова. – М.: Мысль, 1991. – С. 328-330.
3. Красное знамя. 1925. 8 февраля, 1 марта.
4. Марьясова Н. Есть резон вспомнить о концессиях // Проблемы Дальнего Востока. – 1992. – № 6. – С.20–28.
5. Марьясова Н. Американские предприниматели-концессионеры на российском Дальнем Востоке в 20-е годы // Проблемы Дальнего Востока. – 1994. – № 5. – С.92–100.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:07:32