Основы теории организации

Борисова В.В., Ларионов В.Г., Мельников О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Борисова В.В., Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Основы теории организации // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 11. – С. 60-65.

Аннотация:
В соответствии с поставленными целями и занимаемым местом в государственном реестре организации могут относиться к следующим классификационным группам: правительственные и неправительственные организации, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и не бюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные организации. Кроме того, их различают по следующим признакам: по отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и т.д.), по самостоятельности принятия решений (головные/материнские, дочерние и зависимые).

Ключевые слова: организационно-правовая форма, организационная структура, теория организации



В соответствии с поставленными целями и занимаемым местом в государственном реестре организации могут относиться к следующим классификационным группам: правительственные и неправительственные организации, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и не бюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные организации. Кроме того, их различают по следующим признакам: по отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и т.д.), по самостоятельности принятия решений (головные/материнские, дочерние и зависимые).

Обычно рассматриваются четыре формы организаций:

1) юридическое лицо, зарегистрировано в государственном органе, например, ООО, АО;

2) не зарегистрированное в государственном органе неюридическое лицо,

3) неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе

4) неформальная организация граждан.

Юридическим лицом признается организация, которая:

1) зарегистрирована в установленном порядке;

2) имеет расчетный счет в банке;

3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

6) выполняет возложенные обязанности;

7) имеет самостоятельный баланс или смету;

8) может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо вышеперечисленных пунктов для юридического лица.

Предлагаемый читателю курс «Теория организации» ориентирован на организацию, выступающую как юридическое лицо. Согласно ст. 50 Гражданского Кодекса РФ предусматриваются следующие формы организаций:

Коммерческие:

‑ хозяйственные товарищества и общества;

‑ производственные кооперативы;

‑ государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие:

‑ потребительские кооперативы;

‑ общественные или религиозные организации (объединения);

‑ благотворительные и другие фонды;

‑ учреждения.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

В современном виде типология организаций может быть представлена в виде нижеприведенной схемы (рис. 1).

Выделим общие черты, характерные для всех форм организаций:

‑ наличие, по крайней мере, одного участника;

‑ наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества;

‑ получение прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).

Деятельность всякой организации включает в себя решение задачи по преобразованию ее ресурсов в готовый продукт, основные из которых:

‑ потенциал работников (человеческие и интеллектуальные ресурсы)

‑ финансы (финансовые ресурсы);

‑ здания и оборудование (основные фонды);

‑ материалы (материальные ресурсы);

‑ технология и информация (нематериальные ресурсы).

В курсе теории организаций рассматриваются преимущественно социальные системы, основным связующим элементом, которых является человек. Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.

Для организаций, которые можно отнести к социально-экономическим системам, главной целью является получение максимальной прибыли.

Социальные организации играют существенную роль в современном мире. К их задачам и особенностям можно отнести:

‑ реализацию потенциальных возможностей и способностей человека;

‑ формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором организации;

‑ сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности при выполнении избранных задач.

Организации охватывают различные сферы деятельности. Взаимодействия людей через механизмы социализации создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм поведения людей в общественных и производственных отношениях. Они же создают систему контроля, включающую поощрение и наказание, так чтобы выбираемые работниками действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил.

В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации; процессы, связанные с действиями законов организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией организации).

В организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

Особенности социально-экономических организаций. Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся:

‑ межличностные и бытовые отношения;

‑ отношения по уровням управления;

‑ отношения к человеку общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

- материальное стимулирование и ответственность;

- прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

Хозяйственные организации. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

Общие характеристики организаций

1. Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения планируемых результатов. К основным ресурсам, используемым в организациях, как было сказано выше, относятся: люди (человеческие ресурсы), капитал (финансовые ресурсы), материал (материальные ресурсы), технология (нематериальные ресурсы) и информация (информационные ресурсы). Производство ‑ это процесс, используемый для превращения совокупности указанных ресурсов в готовую продукцию (рис. 2).

Рис. 2. Модель процесса (ресурс—продукция).

2.Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик является взаимосвязь организации с внешней средой.

Термин «внешняя среда» включает в себя: сложившиеся экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты и законодательство, конкурирующие организации, технику и технологии, систему ценностей в обществе. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на всё, что происходит внутри организации. Следует подчеркнуть, что эта среда находится вне пределов влияния менеджеров.

3. Горизонтальное разделение труда. Является самой очевидной характеристикой организации. Разделение всей работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда, которое часто осуществляется за счёт создания подразделений, выполняющих специфические и конкретные задания, добивающиеся конкретных целей. Такие подразделения часто называют отделами и т.п. Каждая промышленная фирма имеет свою производственную систему ‑ совокупность функций, включающих действия, в результате которых производятся товары и услуги.

Производственная система состоит из производственных единиц, к которым относятся рабочие, оборудование, производственные участки, занятые выполнением одного и того же задания. Подразделение ‑ это формальная организованная группа, отвечающая за выполнение конкретных задач (цех, участок). Под предприятием понимается производственная единица, в рамках которой происходит непосредственная связь работника со средствами производства, где создаётся продукция. Предприятие обладает производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Основной структурной единицей предприятия является цех - обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного процесса (стадию производства).

4. Вертикальное разделение труда. Необходимо для реализации управленческих функций. Поскольку работа в организации разделяется на составные части, кто-то должен координировать работу групп для того, чтобы работа была успешной. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления.

Чтобы организация смогла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Организация должна назначить руководителей и определить круг их обязанностей и ответственности. Управление является существенной и важной деятельностью для организации. Управленческая работа в значительной степени отличается от деятельности исполнителей.

Минцберг выделяет 10 различных ролей руководителя, которые группирует в 3 категории:

‑ межличностные роли;

‑ информационные роли;

‑ роли по принятию решений.

Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия руководителя с подчинёнными. Менеджеры занимают определённые должности в качестве руководителей подразделений, и именно это определяет их служебное поведение. Роль руководителя является набором определённых поведенческих правил, соответствующих конкретной организации и конкретной деятельности. Отдельная личность может влиять на характер исполнения возлагаемой на нее роли, но не на её содержание.

Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Существуют три уровня управления:

1) институтоциональный уровень ‑ управление высшего звена.

2) управленческий уровень ‑ управление среднего звена.

3) технический уровень ‑ управление низового звена.

На каждом последующем уровне управления (от низшего к высшему) находится меньше людей, чем на предыдущем.

5. Результативность и эффективность. Чтобы быть успешной и результативной длительное время в достижении поставленной цели, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что делаются нужные и правильные вещи, а эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи. Эффективность обычно можно выразить и измерить количественно, потому что можно определить денежную оценку её входов и выходов. Относительная эффективность называется производительностью.

Производительность – это отношение количества единиц на входе к количеству единиц на выходе. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация смогла выжить и добиться успехов в условиях конкуренции.

Продолжение следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:44:07