Микропредприятие: новая единица российского бизнес-ландшафта
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Микро-предприятия в России существуют давно, но официальный статус приобрели лишь в 2009 г. Чем микрокомпании отличаются от субъектов экономической деятельности иных типов? Каковы их особенности? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: предпринимательство, российская экономика, микро-предприятия, бизнес-демография
Анализ демографических тенденций (Бизнес-демография представляет собой раздел статистики, изучающей рождаемость, смертность и выживаемость компаний, то есть, то есть речь идет об использовании демографического инструментария применительно к субъектам экономической деятельности)для микро-предприятийпредставляет собой актуальную задачу в условиях российской экономики по ряду причин: – в России микропредприятия официально появились лишь с 1 января 2008 г. [7] (Микропредприятия впервые упоминаются в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», введенном в действие с 1 января 2008 г. – Прим. ред.), до этого они включались в состав малых предприятий, и их особенности были не видны;
– микропредприятия представляют собой компании с очень малым числом наемных работников, а также со специфическим сочетанием критериев эффективности;
– микро-предприятия призваны решать не только экономические, но и социальные проблемы, что важно для развития социально-ориентированной экономики.
Поэтому изучение демографических тенденций для микро-предприятий представляет собой актуальную задачу аналитической и управленческой практики.
Роль микро-предприятий в экономике развитых стран значительна, а рождаемость и смертность компаний в этом секторе является индикатором благоприятного инвестиционного и делового климата. В странах Евросоюза (EU-27) средние, малые и микро-предприятия производят большую долю ВВП, чем крупные компании, являются работодателями для основной части занятых. В 2008 г. на долю средних и малых предприятий приходилось 58,6% произведенной добавленной стоимости и 66,7% всех занятых [1].
В России же в 2008 г. на долю средних и малых предприятий приходилось всего лишь около 20% всех занятых, их совокупный оборот составил 29,4% от общего оборота предприятий и организаций [3]. Микро-предприятия в 2008 г. обеспечивали занятость 4219,8 тыс. человек, что составляет немного более 6% от среднегодовой численности занятых в экономике, а оборот компаний составил лишь 11,9% от общероссийского показателя [2].
Особенности российского микробизнеса
По мнению отечественных экспертов, для российских предпринимателей в этом сегменте характерна краткосрочная нацеленность на быстрый результат, а также потребительский характер использования результата.
Молодые предприниматели часто не хотят развиваться [6]. Кроме того, действующая власть, одной рукой подписывая законы о поддержке предпринимательства, другой рукой «плодит монстров от бизнеса», с которыми проще договариваться, чем с множеством конкурирующих мелких компаний; производство укрупняется, монополизация растет.
Для малого бизнеса просто не остается места [4].
Тем не менее в России, по данным обследования, проведенного Росстатом в 2010 г. было зарегистрировано более 4,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности которых 93% микропредприятий [5]. Они включают в себя две основные категории: юридические лица и индивидуальные предприниматели. В соответствии с законом, в России к ним относятся предприятия, на которых работает от 1 до 15 человек, а оборот составляет от 0 до 60 миллионов рублей в год.
Основная деятельность микропредприятий России, приходится на сферу услуг (76%), так же, как и в странах ЕС (около 74%) (см. рис. 1 на с. 40).
Рис. 1. Распределение микро-предприятий России и стран Евросоюзапо видам экономической деятельности в 2008 г.
В региональном разрезе микропредприятия также распределены очень неравномерно. Менее всего таких компаний зарегистрировано в Дальневосточном округе, больше всего – в Приволжском и Северо-Западном (см. рис. 2 на с. 40).
Рис. 2. Распределение численности микро-предприятийпо федеральным округам в 2008 г.
По основным показателям деятельности микрокомпаний в региональном разрезе наблюдается сильная вариация: по наличию собственных средств 125%, по инвестициям в основной капитал 139% и по выручке от реализации 182%, что характеризует распределение как неравномерное. Большинство регионов по показателям деятельности микрокомпаний сосредоточено в левой части распределения в пределах значений от минимального до медианного.
Анализ аномальных наблюдений
показал, что в левой части распределения выбросов нет, а в верхней части выделяются регионы с очень высокими значениями изучаемых переменных. В Москве например, выручка от реализации микропредприятий превышает среднюю по России в 26 раз (см. рис. 3 на с. 40).
Рис. 3. Сопоставление основных показателей деятельности микро-предприятийпо регионам России с результатами в Санкт-Петербурге и Москве,по данным обследования в 2010 г.
Проблемы микропредприятий Микропредприятия – это совершенно особый сектор экономики. В 2008 г. у них наблюдался самый низкий показатель инвестиций в основной капитал – всего 1,8% от общего по экономике, и самый низкий удельный показатель инвестиций в расчете на одну компанию: 0,145 млн руб., по сравнению с 0,350 млн руб. для малых и 35,56 млн руб. для средних предприятий. И при этом – самый высокий показатель удельного оборота (оборот в расчете на одного работника), 2046 тыс. руб., что на 14% больше, чем в группе малых предприятий и на 43% выше, чем в группе средних предприятий [3].
Если посмотреть на динамику удельного веса микропредприятий в основных общероссийских экономических показателях (см. табл. ниже), то видно, что они существенно обгоняют малые предприятия. За три года доля численности микро-предприятий увеличилась в 10 раз, а доля малых предприятий практически не изменилась. При этом наблюдается непрерывное увеличение численности работников, занятых на микро-предприятиях.
Таблица
У дельный вес малых (без микро-предприятий)и микро предприятий в основных экономических показателях предприятийи организаций страны (в %)
Проблема микропредприятий – это прекращение по разным причинам их деятельности (как ликвидация, так и приостановление деятельности без последующего ее возобновления).
На каждую сотню фактически осуществляющих в 2010 г. предпринимательскую деятельность юридических лиц приходится 130 недействующих, а на 100 работающих индивидуальных предпринимателей – 152 зарегистрированных, но не действующих. Более трети зарегистрированных микропредприятий приостановили свою деятельность (1378,3 тыс. единиц, 32,3%) [5]. Компании и предприниматели не могут справиться с жесткими условиями выживания, в которых они оказываются, не обладая потенциалом крупных и монопольных компаний; наличие специфических проблем, традиционных для малого бизнеса, только усугубляют положение. Сами предприниматели называют избыточные административные барьеры, имущественную проблему и зависимость от арендодателя, сложность в получении кредитов. Можно добавить отсутствие ясной государственной политики в области предпринимательства, спонтанность в принятии решений, неумелая кадровая и маркетинговая политика, особенно, если речь идет о вынужденных предпринимателях, не имеющих специальной подготовки.
Выводы
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
– микро-предприятия представляют собой особенный класс предпринимателей, решивших вести бизнес с минимальным числом сотрудников;
– они действуют в совершенно разных условиях и по субъектам федерации распределены крайне неравномерно, обладают различными возможностями и достигают результатов с разными затратами. Особенно привлекательны для микро-компаний крупные города (Москва и Санкт-Петербург);
– социальная функция микро-предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность. Микрокомпании замещают на сегодняшний день 8 млн рабочих мест;
– организация сплошных обследований малых и микро-предприятий – несомненное достижение отечественной статистики, однако, круг изучаемых вопросов должен быть существенно расширен. Формирование социального трета собственника микро-компании, изучение социальных функций предприятий такого типа, анализ выживаемости – все это перспективные задачи, которые следует решить для повышения информированности участников рынка и целевой направленности услуг b2b, государственных программ и усилий потенциальных предпринимателей.
Источники:
2. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический ежегодник. 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_47/Main.htm.
3. Основные экономические показатели деятельности микропредприятий – юридических лиц в 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/pmikro.htm.
4. Потапенко Д. Поле для малого и среднего бизнеса будет выжжено // Секрет фирмы. – 2002. – № 3 (317). – С. 16.
5. Предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/pred_itog.htm.
6. Фалалеев Д. Дело за малым. Интервью // Harvard Business Review – Россия. – 2009. – Апрель. – С. 68–73.
7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Страница обновлена: 22.10.2024 в 00:03:59