Системный подход к противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе региона
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (209), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье сформулированы предложения по нейтрализации существующих угроз в природно-ресурсном комплексе на региональном уровне и России в целом, а также комплекс мер по противодействию теневой экономике в указанном сегменте национального хозяйства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика, региональная экономика, теневые явления, природно-ресурсный комплекс, Северо-Западный регион
Системный подход к противодействию теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе региона состоит в том, что в результате реализации соответствующей программы должны произойти положительные изменения практически во всех сферах региональной общественной жизни. Таким образом, в рамках данной части программ по борьбе с теневой экономикой в природно-ресурсном комплексе при условии достижения поставленной цели и реализации соответствующих задач отражаются конкретные ожидаемые результаты.
Результаты, ожидаемые от реализации программ
В общем, все ожидаемые результаты можно классифицировать следующим образом:
1) правовые результаты, к которым относятся:
– создание нормативной правовой базы для эффективного противодействия теневой экономике;
– качественное обновление правовой базы, устранения имеющихся пробелов и противоречий, приведения правовых актов в соответствие с федеральным законодательством;
2) политические результаты, то есть усиление реальной политической конкуренции, снижение угрозы ослабления демократических институтов;
3) экономические результаты, к которым относятся:
– сужение сферы действия теневой экономики;
– увеличение налоговых поступлений;
– укрепление бюджетной сферы;
– включение в действие реальных конкурентных механизмов привлечения хозяйствующих субъектов к реализации приоритетных проектов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
– повышение инвестиционной привлекательности регионов;
– развитие малого и среднего бизнеса;
4) организационные результаты, к которым относятся:
– предотвращение правонарушений со стороны должностных лиц исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов, государственных гражданских и муниципальных служащих, иных выполняющих государственные и муниципальные полномочия лиц и организаций;
– совершенствование системы правоохранительных органов за счет оптимизации их организационно-структурного построения, сосредоточения их деятельности на приоритетных направлениях борьбы с проявлениями коррупции;
– улучшение взаимодействия органов власти в рамках государственного управления;
– развития международного сотрудничества, внедрения передового опыта в области противодействия теневой экономике.
Критерии эффективности реализации программы по борьбе с теневыми явлениями
Оценка эффективности реализации программы по борьбе с теневыми явлениями в природно-ресурсном комплексе, а также соответствующая система индикаторов и планируемых показателей эффективности реализации программы представляют собой определенные критерии, на основании которых можно будет судить о конечном или промежуточном успехе осуществленных мероприятий, предусмотренных программой по противодействию теневой экономике.
Изначально такие критерии носят четко определенное выражение в виде каких-либо статистических данных, отражающих существующую ситуацию. Таким образом, оценка эффективности программы осуществляется на основе проведения системы мониторинга изменения соответствующих показателей за определенный период времени.
Анализ реализуемых в субъектах Российской Федерации программ по борьбе с теневой экономикой дает основания сгруппировать все предусмотренные ими мероприятия в определенные блоки:
– правовые мероприятия;
– финансово-экономические мероприятия.
– организационные мероприятия.
Правовые мероприятия
Правовые мероприятия представляются очень важными, в связи с тем, что четкая правовая регламентация деятельности субъектов общественных отношений в значительной степени определяет характер поведения таких субъектов в потенциально опасных ситуациях. Так, конкретно установленная регламентация, четкое определение ответственности различных видов за действия теневого характера, в конечном счете, формирует мотивацию должностных лиц различного уровня, а также физических и юридических лиц к тому или иному поведению.
К правовым мероприятиям в региональных программах чаще всего относится:
– подготовка предложений по изменению федерального охранительного законодательств (Уголовного кодекса РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях);
– разработка и принятия комплексного закона субъекта федерации по противодействию теневой экономике;
– разработка и внедрение методик осуществления правовых актов и их проектов;
– создание правовых актов с учетом разработанных методических рекомендаций по определению коррупциогенности правовых документов;
– разработка и внесение поправок к действующему законодательству субъекта Российской Федерации в целях устранения коррупционных факторов соответствующих нормативных правовых актах.
Финансово-экономические мероприятия
Финансово-экономические мероприятия являются важными, так как одной из функций государственного управления в субъектах федерации является распределение и перераспределение экономических и природных ресурсов региона. Теневая экономика, в свою очередь, способствует неэффективному распоряжению такими ресурсами, чаще всего направленному на концентрацию экономических ресурсов в руках отдельных лиц, коммерческих структур, что ведет к целому комплексу проблем, в том числе к росту социальной напряженности в регионе.
В связи с этим к финансово-экономическим мероприятия чаще всего относятся:
– совершенствование и усиление финансового контроля за использованием средств регионального бюджета, в том числе выделяемых по наиболее затратным программам;
– создание реестра некредитоспособных финансово несостоятельных предприятий;
– совершенствование и усиление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и состоянием государственных унитарных предприятий и учреждений субъекта Российской Федерации;
– совершенствование и усиление контроля за эффективностью и целевым использованием кредитов и займов, полученных под региональные государственные гарантии;
– совершенствование контроля за использованием регионального государственного имущества, в том числе переданного в аренду, хозяйственное ведение и оперативное управление;
– организация проведения экспертиз заявок государственных заказчиков на размещение государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, протоколов конкурсных комиссий по размещению государственных заказов по рассмотрению заявок на участие в торгах.
Организационные мероприятия
Организационные мероприятия представляются очень важными в рамках противодействия развитию теневой экономики в сфере государственного управления и представляют собой конкретные управленческие меры, связанные с противодействием теневой экономике.
К организационным мероприятиям относятся:
– изучение положительного опыта работы регионов Российской Федерации по противодействию коррупции;
– разработка и внедрение предоставление государственных услуг в системе «одного окна»;
– разработка и внедрение систем служебных проверок;
– создание банка данных о субъектах предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовых форм, участвующих в реализации национальных проектов;
– внедрение механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов государственной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе (аутсорсинг);
– организация закупок для государственных нужд на основе современных информационных технологий; создание специализированного совещательно-консультативного органа по противодействию теневой экономике;
– создание на конкурсной основе резерва кадров на замещение вакантных должностей государственной гражданской и муниципальной служб;
– обеспечение контроля за соблюдением ограничений государственной гражданской и муниципальных служб, предусмотренных действующим законодательством;
– проведение мониторинга коррупционных правонарушений и их отдельных видов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
– создание единого регионального банка данных правоохранительных органов по наиболее характерным тенденциям и механизмам, новым направлениям осуществления теневой деятельности, а также о лицах, группах, организациях, попадающих в поле зрение соответствующих органов власти по преступлениям коррупционного характера;
– организация анализа избыточных и дублирующих функций органов государственной власти с целью их ликвидации, а также создания реестра государственных функций;
– исполняемых региональными органами государственной власти; внедрение механизмов урегулирования служебных конфликтов;
– разработка административных регламентов предоставления государственных услуг;
– периодическая публикация результатов деятельности органов государственной власти региона;
– утверждение методик и комплексной системы мониторинга имущественного положения должностных лиц, в том числе на основе анализа деклараций о доходах;
– упрощение процедур разрешительного характера; разработка и внедрение ведомственных антикоррупционных программ в соответствующих сферах общественной жизни региона [1].
Важно отметить то обстоятельство, что реализация каждого из вышеперечисленных мероприятий должна закрепляться за определенным субъектом, который в свою очередь является ответственным за надлежащее осуществление той или иной меры. Также в отношении мероприятия должен быть установлен срок его реализации.
Источники:
Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:29:44