Анализ тенденций развития международных инновационных компаний

Эльчуджян А.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (209), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены современные тенденции развития международных инновационных компаний, анализируются их стратегии. Рассмотрены основные проблемы инновационных российских компаний и предложены пути их решения.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, маркетинговая стратегия, эффективность, бизнес-модель, стратегии



В сложных условиях глобализации мировой экономики переход к инновационным стратегиям роста конкурентоспособности компаний является основой их выживания и успешного развития. Главной движущей силой экономического роста сегодня являются инновации. В экономическом понимании инновации могут принимать различные формы. Это могут быть новые продукты и услуги, новая бизнес-модель, предполагающая новый бренд, новые стратегические альянсы, приводящие к освоению новых сегментов или новый способ дистрибуции.

Почти все инновационные компании в мире тратят большие усилия, чтобы проанализировать и понять потребности и предпочтение клиентов, изменяющиеся тенденции. Маркетинговые стратегии динамично меняются в зависимости от предпочтений потребителей, покупательной способности, детально изучается целевой рынок, что приводит к хорошим результатам и удовлетворению уже вторичных потребностей.

Стратегии развития инновационных компаний

Используя эффективные различные стратегии, многие инновационные компании выдержали конкуренцию и кризис 2008 года. В связи с кризисом ушли неэффективные конкуренты, расширились возможности найма квалифицированных работников, усилились позиции инновационных предприятий с ростом спроса на новую и усовершенствованную продукции.

В современных условиях страны − члены ОЭСР вкладывают только в НИОКР и инновации 1–3% ВВП. Это приблизительно 275 миллиардов евро в 1400 крупнейших транснациональных корпорациях и бесчисленные миллиарды в небольших организациях [1].

Транснациональные корпорации вкладывают существенные инвестиции в НИОКР за пределами своих стран, что делает их важными инвесторами в глобальных инновациях, по сравнению с правительствами стран и научно-исследовательскими институтами. Недостаточное финансирование является основным тормозом реализации инновационных проектов. Компании находят выход в аутсорсинге, который является эффективным способом уменьшения затрат, а также в размещении филиалов на территориях, где ученые и инженеры, а также аренда и инфраструктура относительно недороги. Например, средняя ежегодная заработная плата индийских и китайских инженеров составляет приблизительно 6800$ США и 18 600$ США, в то время как те же специалисты Соединенного Королевства и Канады получают 60 000$ США [2]. Однако все меняется, и ожидается, что, например Куала-Лумпур – город в Малайзии, известный как относительно недорогой с технически квалифицированной рабочей силой, в течение следующих пяти лет будет столь же дорогостоящим, как и Лондон.

По анализам PwC, 78% генеральных директоров международных компаний полагают, что инновации приведут к существенному увеличению дохода и возможностям снижения затрат за следующие три года. Из 43% генеральных директоров фармацевтических компаний и СМИ, полагают, что их самые большие возможности для роста в этом году лежат в инновационных продуктах и услугах к 29% всех генеральных директоров. Экономика их фирм изменяется быстро, и менеджеры стараются приспособиться. В табл. 1 показано значение инновационных проектов для международных компаний.

Таблица 1

Значение инновационных проектов для международных компаний за 2011 г.

Страны
Основной способ роста
Возможность снижения затрат
Возможность значительного увеличения дохода
Китай/ГонкКонг
39%
50%
37%
Германия
39%
31%
25%
Индия
38%
13%
23%
Мексика
34%
26%
31%
США
33%
23%
38%
Бразилия
26%
33%
43%
Канада
26%
30%
30%
Россия
26%
35%
32%
Великобритания
25%
22%
25%
Япония
23%
23%
19%
Франция
12%
32%
32%
Иcточник: [3]

Национальный научный фонд констатирует, что только 9% из 1,5 миллионов коммерческих компаний отнесли себя к активным инноваторам в 2006–08 годах [4].

Мировые лидеры по инновациям. Проблемы российских компаний

На сегодняшний день лидерами международных инновационных компании в мире являются Apple, Microsoft, Sony, GE, Google, Nokia, Amazon, Wal-Mart и Toyota и так далее. Все эти компании стали лидерами в своих сферах бизнеса, обеспечивая исключительные продукты и услуги, подобранные со специализированной клиентской поддержкой. Они постоянно пытаются создать новшества в своей разработке продукта, клиентской поддержке и других областях, чтобы улучшить и разносторонне развить свой бизнес.

В рейтинге инновационных компаний Apple занимает лидирующую позицию, за ним идут TWITTER и Facebook. Пятерку замыкают Nissan за создание Leaf − первого массового электромобиля и Groupon за оживление розничной торговли и суммарные 6 миллионов долларов скидки.

Серьезные результаты компаний-лидеров показывают, что успех в инновациях зависит не от того, сколько компания тратит на НИОКР, а как компания тратит эти инвестиции. Apple − поразительный пример компании, имеющей продолжительную историю представления инновационных и элегантных продуктов на рынок, от первого персонального компьютера Apple в 1976 до iPod,iPhone, и iPad сегодня. И это только 3,1% от дохода в НИОКР. Финансовый результат Apple был колоссальным, с недавними рекордными доходами в 2011. Apple опережает по всем показателем такие компании, как Microsoft, IBM, Apple и Google (см. рис.).

В 2008 году видно падение прироста выручки у всех фирм, кроме Apple.

Рис. Выручка компаний, млн долл. США

Image 1

Из российских компании в рейтинг 50-ти самых инновационных компаний в мире по версии FastCompany, попали Яндекс и Лаборатория Касперского заняв 26 и 32 места. При этом они обошли таких гигантов как Microsoft, Cisco и Samsung. YANDEX попал в Топ-50 за мастерство в системе поиска, а KASPERSKY LAB − за превращение армии хакеров в армию борцов с вирусами.

Для российского инновационного предпринимательства оборачивается проблемой высокое налоговое бремя, также практически для каждой второй компании важными являются льготы при осуществлении ВЭД (ввозе оборудования и материалов). Основные проблемы и решения для российских компаний рассмотрены в табл. 2.

Таблица 2

Основные проблемы и решения для российских инновационных компаний

image 2

Вывод

Перед международными инновационными компаниями стоит сложная задача разработать стратегию развития продуктов на основе инноваций, создать и удержать устойчивые конкурентные преимущества, обеспечивающие фирме успех.


Источники:

1. Sloan Management Review, Innovation Strategies Combined. Spring, 2010. C. 14.
2. The Global innovation Index 2011. Soumitra Dutta. INSEAD. C. 97.
3. PwC 14th Annual Global CEO Survey 2011Base: 11–153 (industries). 31–108 (regions).
4. National Science Foundation’s 2008 Business R&D and Innovation Survey (BRDIS), InfoBrief. October 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nsf.gov/statistics/infbrief/nsf11300/nsf11300.pdf.
5. Yahoo.Finance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finance.yahoo.com/q/is?s=GOOG+Income+Statement&annual.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:59:32