Опыт преодоления бедности в странах с различным уровнем экономического развития

Беглова Е.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (209), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлен опыт государственного регулирования уровня бедности в зарубежных странах. Автор полагает, что зарубежный опыт повышения уровня жизни, снижения масштабов и глубины бедности в отдельных странах позволит сформулировать национальную базовую стратегию сокращения бедности в России.

Ключевые слова: доходы населения, глобализация экономики, бедность, стратегия сокращения бедности, социальная политика и социальная защита



В своем развитии человечество достигло огромных успехов, но не смогло преодолеть извечную проблему – проблему бедности, расслоения общества на богатых и бедных. В XXI веке на фоне колоссальных достижений современной цивилизации эта проблема не потеряла своей остроты, более того – приобрела новые черты и проявления как глобальный процесс. В мире, несмотря на изобилие, существует глубокая бедность: около четверти мирового населения живет ниже официальной черты бедности, установленной Всемирным банком (2 долл. США в сутки), а 1,2 млрд человек (пятая часть населения) –менее чем на 1 долл. США в день, большая часть из них проживает в Южной Азии и Африке [6].

Глобализация последних лет явилась средством повышения уровня жизни и помогла некоторым бедным странам сократить отставание. Уровень жизни вырос не только по параметру дохода: и средняя продолжительность жизни, и длительность школьного обучения поднялись до уровня, достигнутого богатыми странами в 1960 г. Примером тому является Вьетнам, который успешно вышел на мировые рынки трудоемкой продукции, рост занятости привел к росту доходов бедных слоев населения и снижению количества людей, живущих за чертой бедности с 75% населения в 1988 г. до 28,9% в 2003 г. В результате среди стран со средним уровнем развития человеческого потенциала Вьетнам имеет значение индекса нищеты населения на самом низком уровне – 15,7% [5].

Однако хотелось бы отметить, что глобальные достижения распределяются крайне неравномерно. Средние доходы в 20 наиболее богатых странах в 37 раз превышают средние доходы в 20 беднейших, и за последние 40 лет этот разрыв удвоился.

Борьба с бедностью в разных странах охватывает все аспекты социальной политики государства и включает в себя системы социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования. Национальные системы соцзащиты многообразны, и, на первый взгляд, сходства трудно выделить. Тем не менее, возможна их типологизация. В данном случае говорят о «моделях социальной защиты». Согласно отчету Европейской комиссии, представленному в 1995 г., в странах ЕС доминируют четыре основные модели: континентальная, англосаксонская (либеральная), скандинавская и южноевропейская [7].

Модели социальной защиты, применяемые в разных странах мира

1. Континентальная (бисмарковская) модель (Германия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Франция) предусматривает взаимозависимость между уровнем соцзащиты и продолжительностью трудовой деятельности. В ее основе лежит мощнейшее обязательное социальное страхование, услуги, направляемые на различные формы страхования: медицинское, пенсионное и страхование по безработице.

Государство выступает гарантом выполнения обязательств органами социального страхования при возникновении у последних финансовых затруднений. Кроме того, государство принимает меры против засилья дешевой рабочей силы на рынке труда. В Нидерландах, Дании, Германии и Бельгии, Франции в основе системы профилактики бедности лежит установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего. В результате минимальная заработная плата во Франции составляет почти 60%, в остальных странах − около 50% от среднего уровня.

2. Либеральная модель социальной защиты (Великобритания, Ирландия, США, Япония): система социальной защиты, основанная на принципах всеобщности (охватывает всех членов общества, нуждающихся в материальной поддержке) и единообразия социальных услуг (равный размер пенсий и пособий, единообразие условий их выплат).

В рамках либеральной модели выделяют некоторые страновые особенности. Так, в США и Японии программы социальной помощи разрознены и адресно направлены на отдельные категории неимущих. Пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы сдерживать процесс обеднения, но не устранять его. Подобная политика исходит из логики, что состояние бедности является результатом личного выбора индивида.

Заметим, что среди наиболее развитых промышленных стран мира США и Япония лидируют по уровню относительной бедности своего населения. По данным ОЭСР, семей получающих менее половины среднего дохода по стране, в США − 13,7%, в Японии − 13,5%. В США программы по борьбе с бедностью охватывают около 15% населения. Помощь предоставляется по двум критериям: если человек беден или принадлежит к одной из субсидируемых категорий [2].

3. Южноевропейская (рудиментарная) модель социальной защиты (Италия, Испания, Греция, Португалия) характеризуется относительно низким уровнем социального обеспечения, а социальная защита – прерогатива семьи и родственников. В отличие от ранее представленных, данную модель можно истолковывать скорее как развивающуюся, следовательно, без ясной организации. Типичной особенностью рудиментарной модели является и асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне − 12,5%), тогда как на поддержку семьи, образования и политику занятости затрачиваются незначительные средства (около 1%) [8].

4. Социал-демократическая (скандинавская) модель (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия) имеет широкий охват разных социальных рисков и жизненных ситуаций, требующих поддержки общества. Социальные услуги гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. Уровень соцзащиты высокий, что сводит бедность в этих странах к самым низким в мире показателям. Социальная политика основана на том, что бедность − болезнь общества, а бедными становятся в ходе рыночного процесса, не успевая приспособиться к условиям изменяющегося рынка труда.

Наиболее ярко данная модель представлена в Швеции, где наблюдается один из самых низких уровней бедности в странах Западной Европы.

В постсоциалистических странах, переживающих этап постсоциалистических преобразований, наблюдаются огромные различия по уровню обнищания. На одном конце спектра находятся такие страны СНГ, как Таджикистан, где доля населения, живущего на менее чем 2,15 долл. США в день, составляет более 70%, в то время как на другом его конце располагаются страны, вошедшие в ЕС – Чехия, Венгрия и Словения, где абсолютная бедность практически отсутствует [4]. Поэтому бывшие социалистические страны обычно разделяют на две крупные группы − страны Центральной и Восточной Европы и страны бывшего СССР.

Тенденции в системе социальной защиты стран Центральной и Восточной Европы и СНГ

В настоящее время в системе социальной защиты стран Центральной и Восточной Европы и СНГ, которые добились наибольших успехов в сокращении бедности, происходят следующие изменения:

1) функции соцзащиты населения перераспределяются между государством, местными органами власти, предприятиями, некоммерческими и общественными организациями;

2) основная обязанность по защите нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения перекладывается на местные органы власти.

На наш взгляд, это повышает адресность системы социального обеспечения, хотя, с другой стороны, увеличиваются нагрузка и объем работы местных органов власти.

Среди стран ЕС социальная поддержка населения лучше всего организована в Бельгии. Она же занимает первое место по относительной доле семейных пособий в средней зарплате рабочих. Среди «новых» стран ЕС − в Чехии самый низкий процент людей, живущих за чертой бедности, а разница в доходах между богатыми и бедными − одна из самых низких в Европе [1].

Анализ системы социальной защиты в постсоциалистических странах показал, что в основу критерия предоставления помощи были положены либо расчеты прожиточного минимума (Чехия, Словакия, Россия), либо минимальной пенсии (Венгрия, Польша), либо минимального базового дохода (Болгария).

Заключение

Подводя итог, отметим, что в постсоциалистических и развивающихся странах политика сокращения бедности нацелена на помощь тем, кто находится намного ниже черты бедности (адресная социальная помощь). В тоже время программы борьбы с бедностью в развитых странах нацелены на тех, кто не имеет работы, и нацелены на подтягивание доходов неимущих до определенной черты.

На основе анализа зарубежных стратегий борьбы с бедностью и систем социальной защиты можно сделать вывод, что не существует простого единого плана регулирования уровня бедности. Тем не менее, если некоторые страны могут достичь значительного прогресса в сокращении многочисленных проявлений бедности, то этого же могут добиться и другие страны. Однако следует понимать, что каждая страна имеет свои особенности и слепо копировать опыт социальной защиты развитых стран недопустимо. Это актуализирует и обуславливает необходимость анализа моделей социальной защиты зарубежных стран и перехода к целостной политике, направленной на сокращение бедности в современной России.


Источники:

1. Воронкова О.В. Государственная политика регулирования уровня бедности населения в России и других странах // ТЕRRА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). – 2009. − Том 7. − № 2.
2. Воронкова О.В. Теория и практика государственного регулирования уровня бедности // Экономические науки. − 2008. − № 8 (45).
3. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики / Пер с англ. −М.: Весь мир, 2004.
4. Голубенко И.В. Преодоление бедности: зарубежный опыт и российская практика: автореф. дис. канд. экон. наук. − М., 2007.
5. Доклад о развитии человека 2006. Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов / Пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2006.
6. Россия и страны мира. 2010. Стат.сб. / Росстат. − M., 2010.
7. Страны ЕС: проблемы социальной защиты // Экономика и управление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. – 2006. − № 4.
8. Pensions in Europe: Expenditure and Beneficiaries/ Eurostat / Theme 3-8/2004. − Luxemburg, 2004.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 03:16:06