Предприниматель – ключевая фигура в творческом наследии Й. Шумпетера (к 130-летию со дня рождения)
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены место и роль предпринимателя в экономике, раскрыты сущность и мотивы предпринимательства с точки зрения Й. Шумпетера, дана оценка его вклада в развитие теории предпринимательского труда.
Ключевые слова: предприниматель, предпринимательское поведение, мотивы, типология моделей видов труда предпринимателя, комбинация факторов производства
Рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе взгляды и подходы к оценке мотивов предпринимательской деятельности и точку зрения Й. Шумпетера на эту проблему.
В зависимости от субъекта выделяют мотивы индивидуальные, групповые и больших социальных общностей. По объекту насыщения потребности, мотивы бывают материальные и духовные, а в более подробных классификациях – экономические, социальные, идеологические, духовные.
По основным видам деятельности мотивы делятся на познавательно-интеллектуальные, практически-преобразовательные, коммуникативные т.д.
По иерархии мотивы распределяются от наиболее общих, характеризующих направленность деятельности субъекта (концепции жизни, система ценностей), до ситуативных, связанных с удовлетворением частных потребностей, а также взаимосвязей многообразных мотивов, побуждающих сложную социальную деятельность. В таких иерархических структурах могут быть выделены доминирующие и подчиненные, или «фоновые» (например, доминирующей может быть материальная заинтересованность, а на втором плане – творческие интересы и наоборот).
Мотивы предпринимательского поведения согласно Й. Шумпетеру
Й. Шумпетер внес большой вклад в теоретическое обоснование феномена предпринимательского поведения, анализируя три группы мотивов.
Первая группа из них, − пишет он, – именуется удовлетворением потребностей. Но они полностью не совпадают: потребности, которые здесь удовлетворяются – это не потребности «просто хозяина», а их удовлетворение не составляет смысла экономической деятельности, и его законы к ним не приложимы [1]. Сюда относятся те предприниматели, кто мечтает и имеет волю основать свою частную империю, свою династию. Потребность в господстве, власти, влиянии – вот мотивационный императив их предпринимательской деятельности, поскольку иным путем они не смогли бы осуществить свою мечту и добиться положения в обществе.
Вторая группа мотивов связана с волей к победе, стремлением к успеху, достигнутому в борьбе с конкурентами и самим собой. «Сюда входит, – пишет Шумпетер, – с одной стороны, желание борьбы, и, с другой – стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь всего-навсего показатель успеха – зачастую только потому, что другого нет, и символ победы» [1]. Эту группу мотивов можно условно назвать «потребностью в достижениях» впервые описанную американским психологом Д. Маккеланом. По его определению, потребность в достижениях состоит в стремлении и упорстве хорошо себя проявить в конкурентной борьбе, где результаты индивидуальных усилий могут быть объективно измерены. Если человек своей главной целью ставит удовлетворение своих потребностей, то он ориентируется на конечный результат, если же испытывает потребность в достижениях, – на промежуточный.
Третья группа мотивов, описанная Й. Шумпетером, связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только здесь становиться определяющим моментом поведения человека, вектором «мотив − цель». Это и просто удовольствие, получаемое от работы, и радость свободы самостоятельного ведения дела, чувство удовлетворения творческим трудом и т.д. И здесь блага приобретаются не ради их самих, то есть теряется обычный смысл накопительства.
Общие черты, присущие мотивационным концепциям других ученых
И далее Й. Шумпетер замечает, что если первая группа мотивов предпринимательской деятельности приводит, в конечном счете, к формированию частной собственности, которая является существенным показателем эффективности этой деятельности, то в двух остальных группах речь идет не столько о собственности, сколько о тех утонченных способах, с помощью которых в свободном мире измеряется успех дела, доставляющих творцу радость. Это очень важное, на наш взгляд, замечание, которое нацеливает на создание в обществе благоприятного климата для проявления творческих способностей человека. Именно конкретное состояние социальной среды, положение личности в обществе, система потребностей, интересов и приоритетов определяет мотивационные принципы предпринимательского дела. Этот подход получил свое развитие, начиная с 30-х годов XX века, в работах К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, и др. В последние годы появились мотивационные концепции М. Х. Мескона, Д. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. Наряду с оригинальностью подходов, этим концепциям присущи и некоторые общие черты:
– во-первых, отрицается принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, объясняющей как поведение человека, так и животных;
– во-вторых, утверждается, что человек в своем поведении изначально активен; его источник мотивации находится в нем самом, то есть в психологии личности;
– в-третьих, отводится существенная роль сознанию человека (наряду с бессознательным) в детерминации его поведения. При этом сознательной регуляции поступков человека отдается приоритетное значение;
– в-четвертых, уделяется большое внимание объяснению понятийного аппарата, отражающего глубинные причины, побуждающие мотивы человеческой деятельности; социальные потребности (Д. Маккеланд, Дж. Аткинсон, Г. Хекхаузен); жизненные цели, ценности и планы (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мей); черты личности (Г. Олдпорт, Р. Кеттел); когнитивные (относящиеся к познанию тольок на основе мышления) факторы (Ю. Роттер, Г. Келли) и др;
– в-пятых, проводиться поиск специальных методов изучения мотивации человеческой деятельности (психологические, социологические, биологические и др.).
Большой вклад в развитие индивидуальной мотивации внес Ф. Тейлор, сформулировавший концепцию экономической мотивации, основанной на анализе первичных человеческих потребностей. Систематизируя эти потребности, можно выделить физиологические нужды, включая питание и отдых, нужды безопасности – стремление оградить себя от внешних опасностей, угроз и насилий; потребность в общении, симпатии, любви и участии; потребность к уважению со стороны других; стремление человека к самоуважению.
По мере удовлетворения потребностей более низкого уровня доминирующими становятся потребности следующего, более высокого уровня. Для достижения эффективной трудовой деятельности особого внимания, с точки зрения предпринимательства, заслуживают такие моменты концепции Тейлора, как прямая связь между результатами труда и его оплатой, рационализация его условий.
Существуют также и другие теории трудовой мотивации, в частности экспериментальная теория. Согласно этой теории все компоненты предпринимательской деятельности, социальный статус предпринимателя и т.п. должны быть тесно связаны с результатами труда. Но это в значительной мере зависит от государственной политики в этой области.
Глобальный мотивационный принцип предпринимательства
Таким образом, мы приближаемся к выявлению и оценке мотивационных принципов, конкретных «мотиво-целей», лежащих в основе деятельности российских предпринимателей.
С изменением политической и экономической системы в стране сложились благоприятные условия для возрождения и развития предпринимательства.
Как было отмечено выше, для «осуществления новых комбинаций» предприниматель действует на свой страх и риск в постоянной борьбе с конкурентами. В процессе движения к цели успех и неудачи так тесно соседствуют, что предпринимателя редко покидает чувство тревоги, вызванное страхом потерпеть крах. Реально его деятельность постоянно протекает в экстремальных условиях, в окружении ловушек (подставок), которые расставляют ему конкуренты, а также работающие с ним вместе, но ждущие «свое часа». Объективно это вызвано универсальными противоречиями между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями на них людей, что порождает неиссякаемое стремление к уменьшению неравенства в конкурентной борьбе, к минимизации преимуществ других. Это положение реальных, непреходящих общественных отношений является, на наш взгляд, важнейшим мотивом предпринимательского поведения. В данном случае речь, очевидно, идет не о выделении мотивов первого, второго и т.д. порядка, а о глобальном мотивационном принципе, который объединяет ряд мотивов с одинаковыми признаками. Этим общим признаком для данной группы мотивов является получение своей доли собственности и приращения ее за счет постоянного увеличения дохода.
Весьма симптоматично, что концепция «выбора риска» (Й. Шумпетер) тесно переплетается с «эффектом пассионарности» [1] (Л. Гумилев), по-разному указывая на одну и ту же особенность субъектов мотивационного поведения – склонность к риску и ориентацию на сверхценные идеи.
Именно в этом русле ведутся исследования мотивации предпринимательского поведения за рубежом. Сюда можно отнести работы: Д. Макклелланда по «мотивации достижений»; Дж. Актинсона «о склонности к риску в ситуациях возрастания результата»; Б. Вайнера «об усложнении поведенческих задач в ситуациях риска»; Дж. Ронена «о способности к нестандартному решению эвристических задач в условиях дефицита времени» и др.
Заключение
Таким образом, вклад Й. Шумпетера в развитие теоретических основ экономики труда имеет непреходящее значение для современной российской науки и служит теоретико-методологическим источником исследования проблем предпринимательского труда.
[1] Пассионарии – активная часть человеческой популяции, импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Они действуют часто ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, властолюбия и прочих страстей, принося свою жизнь в жертву идеалу.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:08:13