Методика оценки влияния инновационной активности строительного предприятия на конкурентоспособность его продукции

Хмелева В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрено влияние инновационной активности на конкурентоспособность строительной продукции, выделены факторы инновационной активности строительного предприятия и конкурентоспособности его продукции, предложены модели их оценки. Проведен анализ инновационной активности предприятий Сибирского федерального округа и Новосибирской области.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, строительство, факторы инновационной активности, конкурентоспособность строительной продукции, факторы конкурентоспособности строительной продукции



Основной целью любого предприятия является получение прибыли, для этого становится необходимым обеспечение продаж своей продукции на рынке, а значит, и обеспечение ее конкурентоспособности. С момента выхода на рынок продукция начинает терять свою конкурентоспособность, поэтому предприятиям необходимо систематически ее поддерживать, осуществляя инновационную деятельность.

Таким образом, строительным предприятиям необходимо предвидеть и реагировать на потребности покупателя. При этом следует учитывать, что этот процесс необходимо осуществлять непрерывно, поскольку иначе конкуренты переймут достигнутые преимущества и вскоре данная продукция станет неконкурентоспособной.

Интенсивность инновационной деятельности на предприятии характеризуется понятием «инновационная активность».

Направления инновационной деятельности в строительстве

В настоящее время существует множество определений понятия «инновационная активность», что характеризует незавершенность исследований этого понятия. На наш взгляд представленные ниже понятия наиболее точно определяют сущность этого понятия.

В работе В.В. Полякова [2] под инновационной активностью понимается «комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества».

О.В. Никитина полагает, что инновационная активность предприятия характеризуется эффективностью и регулярностью инноваций, динамикой действий по созданию и практической реализации новшеств. Оценив уровень инновационной активности субъекта (государства, отрасли, предприятия), можно судить об уровне его конкурентоспособности и, как результат, развитии в целом [1].

Рассмотрим особенности инновационной деятельности в строительстве. Применительно к строительному комплексу инновации представляют собой введение в процесс строительства новых строительных материалов, новых технологий, строительных конструкций, внедрение новой техники, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность строительного производства, улучшить качество строительной продукции и обеспечить рост ее конкурентоспособности.

Можно выделить следующие направления инновационного бизнеса в строительстве:

− обучение рабочих и специалистов новым технологиям, навыкам работы с новыми механизмами и строительными материалами;

− услуги зарубежных строительных компаний при производстве строительных работ с использованием новых технологий;

− закупка материалов, машин и оборудования для строительных организаций;

− закупка зарубежных технологий и организация производства новой продукции;

− выполнение собственных инновационных архитектурно-проектных разработок;

− проведение собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

− закупка отечественных и зарубежных патентов для последующей организации собственного производства строительных материалов.

Инновационная активность предприятий Новосибирской области

Согласно данным Росстата [3], инновационная активность предприятий Новосибирской области в 2006−2010 гг. по удельному весу организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций примерно в два раза ниже средней по России. Так, в 2010 г. этот показатель по Новосибирской области составляет 5,5%, в целом по Российской Федерации – 9,5%.

В сравнении с другими субъектами Сибирского федерального округа позиции Новосибирской области выглядят несколько противоречиво. Так по удельному весу организаций осуществляющих инновационную деятельность в 2010 г. Новосибирская область занимает 11-е место из 12. При этом в период 2001−2010 гг. она лидирует в Сибирском федеральном округе по числу созданных передовых производственных технологий, например, в 2010 г. из 64 созданных передовых технологий в Сибирском федеральном округе 23 создано в Новосибирской области. По числу используемых передовых технологий в Сибирском федеральном округе Новосибирская область (2483 технологии) занимает 2-е место, уступив лидерство Омской области (4165 технологий). Указанное противоречие показывает, что количество предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в Новосибирской области низкое, но те предприятия, которые ее осуществляют, внедряют значительное число передовых технологий.

Комплексный показатель инновационной активности строительного предприятия

Оценку инновационной активности автором предлагается проводить методом экспертных оценок. При этом факторы, влияющие на инновационную активность, предлагается разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы включают:

– спрос и предложение на строительную продукцию;

– инновационную политику государства;

– характер конкуренции на рынке;

– стадию экономического цикла.

Внутренние факторы представим в виде трех составляющих:

− интеллектуальные факторы – наличие соответствующего кадрового состава на предприятии, инновационный настрой руководства строительного предприятия, использование консалтинговых и инжиниринговых услуг;

− материальные факторы – достаточность источников финансирования инновационной деятельности, использование новых строительных машин и механизмов, инновационных строительных материалов, технологий, наличие системы поощрения и мотивации сотрудников, осуществляющих инновационную деятельность;

− социально-психологические факторы – восприятие инноваций сотрудниками, единство сотрудников строительного предприятия в продвижении новшества, наличие командного духа, участие в принятии управленческих решений.

Далее экспертам, а именно сотрудникам строительных предприятий, предлагается присвоить каждому параметру значение «0», в случае отрицательной оценки параметра, или значение «1», в случае его положительной оценки. Значение показателя для каждой группы факторов определяется как среднее арифметическое значений показателей входящих в данную группу. Таким образом, мы получаем значения для группы внешних факторов и значения для интеллектуальной, материальной и социально-психологической составляющей инновационной активности.

Значение комплексного показателя инновационной активности строительного предприятия рассчитывается по формуле:

ИА=∑fi х wi (1),

где:

ИА – комплексный показатель инновационной активности строительного предприятия;

fi – значение инновационной активности по i-той группе факторов (внешние, интеллектуальные, материальные, социально-психологические);

wi – удельный вес i-той группы факторов.

Значение удельного веса wi определяется экспертами. Для удельного веса должны выполняться следующие условия:

image 1 (2).

На основе комплексного показателя инновационной активности строительные предприятия предполагается разделить на 3 группы:

− комплексный показатель инновационной активности составляет менее 0,33 – критический уровень инновационной активности строительного предприятия;

− комплексный показатель инновационной активности составляет 0,34−0,67 – удовлетворительный уровень инновационной активности строительного предприятия;

− комплексный показатель инновационной активности более 0,67 – высокий уровень инновационной активности строительного предприятия.

Расчет конкурентоспособности строительной продукции

Далее предлагаем на основе экспертного опроса оценить конкурентоспособность продукции предприятий строительного комплекса по следующим факторам: качество строительной продукции, ее новизна, срок строительства объекта, срок разработки проектной документации, функциональность строительного объекта, местоположение объекта строительства, гарантийные обязательства застройщика, экологичность материалов и конечного продукта в целом, затраты на производство строительной продукции, цена строительной продукции, планировка объекта, маркетинг строительной продукции. Методика расчета конкурентоспособности строительной продукции аналогична расчету комплексного показателя инновационной активности.

На основе полученной оценки конкурентоспособности строительной продукции и комплексной инновационной активности представляется возможным оценить изменение конкурентоспособности строительной продукции в зависимости от изменения инновационной активности строительного предприятия.

К достоинствам предложенной системы оценки конкурентоспособности строительной продукции и инновационной активности строительного предприятия следует отнести:

– простоту и легкость применения;

– учет отраслевых особенностей строительства;

– возможность применения в любом регионе Российской Федерации;

– возможность изменения или дополнения факторов, определяющих конкурентоспособность строительной продукции по желанию пользователя методики.


Источники:

1. Никитина О.В. Методы оценки инновационной активности промышленных предприятий: автореф. дис. канд. экон. наук. – СПб, 2007.
2. Поляков В.В. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере // Инновации. – 2003. – № 5.
3. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Наука и инновации [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/science/#.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:12:26