Инновации в пищевой промышленности: теория и практика

Кузина Л.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 09 (207), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы модернизации отечественной пищевой промышленности на основе инновационного подхода. Анализируется инновационная деятельность пищевых предприятий Владимирской области, выявлены факторы, сдерживающие инновационную активность, предложены меры по стимулированию инноваций в отрасли.

Ключевые слова: инновации, пищевая промышленность, конкурентоспособность, инновационная активность, стимулирование, продовольственная безопасность



Вступление страны во Всемирную торговую организацию требует модернизация отечественной пищевой промышленности в целях удовлетворения внутреннего спроса, а также освоения новых рынков сбыта. По причине возрастающей конкуренции с импортируемыми товарами производство получает дополнительный стимул к совершенству. Решение стоящих перед пищевой промышленностью задач возможно только в русле инновационного развития.

Уникальная специфика пищевой промышленности состоит в том, что ряд выпускаемых ею продуктов имеет сжатые сроки пригодности к употреблению. Увеличение этого промежутка времени естественным образом стимулирует внедрение в производство самых последних разработок в области науки. Внедрение инноваций на всех стадиях жизненного цикла товаров является ключевым направлением повышения конкурентоспособности предприятий отечественной пищевой промышленности. Покупателей интересует не только качество продуктов питания, но и их питательные свойства, условия, в которых они произведены, транспортированы, осуществляется их хранение.

Продуктовые инновации пищевой промышленности включают в себя разработку и производство экологически безопасных продуктов массового потребления; производство продуктов лечебно-профилактического назначения с учетом современных медико-биологических требований; разработку продукции для детей и особых групп населения.

Технологические инновации включают ресурсосберегающие технологии, совершенствование технологических процессов с целью сокращения времени производственного цикла, совершенствование тары, упаковки и способов перевозок.

Маркетинговые инновации предполагают исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, поиск и создание информации о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий [1].

Организационные инновации – это инновации, связанные с реализацией нового метода ведения бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.

Инновационная активность пищевых предприятий Владимирской области

Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Владимирской области ежегодно проводится обследование различных отраслей экономики, в том числе пищевой промышленности. Главной целью этого обследования является получение информации о создании, внедрении и распространении новых или усовершенствованных продуктов, услуг и технологических процессов.

Обследование инновационной деятельности в 2008–2010 годах осуществлялось в 40 организациях пищевой промышленности, не являющихся субъектами малого предпринимательства. Используя результаты статистического наблюдения, проведем исследование инновационной деятельности пищевой промышленности Владимирской области, так как область является ярким представителем Центрального федерального округа.

Инновационная деятельность предприятий пищевой промышленности Владимирской области характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и при этом низкими показателями инновационной активности, что наглядно видно из табл. 1.

Уровень инновационной активности (удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций) составил 10%.

Таблица 1

Инновационная активность организаций пищевой промышленности Владимирской области

Показатель
2008
2009
2010
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, процентов
10
10
10
Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе организаций, процентов
7,5
7,5
5
Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций, процентов
2,5
5
2,5
Источник: составлено автором на основе данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Владимирской области

Как видно из табл. 2 и рис. 1 в 2008 году из числа инновационноактивных предприятий 50% занимались технологическими инновациями, 37,5% − маркетинговыми и 12,5% − организационными. В 2009 году произошли незначительные изменения структуры: 44% составляли технологические инновации, 33,33% − маркетинговые, 22,67% − организационные. В 2010 году 57,14% организаций занимались технологическими инновациями, 28,57% − маркетинговыми и 14,29% − организационными.

Таблица 2

Структура инноваций, осуществлявшихся предприятиями пищевой промышленности Владимирской области*

Показатель
2008 г.
2009 г.
2010 г.
количество
%
количество
%
количество
%
Организации, осуществлявшие технологические инновации
4
50,00
4
44,00
4
57,14
Организации, осуществлявшие маркетинговые инновации
3
37,50
3
33,33
2
28,57
Организации, осуществлявшие организационные инновации
1
12,50
2
22,67
1
14,29
Итого:
8
100
9
100
7
100
* Источник: составлено автором на основе данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Владимирской области

В структуре инноваций, осуществлявшихся предприятиями пищевой промышленности Владимирской области, наибольший удельный вес занимают технологические инновации (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура инноваций пищевой промышленности Владимирской области

Image 1

Как представлено в табл. 3, в 2008 году предприятиями пищевой промышленности области отгружено инновационной продукции на сумму 332,8 млн рублей, в 2009 году происходит снижение показателя на 13,42% (см. рис. 2). В 2010 году объем инновационной продукции увеличивается более чем в 2 раза по сравнению с 2008 годом.

Таблица 3

Показатели инновационной деятельности пищевой промышленности Владимирской области*

Показатель
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Млн руб.
%
Млн руб.
%
Млн руб.
%
Объем инновационной продукции
322,8
100
279,5
86,58
699,6
216,72
Продукция, значительно измененная или вновь внедренная
254,3
100
261,5
102,83
699,6
275,10
Усовершенствованная продукция
68,5
100
18,0
26,27
0

Затраты на технологические инновации
171,3
100
142,0
82,89
78,9
46,05
* Источник: составлено автором на основе данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Владимирской области

В течение 2008−2010 года прослеживается тенденция роста значительно измененной или вновь внедренной продукции. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций пищевого производства по сравнению с 2008 годом в 2009 году снизился с 11,9% до 9,6%, а в 2010 году увеличился до 21,9%.

В 2008 году затраты на технологические инновации составляли 171,3 млн рублей, в 2009 году произошло снижение этого показателя на 17,11%, а в 2010 году на 53,95% по сравнению с 2008 годом.

Тенденции и проблемы

В течение исследуемого периода ярко прослеживается тенденция снижения затрат на технологические инновации и одновременное почти двукратное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций пищевой промышленности, что можно рассматривать как положительный момент в деятельности инновационных предприятий (рис. 2).

Рис. 2. Динамика объемов инновационной продукции пищевого производства Владимирской области

image 2

Разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли организации, более крупные по объемам выпускаемой продукции и по численности персонала. Затраты на технологические инновации предприятиями покрывались за счет собственных средств. При этом за анализируемый период средства из федерального, областного и местного бюджетов не выделялись.

Исследование показало, что факторами, существенно сдерживающими разработку и внедрение инноваций, являются недостаточность законодательного регулирования инновационной деятельности и неразвитость инновационной инфраструктуры.

Изучение инновационной деятельности в пищевой промышленности Владимирской области позволило выявить следующие недостатки.

Во-первых, предприятия слабо стимулированы на инновационное поведение.

Во-вторых, происходит сокращение интеллектуальной базы инновационной деятельности за счет перехода квалифицированных специалистов из научного сектора в другие более прибыльные сектора.

В-третьих, практически не используется изобретательский потенциал населения.

В-четвертых, низка доля средств, инвестируемых в инновационную деятельность. Большинство из этих проблем сложно решить без государственной поддержки.

Профессор В.Д. Гончаров считает, что основным источником финансирования фундаментальных исследований в пищевой промышленности должно выступить непосредственно само государство, поскольку проведение таких исследований не может представлять практического интереса для коммерсанта по самой сути этого вида инновационной деятельности [6]. Кроме бюджетного финансирования необходимо реформирование сферы защиты интеллектуальной собственности, осуществление поддержки малого наукоемкого бизнеса, содействие венчурным формам финансирования и коммерциализации инновационных проектов. Кроме того, между конкурентными позициями предприятий пищевой промышленности и их инновационным потенциалом существует строгая зависимость, поэтому для повышения инновационной активности данной отрасли необходимо мобилизовать систему как внешних, так и внутренних стимулов к инновационной деятельности.


Источники:

1. Жекова О.А. Особенности инновационного процесса в отраслях пищевых производств // Пищевая промышленность. – 2005. − № 12. − с. 26 − 27.
2. Овчинникова Т.И. Глобальный характер качественных преобразований инновационных технологий в пищевой промышленности // Финансы. Экономика. Стратегия. – 2009. − №2. – с. 7−9.
3. Статистический сборник. Владимирская область в цифрах за 2009 год. − Владимир, 2010.
4. Статистический сборник. Владимирская область в цифрах за 2010 год. − Владимир, 2011.
5. Шаркова А.В. Регулирование инновационного предпринимательства в регионе: теория и практика // Предпринимательство. – 2009. − № 6. − С. 140−145.
6. Гончаров В.Д. Инновационная деятельность в пищевой промышленности России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.viapi.ru/files/nik-2008-03-gonc.pdf.

Страница обновлена: 12.11.2024 в 23:07:56