Становление понятия «корпоративное гражданство»

Никандрова О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 09 (207), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Никандрова О.А. Становление понятия «корпоративное гражданство» // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 09. – С. 62-66.

Аннотация:
В статье описываются факторы возрастания роли крупного бизнеса в национальной экономике, что привело к широкому распространению корпоративной социальной ответственности (КСО). Автор высказывает точку зрения, что требуется целая система мер, направленных на организационно-политическое сближение бизнеса с гражданским обществом и его институтами. Именно на такое сближение и нацелена концепция корпоративного гражданства (КГ), которая в 1990-х гг. стала активно разрабатываться и внедряться в практику корпоративного управления. Подробнее об этом читайте в статье.

Ключевые слова: корпорации, корпоративное управление, корпоративная социальная ответственность, корпоративное гражданство, сближение бизнеса с гражданским обществом



Утверждение корпораций в качестве ведущих субъектов мировой политики активизировало дискуссию о корпоративном гражданстве. Данное понятие широко используется как синоним стратегической корпоративной филантропии, социальной «включенности» корпорации, стратегического социального инвестирования, корпоративной социальной ответственности (КСО). В политическом контексте оно употребляется как метафора социально ответственного и этически мотивированного поведения бизнеса на направлениях, лежащих за пределами достижения сугубо экономических результатов. Однако такое смешение понятий не вносит ясности в дискуссию и не способствует оптимизации механизмов участия корпоративного сектора в решении социальных проблем. Тем более, что представители бизнеса и взаимодействующих с ним государственных структур, неправительственных и некоммерческих организаций нередко вкладывают в понятия КСО и КГ разное содержание.

Корпоративное гражданство

Несмотря на существенный и быстро растущий объем литературы по тематике КГ, ни в научном и экспертном, ни в бизнес-сообществе не сформировалось четких и тем более общепризнанных критериев его определения и оценки. В значительной мере такая неясность объясняется отсутствием достоверных всеобъемлющих показателей измерения экономической эффективности социально значимых инициатив. С другой стороны, ни в бизнес-сообществе, ни за его пределами не сложилось консенсуса вокруг понимания общественной роли корпорации и возможности полноценного (не на словах, а в реальной деловой практике) совмещения экономической и этической мотивации ее деятельности. Очевидной потребностью становится концептуализация понятия.

В самом общем плане корпоративное гражданство − это стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и повышения собственной репутации как ответственного «гражданина», полноправного участника такого развития. Само понятие «устойчивого развития» стало неотъемлемой частью политического лексикона акторов глобализации после принятия «Повестки дня на XXI век» на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Концепция строится на понимании роли каждого из этих акторов в обеспечении устойчивого развития, направленного на создание и поддержание благоприятной среды жизни и деятельности людей. В рамках такого подхода бизнес рассматривается как ключевой участник системы общественных отношений. Модель КГ ориентирует компанию на трезвую и ответственную оценку влияния собственной деятельности на социальные отношения и институты и на окружающую среду, обеспечивающую качество развития. Помимо корпораций как выразителей специфических коллективных интересов, ключевую роль в выстраивании системы корпоративного гражданства играют государственные институты, а также международные организации и другие субъекты мировой политики, в том числе сетевые НКО. В развитии системных и долгосрочных связей с корпоративными игроками заинтересованы субнациональные (регионы) и наднациональные сообщества.

Стейкхолдеры

Непосредственными участниками корпоративных отношений выступают группы людей, имеющих различные интересы – стейкхолдеры. К категории «стейкхолдеров» (букв, держателей интереса) относятся граждане, сообщества или организации, которые влияют (или потенциально могут оказать воздействие) на деятельность организации (в данном случае корпорации) или сами находятся в сфере ее влияния. Р. Фримэн, чья книга по стратегическому менеджменту положила начало оживленной дискуссии вокруг концепции «компании участников», развернувшейся в конце 1980-х – начале 1990-х гг., относил к категории «стейкхолдеров» представителей всех значимых (relevant) для функционирования данной организации интересов [1]. В этот круг входят местные сообщества и выступающие от их имени структуры, ассоциации граждан, от имени которых могут выступать НКО, потребители, инвесторы, партнеры и поставщики, акционеры и представляющие их интересы организации, СМИ, а также органы власти разного уровня. Все они представляют «внешних» стейкхолдеров. «Внутренние» стейкхолдеры − это персонал и его профессиональные объединения и менеджмент. Интересы разных групп могут пересекаться (менеджмент и персонал часто являются держателями акций или могут быть активистами НКО), что предъявляет особые требования к обеспечению прозрачности корпоративного управления. Некоторые такие группы оказываются заинтересованными сторонами поневоле, помимо собственного выбора, а именно вследствие того ущерба, который им наносит или может нанести деловая активность компании. Это могут быть группы граждан, проживающих в районе аэропорта и страдающих от шума, или жители кварталов, где расположены производства, представляющие риск для окружающей среды. Другие, как, например, учреждения высшего и специального образования, напротив, могут быть заинтересованы в системном и долгосрочном взаимодействии с корпоративным сектором и, соответственно, рассматривать сферу своей деятельности как область «перекрестных обязательств» бизнеса, государства и своих собственных [1].

Рынок и социальные ценности

Оценка социальной роли бизнеса и социальных издержек рыночной экономики − одна из ключевых тем политической повестки дня истекшего столетия и важнейший фактор размежевания политических сил. Но, как известно, развитый мир «с трудом и медленно приходил к пониманию простой закономерности: чтобы успешно и без сбоев развиваться, рыночные отношения должны быть укоренены в широком контексте социальных ценностей и ориентиров развития. Когда это понимание пришло, оно приняло формы Нового курса и социальной рыночной экономики» [2] соответственно в США и Европе. Фундаментом их реализации стала принципиальная договоренность сторон − участников трудовых отношений и государства, своего рода «общественный договор» вокруг регулирования социальных издержек развития рынка. В условиях перехода развитых стран к постиндустриальному обществу повестка дня не раз корректировалась под давлением растущего осознания рисков и угроз, связанных с разрушением окружающей среды и катастрофической бедностью за пределами развитого мира. Первая волна перемен пришлась на рубеж 1960−1970-х гг., когда политическими оппонентами ТНК стали новые социальные движения, представлявшие экологистив (защитников природы и борцов против загрязнения окружающей среды) и потребителей. В рядах противников безудержной экспансии ТНК группировались в те годы и сторонники левых политических сил, а критика зачастую велась с антикапиталистических позиций. В конце 1980-х гг., когда началось формирование повестки дня устойчивого развития, встал вопрос о разработке механизмов его обеспечения. На рубеже нового тысячелетия в обсуждении вызовов глобализации все настойчивее стало звучать требование обеспечения глобальной управляемости. В ходе поисков адекватных механизмов взаимодействия участников развития родилась концепция корпоративного гражданства.

Меняющаяся реальность и «поле» доверия

Корпоративное гражданство как зарождающийся институт − плоть от плоти «новой экономики», тех изменений в характере развития, которые произошли и продолжают происходить в условиях наступления информационного общества. Речь идет о таких подробно описанных в литературе явлениях, как ускорение развития, «сжатие времени» и «виртуализация» расстояний, переход к «новой экономике» знаний, инноваций и коммуникаций [3]. Чтобы преуспеть в этой быстро меняющейся реальности, необходимо предъявить на рынке не только высокотехнологичные товары и услуги, но и выстроить общее ценностное поле и отношения доверия со своими стейкхолдерами, чтобы побудить их сделать «правильный» выбор. Некоторые научились работать на опережение этических запросов потребителей. Они предлагают товары и услуги, которые соответствуют широко распространенным в развитых странах представлениям об ответственном в отношении среды обитания производстве и потреблении. Так, работающая в Женеве местная энергосбытовая компания предлагает свом клиентам четыре варианта оплаты счетов за потребляемую энергию, при этом средства от «зеленого», с наиболее высокими тарифами, вкладываются в альтернативные виды топлива. Характерно, что 80% горожан выбрали именно этот вариант [4].

Не менее важен и «здоровый» климат внутри самой компании, умение закрепить за собой лучших работников, тех, для кого этическая мотивация труда неотделима от профессиональной самореализации и материального вознаграждения. Развитие человеческого потенциала корпорации становится основным ресурсом внедрения инновационных стратегий, а эффективное взаимодействие основных участников развития − одной из основ становления инновационной экономики.

[1] О технологиях выявления и оценках результативности диалога со стейкхолдерами в рамках стандарта АА1000 SES, разработанного организацией Accountability, будет сказано ниже.


Источники:

1. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1984. p. 46.
2. Gearing Up: Prom Corporate Social Responsibility to Good Governance and Scalable Solutions. L.−N.Y.. 2004. pp. 14−15.
3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, власть и общество. − М., 2000; О характеристиках «новой экономики» см. также Perspectives on the New Economy of Corporate Citizenship (S. Zadek, N. Hojen-sgard, P. Reynard, eds.) Copenhagen. 2001. pp. 16−18.
4. Googins B.K. Emptying Out My Drawer: The Voice of Corporate Citizenship. – 2007. − September.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:12:36