Классификация еврорегионов с российско-украинским участием
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (206), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются российско-украинские еврорегионы, созданные с целью международного трансграничного сотрудничества в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и т.д. Приводятся различные подходы к их классификации.
Ключевые слова: интеграция, трансграничное сотрудничество, внешнеэкономические связи, приграничное сотрудничество, еврорегион
В последнее десятилетие в России активно применяется опыт стран ЕС в рамках развития межрегиональных связей. Наиболее широкое распространение среди форм трансграничного сотрудничества в Западной Европе получили еврорегионы. Еврорегионы – это «приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемых на основе принципа субсидиарности» [1]. Начиная с 1997 года, при участии субъектов Российской Федерации было создано порядка десяти подобных приграничных сообществ; лидер в этом направлении – Калининградская область. На российско-украинском порубежье в данный момент функционирует четыре еврорегиона: «Днепр», «Ярославна», «Слобожанщина», «Донбасс». Несмотря на то что в состав еврорегиона «Днепр» входит также Гомельская область, относящаяся к республике Беларусь, в данной статье он будет рассматриваться как российско-украинский; поскольку частично таковым и является.
Еврорегионы с позиции цели их создания
Еврорегион представляет собой достаточно гибкий инструмент развития трансграничного сотрудничества, не имеющий единообразной правовой и иной формы. С одной стороны, это дает ряд очень важных преимуществ, позволяющих при создании конкретного механизма взаимодействия учитывать особенности приграничных регионов, с другой – возможно именно этот факт становится одной из причин появления регионов-«пустышек», которых в ЕС даже больше, чем успешных проектов [2]. Многообразие форм еврорегионов лучше всего просматривается при их классификации.
В зависимости от целей можно выделить однонаправленные и комплексные еврорегионы (см. рис. 1). Еврорегионы могут создаваться с целью решения как целого комплекса проблем приграничных регионов, так и проблем в одной сфере, реализации одного или нескольких проектов по одному направлению. Зачастую в уставе сразу декларируется комплекс целей, деятельность же активно ведется лишь по некоторым направлениям, но таким способом создается правовая основа для будущего взаимодействия в других.
Рис. 1. Еврорегионы, классифицируемые по целям их создания
Что же касается еврорегионов, созданных на российско-украинском порубежье, то их можно отнести к комплексным; цели, декларируемые в их уставах, охватывают множество направлений.
Но, необходимо подчеркнуть, что в целом функционирование еврорегионов одинаково эффективно не во всех направлениях. Например, приграничное сотрудничество между Калининградской областью РФ, регионами Польши и Литвы в проектах в сфере инфраструктуры, экономики и окружающей среды не всегда приводят к желаемому результату. Проекты в культурной и социальной сферах реализуются с большим успехом, так как эти проекты в меньшей степени страдают от бюрократических проволочек и более независимы от определенных национальных интересов; что приводит к большей свободе действий участников еврорегиона [3]. При этом успешность в культурной сфере не следует понимать в масштабном плане, речь не идет о формировании новой региональной общности людей.
Еврорегионы с позиции уровня участвующих субъектов, длительности кооперации, количества сторон-участников
По уровню участвующих субъектов еврорегионы можно подразделить на одноуровневые и разноуровневые (см. рис. 2). В зависимости от учредительных документов участниками еврорегионов могут быть не только административные органы областей, городов и общин нескольких стран, но и региональные союзы, сельскохозяйственные районы, землячества, профсоюзы, торгово-промышленные палаты, другие объединения. Часто именно они дают мощный импульс приграничному экономическому сотрудничеству [2].
Рис. 2. Классификация еврорегионов с позиции уровня участвующих субъектов
Исходя из учредительных документов, российско-украинские еврорегионы можно назвать одноуровневными. Но в рамках реализации отдельных проектов могут участвовать субъекты разного уровня.
По длительности кооперации можно выделить следующие еврорегионы: среднесрочные и долгосрочные (см. рис. 3). Данная классификация важна, так как подчеркивает, что еврорегионы не создаются на короткий период. Это связано с той их особенностью, что поставленные цели – масштабны, требующие продолжительного времени для их достижения.
Рис. 3. Классификация еврорегионов с позиции длительности кооперации
Российско-украинские еврорегионы не являются исключением. На текущий момент дольше всех функционирует еврорегион «Днепр»; он был создан в 2003 году.
По количеству участвующих субъектов еврорегионы могут быть двусторонними или многосторонними (см. рис. 4). Еврорегион может быть изначально созданным как двусторонним, так и многосторонним. Как правило, учредительные документы подразумевают по ходу деятельности еврорегиона возможность либо присоединения нового субъекта, либо выхода из соглашения участвующего. Таким образом, за время своего существования количество участвующих субъектов является непостоянным, но в обязательном порядке – больше одного. Пример подобной трансформации на российско-украинском порубежье – еврорегион «Донбасс», изначально создававшийся как двусторонний (Луганская и Ростовская области), но затем после присоединения Донецкой области, ставший многосторонним.
Рис. 4. Классификация еврорегионов по количеству участвующих субъектов
На сегодняшний день еврорегионы «Ярославна» и «Слобожанщина» являются двусторонними, а «Донбасс» и «Днепр» – многосторонними. Устав каждого из еврорегионов подразумевает присоединение новых участников.
Классификация еврорегионов с позиции интеграции в ЕС
Другая классификация, с помощью которой можно охарактеризовать еврорегион, основывается на принадлежности участвующих субъектов к ЕС. С этой позиции еврорегионы бывают интегрированными в ЕС, неитегрированными и смешанными (см. рис 5). Возможны переходы из одной категории в другую несколькими путями: выход или присоединения нового субъекта к еврорегиону; интеграция государства в ЕС, что приводит к автоматической принадлежности участвующего субъекта к Евросоюзу, а непосредственно сам еврорегион переходит в категорию интегрированных в ЕС, либо смешанных. Единой точки зрения не существует: первые еврорегионы формировались в процессе образования Европейского союза, на базе существовавших ранее хозяйственных и иных связей. Изначально усиливали интеграционные процессы внутри ЕС, впоследствии стали использоваться в качестве инструмента для интеграции новых стран в Евросоюз – так возникли смешанные еврорегионы, далее подобный опыт развития приграничных регионов стал использоваться в странах, не относящихся к Европейскому Союзу. Особенностью интегрированных и смешанных еврорегионов является то, что их бюджет формируется не только из средств участников, но и при помощи финансирования ЕС. В отдельных случаях подобное финансирование могут получать и неинтегрированные в ЕС, но лишь в рамках отдельных программ, реализуя определенные цели.
Рис. 5. Классификация еврорегионов с позиции интеграции в ЕС
Все еврорегионы на российско-украинском порубежье относятся к неинтегрированным в ЕС.
Заключение
В целом учредительные документы российско-украинских еврорегионов однотипны, но, тем не менее, существует и ряд особенностей. Например, в организационной структуре по степени схожести можно выделить две группы: к одной относятся еврорегионы «Днепр» и «Слобожанщина», к другой – «Ярославна» и «Донбасс». В организационную структуру последних входят следующие органы: Совет Еврорегиона и Секретариат Еврорегиона; в отличие от двух других отсутствует Президиум Совета Еврорегиона.
Источники:
2. Кузнецов А.В. Российское участие в еврорегионах // Регион сотрудничества. – 2004. − № 4.
3. Шильберг 3. Приграничное сотрудничество Калининградской области РФ с Литвой и Польшей: препятствия и возможности // Балтийский регион. – 2009. − № 2.
Страница обновлена: 11.10.2024 в 23:33:12