Малые предприятия как стабилизирующий фактор развития малых городов
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (206), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Соколова О.В. Малые предприятия как стабилизирующий фактор развития малых городов // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 8. – С. 30-35.
Аннотация:
Анализируя ситуацию в Нижегородской области, где от мирового финансового кризиса больше других пострадали малые города с градообразующим предприятием, определяющим стабильность их экономической деятельности, автор приходит к выводу, что региональная российская экономика должна развиваться в направлении диверсификации предпринимательской деятельности путем создания малых предприятий, работающих в различных отраслях экономики.
Ключевые слова: малое предпринимательство, устойчивое развитие, малый город
Роль малых городов как фундамента развития промышленной сферы деятельности возрастает ежегодно. Организация качественных изменений, состоящих в переводе производственных мощностей из больших городов в малые, позволит увеличить производственный потенциал последних и создать благоприятный инвестиционный климат [2].
Поэтому целевая направленность в развитии малых городов должна быть сосредоточена на диверсификации занятости населения, которая способна влиять на их устойчивое развитие. Наибольшему влиянию экономического кризиса подверглись малые города, экономика которых базируется на работе градообразующего предприятия.
В Нижегородской области насчитывается 137 градообразующих и системообразующих предприятий. К примеру, такие градообразующие предприятия как ОАО «Богородский машиностроительный завод», Кулебакский завод металлических конструкций, ОАО «Заволжский моторный завод», ООО «Бальзам» (г. Чкаловск), ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» (Городец) располагаются в малых городах. Как видно даже из названий этих предприятий, большинство их относится к машиностроению – наиболее уязвимой отрасли экономики в период кризиса.
По данным Нижегородстата, в 2010 г. уровень безработицы в целом по Нижегородской области составлял 2,1%. Согласно данным правительства Нижегородской области, наиболее высокий уровень безработицы в Нижегородской области был зарегистрирован в Сосновском районе – 3,91%, а также в Городецком (3,10%), Тонкинском (3,12%), Чкаловском (3,34%) и Павловском (3,82%) районах. Эти показатели превышают уровень безработицы в целом по области. Это все свидетельствует о том, что наиболее уязвимыми в период кризиса оказались те районы, центрами которых являются малые города.
По состоянию на 1 июля 2008 г. численность персонала на ОАО ЗМЗ по всей группе предприятий составляла 12 456 чел., а на эту же дату 2009 г. – 9008 чел. Только за один год численность персонала сократилась на 27,7%. Выходом из сложившейся ситуации может быть развитие малых форм предпринимательства, которые могли бы поглощать высвобождающиеся трудовые ресурсы.
Факторы, определяющие особую роль малого предпринимательства
В связи с этим, возможно выделить факторы, определяющие особую роль малого предпринимательства:
− энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающего в интересах всего населения;
− развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей политической силой гражданского общества;
− занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
− наличие со стороны сектора малого бизнеса большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе;
− массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.
Для малых городов наиболее актуальным является фактор «возможности»: наличие со стороны малого бизнеса большого потенциала для создания новых рабочих мест, который способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе. В развитых странах, например в США, в малом бизнесе страны занято более 62 млн человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведенные факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран [3].
Малое предпринимательство Нижегородской области: распределение по отраслям
В Нижегородской области на конец 2010 г. малое предпринимательство представлено в следующих отраслях экономики (см. табл. 1).
Таблица 1
Количество малых предприятий в отраслях экономики Нижегородской области
Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о преобладании малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в торговле – оптовой и розничной, что в определенной степени, объясняется тем, что открытие торгового предприятия изначально требует меньше финансовых, трудовых и иных нематериальных затрат, чем, например, открытие производственного предприятия. По данным социологических исследований стартовая сумма, необходимая для открытия малого предприятия розничной торговли в 1,5 раза меньше, чем для создания производственного малого предприятия. В 2009 году, как и в 2008 году, среди предприятий обрабатывающих производств наибольшее число малых предприятий занимается производством пищевых продуктов (12% от общего числа предприятий, работающих в обрабатывающих производствах), осуществляют свою деятельность в текстильном и швейном, целлюлозно-бумажном, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (от 8 до 11% предприятий по каждому виду деятельности), в производстве мебели и прочей продукции – 7,5%.
Как видно из табл. 1, малым предпринимательством охвачены достаточно крупные отрасли экономики. Развивая малое предпринимательство, возможно повысить занятость населения, увеличить количество рабочих мест, способствовать смягчению воздействия кризисных явлений на социально-экономическую жизнь как малых городов, так и региона в целом. На сегодняшний день в Нижегородской области разработана Концепция развития малого и среднего предпринимательства (МСП) на территории Нижегородской области на период до 2020 года. Основные направления, содержащиеся в данном документе, по которым возможно развитие малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области, отражены в табл. 2:
Таблица 2
Потенциал развития и перспективы малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики Нижегородской области
Отрасль
|
Потенциал развития и перспективы для МСП
|
Автомобилестроение
|
Возможно успешное развитие МСП как субконтракторов низких уровней в рамках автомобильного кластера
|
Лесная промышленность, деревообрабатывающая промышленность
|
Перспективно создание МСП в сегменте неглубокой переработки продукции
|
Медицинская промышленность
|
Потенциал для МСП связан с ростом внутреннего спроса на медицинскую и фармацевтическую продукцию
|
Сельское хозяйство и пищевая промышленность
|
Приоритетно развитие фермерства. Успешно могут осваиваться отдельные сегменты пищевой промышленности.
|
Информационные технологии
|
Потенциал определяется преимуществом гибких и динамичных предприятий при низких входных барьерах в отрасли
|
Научно-образовательный комплекс
|
МСП реализуют сервисные и инновационные функции
|
Промышленность строительных материалов
|
Перспективные сегменты новых материалов и технологий, отделочных материалов
|
Легкая промышленность
|
Развитие МСП в области возможно при условии улучшения маркетинга и модернизации производства.
|
Туризм
|
Общий рост сектора предопределяет успехи МСП, особенно в области гостиничного и ресторанного бизнесов, общепита
|
Строительство
|
МСП эффективны при подрядах по технологической цепочке
|
Розничная и оптовая торговля
|
Развитие магазинов «шаговой доступности», реализация оптовых товаров, которые экономически неинтересны крупному бизнесу
|
К примеру, развитие автомобилестроения представляется возможным на базе мощностей города Заволжье, где уже действуют предприятия машиностроения, такие как ОАО ЗМЗ, ОАО ЗЗГТ. Центром туризма Нижегородской области может стать Городец, где сосредоточены городецкая роспись, Городецкий санаторий, музейно-туристический комплекс «Город мастеров». Принимая во внимание достаточно низкие доходы населения в малых городах, производимые товары и оказываемые услуги субъектами малого предпринимательства, в первую очередь, должны быть ориентированы на этот сегмент рынка.
Вывод
Малый бизнес, активно поглощающий избыточную рабочую силу, высвобождающуюся вследствие сокращения деятельности градообразующих предприятий, способствует эффективному заполнению пустот занятости. Динамика показателей, характеризующих роль сектора малых предприятий, позволяет отметить существенный демпфицирующий потенциал «рыхлой», состоящей из множества экономических акторов структуры сектора малых предприятий для экономики малого города и социальной стабильности. Таким образом, развитие малого предпринимательства является одним из стабилизирующих факторов поддержания устойчивого развития экономики малого города.
Источники:
2. Академия управления «Тисби»: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tisbi.ru
3. Ресурсы для вашего малого бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sba.gov.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:14:49