Внешнеэкономическое сотрудничество ради развития экономики Азербайджана
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гусейнов Ф.Р. Внешнеэкономическое сотрудничество ради развития экономики Азербайджана // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 7. – С. 175-179.
Аннотация:
После приобретения независимости в Азербайджане была сформирована модель экономического развития, в основу которой заложена нефтяная стратегия страны. Ее приоритетной задачей является деятельность Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) по нефтедобыче. Также усилия будут направлены на решение проблемы сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала региона.
Ключевые слова: экология, промышленность, внешняя среда, безопасность, Азербайджан, компания, охрана труда, Каспийское море
Стремления Азербайджана к географическому расширению сферы торгово-кооперационного взаимодействия проявляются в попытках налаживания эффективного механизма сотрудничества на постсоветском пространстве на принципиально новых основах.
Внешнеэкономическое развитие в соответствии с определенными приоритетами может происходить как в соответствии с рамочными соглашениями, которые заключаются правительством и компетентными органами государственной регуляции, так и заинтересованными фирмами, центрами по разработке в сфере высоких технологий. Следовательно, идет речь как о тех вопросах, которые связаны с геоэкономическим выбором Азербайджана, так и о тех, которые вытекают из логики коммерческой деятельности микроуровня. Приходится признать справедливой констатацию того, что страны Западной Европы, ориентируются главным образом на сырьевой импорт из Азербайджана, сохраняя при этом барьеры перед готовой национальной продукцией.
Стоит отметить, что развитые страны желают видеть технологически более слабого партнера, специализирующегося на малоквалифицированных видах труда. В широком географическом отношении уровень сотрудничества отвечает потребностям и реальным экономическим возможностям Азербайджана. Общая структура торговли между Азербайджаном и развитыми странами не может не учитывать традиционной специализации национальной экономики нашего государства. Вместе с тем анализ структуры экспорта Азербайджана свидетельствует, что если не исчерпан традиционный потенциал расширения торговли, то тяжело найти его значительные внутренние резервы [1]. В сотрудничестве с развитыми странами рассматриваются следующие приоритетные виды деятельности:
− участие субъектов бизнеса Азербайджана в международных проектах экономического сотрудничества;
− осуществление визитов и обмена научными, техническими и другими кадрами с целью участия в семинарах, в симпозиумах и рабочих совещаниях;
− обмен информацией о практике, законодательстве и программах, которые касаются сотрудничества в рамках соглашений и прочие.
Геоэкономическая модель Азербайджана
В связи приведенной оценкой перспектив следует отметить, что сопоставительный анализ геоэкономической модели Азербайджана подтверждает ее принципиальное отличие от аналогичных моделей стран Центральной и Восточной Европы. Как отмечала К. Литвинова, в результате дезинтеграции СССР, ЧССР и СФРЮ на их территориях образовалось 22 новых независимых государства, причем средний темп образования новых государств в послевоенный период составляет около трех стран на год, а согласно прогнозу Международного союза географов, до 2025 г. количество стран – членов ООН может увеличиться до 300 [2]. Вместе с тем, субъективные решения, ошибки при проведении реформ также вызывали дихотомию геоэкономического выбора стран региона. В связи с этим нельзя не согласиться с высказыванием Э.П. Кочетова, что для внешнеэкономической модели важна не только степень ее адаптации, тождественности с мирохозяйственной средой и экономической инфраструктурой национальной экономики, но и соотношение с ранее действовавшей моделью [3]. Модель является типичной для государств, которые почувствовали свою «нежелательность» в объединениях экономически развитых стран. Она характеризуется сложными процессами в контексте поиска оптимальных приоритетных направлений внешнеэкономического развития. Преимущественно это − страны бывшего СССР, в частности Азербайджан. Такая «нежелательность» предопределяется социально-экономическими параметрами, условиями роста, а также значительными культурно-историческими отличиями от стран Западной Европы. По словам М.И. Бархударова, Азербайджан отличается от многих транзитивных стран своими особенностями развития [4]. На наш взгляд, концептуальной основой стратегии экономического сотрудничества Азербайджана в рамках региональных интеграционных группировок в следующем десятилетии должны стать:
− сотрудничество в энергетической отрасли (развитие единой энергетической системы, общее использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетических комплексов);
− научно-техническое и инновационное сотрудничество;
− инвестиционное сотрудничество, развитие общих производственных структур, кооперационных и технологических связей, формирование общих ПФГ;
− развитие фондовых рынков и процессов взаимоинвестирования;
− взаимное расширение рынка трудовых ресурсов;
− общее развитие регионов, представляющее интерес для обеих стран, взаимовыгодное использование общих зон хозяйственной деятельности и развитие контактных территорий.
Участие Азербайджана в ГУАМ и ЧЕС
Потенциально участие Азербайджана в ГУАМ [1] содержит немало преимуществ и моментов интереса, в которые входят следующие:
− альтернативные источники энергоресурсов и пути их транспортировки;
− общая заинтересованность в максимальном использовании преимуществ географического и геополитического положения как соединительного звена между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, в частности в создании и эффективном функционировании евразийского транспортно-коммуникационного коридора «Европа – Кавказ − Азия» и свободном передвижении по нему товаров, капиталов и трудовых ресурсов и другие.
На основе проведенного исследования процессов формирования экспортного потенциала в контексте геоэкономических реалий и глобальных коммерческих стратегий можно сделать ряд важных выводов теоретического и прикладного характера [5].
Выбор геоэкономической модели Азербайджана приходится осуществлять при условиях переориентации многих ее прежних партнеров. В этой связи следует обратить внимание на такой важный компонент геоэкономической модели Азербайджана, который составляет ее участие в Организации черноморского экономического сотрудничества (ЧЕС) – одном из субрегиональных интеграционных проектов при участии постсоветских государств. Эта организация, по своему замыслу была нацелена на многостороннее взаимодействие в торговой, инвестиционной и других сферах социально-экономического бытия. В ЧЕС входят 11 стран − Азербайджан, Албания, Болгария, Армения, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция и Украина, причем ряд стран имеют в этой организации статус наблюдателя. Так, кроме основных стран-членов этого блока с совокупным населением более чем 320 млн. человек, в качестве наблюдателей в работе ЧЕС принимают участие Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия и Тунис, а также другие страны, что увеличивает потенциал сотрудничества. Всего к деятельности ЧЕС в той или другой форме проявляют интерес около 30 государств.
Микроэкономическое взаимодействие в контексте черноморской интеграции
Реальным наполнением проекта ЧЕС является создание благоприятного режима для развития многостороннего механизма сотрудничества, постепенное внедрение институтов содействия торговле товарами и услугами, движения капиталов, рабочей силы, решение экологических проблем [6]. Согласно уставным и базовым политическим документам, проект ЧЕС представляет собой:
− региональное экономическое объединение, в которое входят страны согласно географическому принципу;
− полифункциональную структуру, цель которой состоит в содействии сотрудничеству в разных сферах экономики − торговли, движения инвестиций, банковского обслуживания и др., а также в сферах охраны окружающей среды, внешней политики, правотворчества;
− объединение как государственных, так и предпринимательских структур, институтов содействия реализации макро- и микроэкономических целей и прочее.
Содержанием микроэкономического взаимодействия в контексте черноморской интеграции являются или потенциально могут стать:
− распространение взаимной торговли, что означает увеличение объемов сбыта, дополнительный потенциал производственной специализации и наладку масштабного производства;
− формирование механизмов международной кооперации, совместного изготовления сложных, наукоемких изделий;
− реализация совместных проектов относительно технологического переоборудования традиционных устаревших производств стран-участниц;
− развитие финансовых институтов поддержки предприятий реального сектора;
− строительство и общая эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры, в частности возобновление или ввод новых направлений паромного соединения;
− сотрудничество в агропромышленной сфере, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;
− совместные проекты относительно конверсии оборонной промышленности;
− развитие современной системы телекоммуникаций и другие.
Национальные внешнеэкономические интересы
Стоит отметить, что отношения с ЧЭС и ГУАМ приобрели для Азербайджана немалое международное экономическое и геополитическое значение. В значительной мере это предопределялось природными и историко-экономическими предпосылками, географической близостью хозяйственных систем. С точки зрения национальных внешнеэкономических интересов Азербайджана участие в ЧЭС и ГУАМ целесообразно ориентировать на достижение следующих целей:
− расширение рыночного пространства, благодаря чему появятся новые возможности сбыта товаров;
− создание предпосылок более глубокой специализации производства и повышения его качества, конкурентоспособности и эффективности;
− лучшее использование возможностей сотрудничества в научно-технической сфере и на базе технологических достижений Азербайджана;
− создание общих производств из переработки аграрной продукции;
− валютно-финансовое взаимодействие, в частности в рамках Черноморского банка торговли и развития;
− дифференцированное развитие двусторонних экономических отношений с отдельными странами − членами ЧЭС и ГУАМ;
− распространение пограничной и прибрежной торговли;
− использование транзитного режима и качественное улучшение поставок энергоносителей, прежде всего в рамках ГУАМ;
− селективное участие в разработке и реализации общих проектов ЧЭС, в первую очередь в таких сферах, как экология, наука и технологии, транспортная и информационно-коммуникационная инфраструктура, туризм, здравоохранение, инвестиционная деятельность, развитие малого и среднего бизнеса и т. п.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели ряд приоритетных направлений сотрудничества в сфере взаимных контактов в рамках ЧЭС и ГУАМ, которые предусматривает широкое взаимное дополнение экономических потенциалов стран, мобилизацию финансовых, материальных и природных ресурсов, оптимизацию их использования. Реализации стратегических задач в геоэкономическом и региональном сотрудничестве осуществляется с помощью эффективных экономических инструментов как на межгосударственном, межрегиональном, муниципальном, так и базовом уровне кооперации [7].
[1] ГУАМ – союз государств, куда входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. – Прим. ред.
Источники:
2. Аббасов А.М., Кулиев Т.А. Экономика в условиях неопределенности. – Баку, 2002. − 110 с.
3. Алиев Ш.Т. Проблемы конкурентоспособности реального сектора экономики Азербайджана в условиях глобализации // Журнал «Доклады» НАНА. – 2008. − № 6. − С. 135−143.
4. Абалкин Л. Ожидание перемен и уроки истории // РЭЖ. – 2000. − № 7. − С. 59−66.
5. Друкер П. Эффективное управление. − М., 2003. − 288 с.
6. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования. − М.: Финпресс, 1998. – 456 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:08:24