Оценка развития производственной инфраструктуры московской агломерации

Гилядов Т.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Региональная производственная инфраструктура Московской агломерации является наиболее организованной и разветвленной. В статье делается попытка определить ее плюсы и минусы, которые необходимо учитывать для дальнейшего развития.

Ключевые слова: производство, инфраструктура, развитие, регион, Московская агломерация



В Московской агломерации логистические центры представлены частными предприятиями. Строительство новых логистических центров на сегодняшний день не удовлетворяет растущий спрос. Результаты исследований свидетельствуют, что предложение складских помещений в 2 000 000 м2не удовлетворяет спрос от 2 до 5 млн. м2 . Ежегодно вводится 1 млн. кв. м. Высокие цены наблюдается в радиусе от 15 до 30 км. от Москвы. Арендная плата наиболее высока для качественных помещений класса А и В и выросла за минувшие три года на 55%. Прогнозируется увеличение плотности складских помещений на Ленинградском (34%), Ярославском (12%) и Минском (9%) направлениях [6].

Логистические центры распылены территориально и практически отсутствует специализация по товарам. Арендная плата за складские помещения в Московской агломерации одна из самых высоких не только в России, но и среди европейских стран. Арендную плату определяет базовая ставка, операционные расходы, коммунальные платежи, НДС, месторасположение. Потребителями услуг логистических центров выступают торговые, промышленные, транспортные и экспедиторские компании. Программы развития логистической системы Московской агломерации должны предусматривать взаимодействие с предприятиями, которые оказывают транспортные услуги. Необходимым является укрупнение для снижения ресурсоемкости, себестоимости оказания услуг, повышения качества обслуживания. Важным является стимулирование применения новых видов машин и оборудования, механизмов чтобы логистические комплексы и узлы работали в оптимальном режиме. Целесообразным является направление финансирования на стратегическое развитие, совершенствование и создание крупных объектов инфраструктуры.

Логистический подход к развитию производственной инфраструктуры Московской агломерации

Для развития производственной инфраструктуры Московской агломерации необходимо воплощение инноваций и активизация внутренних ресурсов. По существу производственная инфраструктура взаимосвязана со всеми отраслями региональной экономики, принимает участие на всех стадиях хозяйствования. Поэтому назрела необходимость в создании новых организационно-финансовых структур управления. В многоцелевой оптимизационной модели системы все элементы взаимосвязаны и формируют синергетический эффект.

Совместные действия независимых элементов посредством использования связей увеличивают общий эффект системы. Звенья цепи управляются при помощи целенаправленного влияния. Как результат – происходит достижение цели. А именно происходит максимальное снижение расходов. Многоцелевая оптимизационная модель управления предусматривает наличие синергетического эффекта. Совместные действия независимых элементов определяют рост общего эффекта. Целенаправленное воздействия на звенья цепочки определяют достижение цели в снижении расходов.

Основой предлагаемого автором подхода к развитию региональной производственной инфраструктуры является модель, заключающаяся в логистическом подходе, который способствует выбору конкретного варианта транспортного комплекса при учете долгосрочных перспектив и особенностей. Инновационная региональная модель основывается на следующих принципах: целостность, комплексность, синергия, диверсификация, инновационное развитие. Основой для указанных принципов является согласованность действий участников региональной экономики. Это обеспечит реализацию стратегического плана по повышению уровня и качества жизни населения.

Сущность синергетического логистического подхода составляет концепция развития региональных логистических комплексов при согласованном взаимодействии по времени и в пространстве ряда объективных факторов. К таким факторам относятся рыночные, финансово-кредитные, что регулируют создание и деятельность субъектов хозяйствования, а также отношения между хозяйствующими субъектами и региональными и местными органами власти. Внимание должно уделяться созданию институциональной среды развития логистических комплексов, обеспечивающей бесперебойные и качественные услуги в позиционируемых сегментах рынка.

Коммуникационная система представлена более 200 коммерческих операторов связи. Территория Московской агломерации представляет собой зону устойчивой мобильной связи.

Объекты коммунальной инфраструктуры региона сформированы более 1500 предприятий различных форм собственности. Наблюдается процесс демонополизации отрасли, растет количество организаций частной и смешанной форм собственности.

Преимущества и ограничения

Для развития производственной инфраструктуры Московской агломерации существуют преимущества:

− выгодное географическое положение;

− высокоразвитое промышленное производство;

− близость к ключевым железнодорожному и автомобильному транспортным узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, а также наличие на территории Московской области крупных международных аэропортов;

− высокая инвестиционная активность;

− наличие квалифицированной рабочей силы;

− развитый научно-производственный комплекс;

− большой культурно-исторический потенциал.

Но при этом имеются ограничения, которые оказывают непосредственное влияние на развитие производственной инфраструктуры:

− нестабильность федерального законодательства, затрудняющая разработку среднесрочных и долгосрочных планов и программ;

− сложная демографическая ситуация,

− высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;

− высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения;

− экспансия импортных товаров на внутреннем рынке агломерации;

− высокая степень износа производственного потенциала;

− несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;

− отсутствие сырьевых источников;

− отсутствие свободных земель, пригодных для жилищного строительства, прав по распоряжению земельными участками. Земельные участки являются государственной собственностью Российской Федерации и не используются по целевому назначению;

− высокая степень дифференциации муниципальных образований Московской области по уровню экономического и социального развития.

Среди факторов, которые оказывают негативное влияние на развитие производственной инфраструктуры, выделяют:

− низкую инвестиционную привлекательность по причине длительности инвестиционного цикла и высоких рисков;

− возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне;

− возрастание различий в социальном и экономическом развитии муниципальных образований Московской агломерации. Стратегия развитие производственной инфраструктуры в регионе направлена на создание условий для формирования конкурентоспособной, динамичной и высокотехнологичной инфраструктуры. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического развития Московской агломерации и на этой основе создание условий для повышения уровня и качества жизни населения и развития инноваций.

Что должны учитывать региональные органы власти при принятии решений?

Для выполнения стратегических задач по развитию производственной инфраструктуры региона нужен механизм принятия и исполнения решений в региональных органах власти. Неотъемлемыми элементами такого механизма являются следующее.

Реализация стратегической цели и стратегических задач прямо зависит от способности органов государственной власти Московской области выстроить эффективный механизм принятия и реализации решений, направленных на достижение стратегической цели.

Основными элементами такого механизма должны стать [7]:

− формирование системы нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию стратегии;

− реализация Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области и схемы территориального планирования Московской области;

− развитие системы социального партнерства и принципов коллективно-договорного регулирования в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях;

− информационная и методическая поддержка подготовки и принятия управленческих решений;

− сочетание стратегического и оперативного планирования; совершенствование организацонно-функциональной структуры управления, ориентированной на достижение стратегической цели;

− внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;

− совершенствование программно-целевых методов планирования расходов путем представления ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности;

− проведение мониторинга контрольных показателей;

− обеспечение возможности корректировки выбранной стратегии.

Заключение

Производственная инфраструктура региона позволяет его хозяйствующим субъектам функционировать рационально и эффективно. Производственная инфраструктура участвует в формировании издержек и цены товаров основного производства. Повышение уровня инфраструктуры в регионе обеспечивает увеличение скорости прибытия в регион рабочей силы, экономического развития. Развитие инфраструктуры региона создает экономические предпосылки создания единого экономического пространства, национального хозяйства, рынка, специализации государства на производстве определенных товаров и услуг. Развитие инфраструктуры в Московской агломерации определяется необходимостью обеспечения деятельности различных отраслей и непрерывности воспроизводственного процесса.


Источники:

1. Алимов А.Х. Логистизация бизнес-процессов как фактор повышения эффективности применения вторичных ресурсов // Актуальные проблемы экономики. – Спб, 2010. − С.15.
2. Бекларян Л.А. О некоторых аспектах методики исследования региональных проблем // Корпоративный менеджмент: сетевой журн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press.shtml.
3. Городские агломерации в России // Центр стратегических разработок: сетевой журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/article.
4. Котлярова А.С. Организация логистической системы процессно-ориентированного управления транспортно-экспедиторской деятельностью // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. − 2010. − № 4. − С. 5.
5. Колесникова О.И. Концентрация концессий в отрасли продолжается // Российская газета. − 2008. − №4740. − С.4.
6. Максимова Ю.А., Моргунов В.И. Конкурентоспособность компаний в сфере транспортно-логистических услуг. − М.: Маркетинг, 2010. − 34 с.
7. Нещадин А.П. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России // Общество и экономика. − 2010. − №12. − С. 9−10.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 12:17:15