Проблемы развития пищевой промышленности России в условиях глобальной конкуренции

Васильева Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Автор выявляет внутренние и внешние проблемы развития пищевой промышленности в условиях глобализации. Внешними угрозами являются углубление международной интеграции, дефицит отечественного сельскохозяйственного сырья и ограниченный рост платежеспособного спроса.

Ключевые слова: пищевая промышленность, глобализация, продовольственная безопасность, импорт



На протяжении последних лет российская пищевая промышленность демонстрирует устойчивый рост, обгоняя по показателям большинство отраслей российской экономики [2]. Тем не менее, в отрасли существует ряд нерешенных проблем, ограничивающих развитие предприятий и повышение их конкурентоспособности. Недоиспользование производственных мощностей, значительный износ основных производственных фондов, низкая производительность труда увеличивают затраты на 1 руб. товарной продукции и обусловливают снижение эффективности производства. В результате, удельный вес убыточных предприятий в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак, увеличился с 19,2% в 1995 г. до 24,6% в 2009 г. [2]. Соответственно рентабельность проданных пищевых продуктов уменьшилась с 16,3% в 1995 г. до 12,1% в 2009 г. Низкий уровень рентабельности, ограниченная масса прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, инфляционное обесценивание амортизационных средств негативно отразились на воспроизводственном процессе предприятий пищевой промышленности. Кроме того, снижение доступности кредитных ресурсов на фоне сокращения собственных финансовых средств приводят к снижению возможностей инновационного развития предприятий отрасли.

Внутренние проблемы функционирования предприятий пищевой промышленности во многом усугубляются внешними факторами. По нашему мнению, сейчас предприятия пищевой промышленности функционируют в сложных экономических условиях, когда факторы внешнего окружения отрасли предоставляют больше угроз, чем благоприятных возможностей. Тяжелая ситуация в сельском хозяйстве, дефицит отечественного оборудования для перерабатывающих предприятий, а также недостаточные темпы восстановления платежеспособного спроса населения являются серьезными ограничениями развития предприятий и роста их конкурентоспособности. Но определяющим внешним фактором развития пищевых предприятий выступает глобализация, которая существенным образом меняет положение отечественных предприятий.

Производство большинства индустриальных стран (отдельные предприятия и отрасли промышленности) гораздо медленнее торговли и финансов адаптируется к открытию рынков. Это связано главным образом с более высокой стоимостью основных производственных фондов предприятий, относительной длительностью разработки, проектирования и внедрения новых технологических комплексов. Поэтому сформировавшаяся в условиях относительно замкнутой экономики индустрия не может быстро и без потерь интегрироваться в глобальный рынок. Она должна перестроиться и технологически, и корпоративно, достигнув масштабов, соответствующих открытому рынку.

Экспорт и импорт продуктов питания

Результатом вступления России в ВТО является то, что функционирование предприятий пищевой промышленности будет напрямую определяться тенденциями развития мировой продовольственной системы. Место России на мировом продовольственном рынке в настоящее время определяется тем, что Россия, крупнейшая аграрно-индустриальная страна, является импортером многих стратегически значимых видов продовольствия. Если по доле экспорта Россия занимает 26 место в мире, то по доле импорта входит в 15 стран − крупнейших импортеров продуктов питания. В целом данные о внешней торговле России продовольствием свидетельствуют о трехкратном превышении импорта над экспортом в 2010 году (см. табл.), в то время как совокупный экспорт превышал импорт в 2,3 раза [1]. Из экспортера многих базовых сырьевых продовольственных товаров Россия превратилась в нетто-импортера. Общий рост экспорта России в 1995−2010 гг. связан в значительной мере с ростом производства зерна и зернопродуктов, наращиванием объемов вывоза рыбы, алкогольных напитков и растительного масла.

Таблица

Динамика экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России в 1995−2010 гг.

Image 1

Основными партнерами России в международной торговле являются Казахстан, Украина, Азербайджан, Египет, Грузия (5 важнейших импортеров российского продовольствия), Бразилия, Украина, Германия, США, Польша. (5 важнейших экспортеров продовольствия в Россию).

Массированный импорт сельскохозяйственной продукции ведет к разрушению целых отраслей производства. Так, в несколько раз сократилось поголовье овец, свиней, значительно упала численность поголовья крупного рогатого скота, соответственно выведена из эксплуатации их материально-техническая база. Снизилась продуктивность скота и птицы. Для восстановления прежнего потенциала по нашим расчетам требуется не менее 7−10 лет при благоприятных условиях и огромных капиталовложениях.

Кроме того, высокий удельный вес импортных сырьевых продовольственных товаров коренным образом трансформирует цепочку создания ценности во многих отраслях пищевой промышленности. В основе обеспечения продовольственной безопасности любой страны лежит организация всего продовольственного комплекса – от выращивания растений и животных до обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции. С экономической точки зрения возрастающая зависимость отечественного производства от иностранных партнеров означает, что значительная часть стоимости конечной продукции формируется не внутри страны, а за ее пределами, что означает снижение не только продовольственной, но и экономической безопасности.

Трансформация цепочки создания ценности

Хотя Россия является активным участником мирового рынка продовольствия, ее взаимосвязь с другими странами мира в рамках продовольственной системы определяется не только развитием внешней торговли. В настоящее время сложились следующие направления взаимодействия российских пищевых предприятий с зарубежными партнерами:

− прямые инвестиции продовольственных ТНК в Россию;

− использование зарубежными фирмами ресурсных конкурентных преимуществ России (в первую очередь, трудового и земельного потенциалов) в наиболее благоприятных агроклиматических зонах;

− поставки в Россию оборудования для пищевой промышленности;

− поставки ресурсных товаров (семена, химикаты);

− размещение в России объектов по производству высокодоходных унифицированных готовых продуктов и напитков (часто наносящих вред окружающей среде, например, предприятий табачной промышленности);

− производство на базе российских предприятий продукции, адаптированной по вкусовым качествам к традициям местного потребителя, но по технологии ТНК;

− покупка зарубежными фирмами акций российских пищевых предприятий.

Таким образом, в процессе создания стоимости пищевой продукции сразу несколько звеньев цепочки ценности могут зависеть от конъюнктуры мировых товарных рынков и рынков факторов производства. За период 1990−2010 гг. произошла трансформация цепочки создания ценности во многих ключевых отраслях пищевой промышленности. Такие отрасли пищевой промышленности, как мясная, молочная, сахарная напрямую зависят от поставок импортного сырья. Кроме того, практически во всех отраслях пищевой промышленности применяется преимущественно импортная техника и технология (российское производство оборудования не покрывает нужд отрасли и иногда не соответствует современным прогрессивным требованиям). Рост цен на мировом продовольственном рынке также значительно трансформирует цепочку создания ценности, поскольку мировые цены на сельскохозяйственное сырье растут быстрее, чем заработная плата и прочие расходы в стране.

Заключение

Таким образом, интеграция российской экономики в мировую влечет за собой значительные изменения условий ведения бизнеса для отечественных предприятий пищевой промышленности. Пищевую промышленность, наряду с сельским хозяйством, мы относим к группе отраслей, для которых глобализация представляет больше угроз, чем благоприятных возможностей. Предприятиям, безусловно, следует ожидать сокращения внутренних рынков и ориентироваться на завоевание конкурентных позиций на глобальном рынке. Вследствие этого предприятия отрасли должны осуществить качественный скачок в сфере возросших требований к эффективности и конкурентоспособности, адаптироваться к уже произошедшим качественным изменениям во внешней среде и учиться действовать на международном рынке, по крайней мере — соответствовать условиям конкуренции, которые создает глобальный рынок.


Источники:

1. Бурдуков П.Т., Саетгалиев Р.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. – М., 1999.
2. Российский статистический ежегодник 2010: Стат.сб. / Росстат. − М., 2010. − 813 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:11:35