Инвестиции в охрану окружающей среды как необходимое условие улучшения качества природной среды и экологических условий жизни человека

Петко О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Петко О.В. Инвестиции в охрану окружающей среды как необходимое условие улучшения качества природной среды и экологических условий жизни человека // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 7. – С. 10-14.

Аннотация:
В статье дается экономическая оценка природоохранной деятельности в России, анализируются основные источники финансирования инвестиций в охрану окружающей среды, обосновывается необходимость усиления роли государства в этой сфере.

Ключевые слова: инвестиции, источники финансирования, охрана окружающей среды



Наиболее актуальная проблема, стоящая перед современным человеком, это сохранение и защита природной окружающей среды. Современный человек оказывает серьезное пагубное воздействие на окружающую среду и тем самым снижает как экономический потенциал отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Поэтому приоритетной задачей для создания условий долгосрочного социально-экономического развития России является улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека.

Развитие промышленного производства, транспорта, аграрной революции в сельском хозяйстве, вызванного стремительным научно-техническим прогрессом человечества, оказало пагубное воздействие на природу и привело к существенным изменениям круговорота углерода, азота, минеральных веществ, воды, кислорода в биосфере Земли, опустыниванию, загрязнению атмосферы и почвенной эрозии.

По данным служб мониторинга природной среды Росгидромета, только в 2010 году зафиксировано 126 случаев экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха (10 ПДК и более), из них 14 случаев аварийного загрязнения; 2482 случая экстремально высокого и высокого загрязнения водных объектов; отмечено 35 случаев аварийного загрязнения водных объектов и 5 случаев аварийного загрязнения почв [3]. В критическом и около критическом состоянии оказались около 15% территории России, более 56% городского населения страны проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Качеством питьевой воды не довольно более 40% населения России − страны, которая всегда славилась огромным количеством источников с чистой питьевой водой [1]. Таким образом, анализ состояния окружающей природной среды Российской Федерации показывает необходимость усиления внимания природоохранной деятельности.

Необходимость привлечения инвестиций в охрану окружающей среды

Основными источниками загрязнения почвы, воды, атмосферы выступают процессы жизнедеятельности современного человека, а также процессы, обеспечивающие высокий уровень жизни урбанизированного общества. Устранить их достаточно сложно: вряд ли общество будет добровольно отказываться от результатов научно-технического прогресса и ускорения темпов экономического развития. Единственная возможность попытаться улучшить ситуацию с качеством природной среды – это усилить работу по контролю над деятельностью промышленных предприятий, внедрять новые технологии контроля, повышать качество работы очистных сооружений, при создании новых производств поощрять наиболее экологичные предприятия.

До сих пор работа по внедрению экологически чистых производств остается на крайне низком уровне. Так, в 2009 году предприятиями России на природоохранное строительство было выделено только 81,9 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что на 25,7% ниже уровня 2008 кризисного года. Доля инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в общем объеме инвестиций в 2009 году составила 1,4%, что не превышает показателей 2000 года (2,1%), 2005 года (2,0%), 2008 года (1,5%) [2]. В настоящее время большинство российских предприятий инвестируют в охрану окружающей среды по остаточному принципу и объемы денежных средств, направляемых в эту сферу, существенно отличаются от аналогичных показателей развитых стран, и не превышают 0,5−1,5% от ВВП страны. Для сравнения: масштабы природоохранные капиталовложений в зарубежные странах достигают 3−6% ВВП [5]. Поэтому на сегодняшний день актуальным является вопрос о привлечении инвестиций в охрану окружающей среды.

Для достижения приемлемого уровня качества окружающей среды хозяйствующему субъекту необходимо изменить структуру инвестиций путем увеличения инвестиции в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды.

Государственная экологическая политика

В конце XX века в России было бюджетное финансирование охраны окружающей среды. В настоящее время традиционные бюджетные источники резко снизились. Государственное финансирование направлено в основном на реализацию целевых программ, на ликвидацию последствий экологических аварий и катастроф. В составе источников инвестиций за годы реформирования наметилась устойчивая тенденция к децентрализации инвестиционного процесса. Удельный вес инвестиций на охрану окружающей среды, финансируемых из федерального бюджета уменьшается. Большая часть инвестиций финансируется за счет собственных средств предприятий и организаций, который является на сегодняшний день основным источником финансирования инвестиций на охрану окружающей среды. В 2009 году доля инвестиций из собственных средств предприятий и организаций составила 75,5%, тогда как в 2005 году их доля была 75,9%, а в 2008 году 68,0%. Также уменьшалась доля и бюджетных средств, направленных на охрану окружающей среды. Так доля инвестиций в общем объеме средств, направленных на защиту окружающей среды в 2009 году, составила 23,2%, и уменьшилась по отношению к 2008 году на 6,1%. Доля средств экологических фондов остается незначительной и составляет лишь 0,1% в объеме инвестиций на охрану окружающей среды и имеет тенденцию к уменьшению [2]. Данное соотношение вызвано тем, что для предприятий-природопользователей охрана окружающей среды не является приоритетным направлением инвестирования. Более того, не многие хозяйствующие субъекты могут позволить себе оплачивать экологические мероприятия. Одним из возможных решений проблемы недостаточности инвестиций в природоохрану может стать внедрение новой экологической политики на уровне государства, которая будет включать в себя как систему экологического страхования, так и нормы государственного поощрения экологически чистых производств.

Такая система позволит увеличить ответственность российского общества по соблюдению экологических норм, перераспределить инвестиционные потоки и направить их на нужды природоохраны. Основным препятствием для создания такой системы является неразвитость законодательной базы в области экологических норм, недостаточная развитость рынка экологического страхования; незначительный спрос на экологическое страхование, ложное представление общества о том, что инвестиции в охрану окружающей среды экономически невыгодны предприятиям-природопользователям.

Что должно лежать в основе новой экологической политики России?

Новая экологическая политика России должна основываться:

− на обязательном страховании опасных и вредных производств (существует уже сейчас);

− страховании производств,отходы от продукции которых требуют утилизации (к примеру, производство воды в пластиковых бутылках), сельско-хозяйственной деятельности, имеющей промышленные объемы производства, и т.п.;

− использовании в рамках утвержденной государственной экологической программы средств фонда экологического страхования;

− создании государственного института по надзору за экологией и регулирования им деятельности предприятий и организации в части воздействия их деятельности на экологию;

− законодательной базе, включающей в себя обязанность предприятий-природопользователей страховать прямой и косвенный вред, наносимый окружающей среде, усиленные административные санкции за нарушения экологических норм;

− системы поощрений экологически чистых производств, снижения для них налоговой нагрузки, упрощения системы получения ими субсидий и займов;

− повышения конкуренции в части развития экологически чистых производств путем учреждения ежегодной премии за вклад в экологию России.

Сегодня именно такая политика по перераспределению финансовой нагрузки с предприятий-природопользователей является единственно возможной для восполнения недостающих инвестиционных ресурсов для финансирования мероприятий по охране окружающей среды. Именно государство должно закрепить обязанность предприятий-природопользователей страховать вред, наносимый ими окружающей среде, и выступить в качестве регулятора рынка экологического страхования.


Источники:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года., утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006/pdt.
2. Статистический сборник «Охрана окружающей среды в России», 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.gks.ru.
3. Бюллетень «Основные показатели охраны окружающей среды − 2011». – Режим доступа: http://www.gks.ru.
4. Российский статистический ежегодник, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.gks.ru.
5. Татаренко В.И., Синдеева К.А. Сравнительный анализ механизмов привлечения инвестиций // Вестник УГТУ-УПИ, серия «Экономика и управление». – 2007. − № 6. − 54−60 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:59:01