Основные элементы инновационной стратегии США

Заварухин В.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (34), Октябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Продолжение. Начало в №№ 7, 8/2002). Инновационная способность играет доминирующую, а возможно и решающую, роль в определении круга наиболее удачливых участников международной конкуренции. Для компаний инновации создают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях. Способность эффективно использовать инновации является для государств важнейшим инструментом достижения национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение и защита окружающей среды), повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций, а также ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни граждан.

Ключевые слова: США, инновационная стратегия, международная конкуренция



Инновационная способность играет доминирующую, а возможно и решающую, роль в определении круга наиболее удачливых участников международной конкуренции. Для компаний инновации создают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях. Способность эффективно использовать инновации является для государств важнейшим инструментом достижения национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение и защита окружающей среды), повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций, а также ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни граждан.

Ключевую роль в экономическом развитии США играют достижения науки и технологий, их генерирует самый большой в мире научно-технологический потенциал. Несмотря на то, что в середине 90-х гг. в структуре ВВП США на долю промышленности приходилось 26% (в том числе обрабатывающей ‑ всего 18% ВВП) [1], США значительно опережали другие страны как по масштабам НИОКР, так и по объему промышленного производства высокотехнологичной продукции. США прочно удерживают за собой лидерство по общему объему международной передачи технологий, а также по экспорту “ноу-хау” XXI века. В 1997 г., по данным Национального научного фонда США [2], доля Соединенных Штатов в общемировом экспорте высокотехнологичной продукции составляла 18,1%, Японии – 9,1%, Германии –6,7%, Южной Кореи – 5,36%, Тайваня – 3,72%. США лидируют по количеству патентов в мире – самому признанному показателю измерения инновационной активности.

Испытав в 1957 г. шок, вызванный запуском СССР первого в мире спутника, США не жалели во все последующие годы средств, чтобы не проиграть в глобальной гонке за лидерство. Каждое десятилетие расходы США на НИОКР удваиваются. Конечно, немалая часть их была связана с гонкой вооружений, но в целом доля невоенных научных исследований постоянно росла и к концу 1990-х гг. составила около 50% всех федеральных расходов на НИОКР.

В 1998-2000 гг. американские расходы на НИОКР составили 227-264 млрд. долл. Около 2/3 этих затрат осуществляют частные корпорации, активно финансирующие не только прикладные разработки, но и фундаментальные исследования. Большая продолжительность периода, в течение которого нарастающие вложения в сферу науки и технологий США осуществляли государство и частный сектор, обеспечило сбалансированность всех звеньев национальной инновационной системы, их восприимчивость к новым импульсам спроса и предложения.

К концу ХХ столетия США сформировали мощную материальную базу развития науки, в то время как другие развитые страны еще продолжают ее создавать. США также обладают особым преимуществом в области науки и техники, не поддающимся выражению в ценностном измерении, однако имеющим существенное значение. Речь идет о накопленном опыте организации и управления крупномасштабными проектами и доведении научных результатов до коммерческого применения – освоения рынком. Именно благодаря эффективному прикладному использованию достижений науки и техники в самых различных областях стал возможен рост конкурентоспособности американского бизнеса.

Однако даже США, имеющие колоссальный бюджет в сфере исследований и разработок, уже не могут единолично удерживать первенство по всем направлениям развития науки, техники и производства. Они активно вовлекают другие страны в научно-техническое и инновационно-промышленное сотрудничество. США являются также главным потребителем мировой наукоемкой продукции. Высокий уровень научно-технологического потенциала Соединенных Штатов всегда привлекал иностранные фирмы, которые охотно завязывали деловые связи с американскими университетами и федеральными лабораториями, в частности с национальными институтами здравоохранения. Только в период 1987-1990 гг. затраты на исследования, проводимые в США иностранными дочерними компаниями, возросли примерно на 75%, достигнув 11,3 млрд. долл. США активно используют современные процессы глобализации для укрепления своих конкурентных преимуществ в инновационноемких секторах: высокотехнологичные услуги; производство продукции на основе использования высоких технологий и лицензирование прав на интеллектуальную собственность.

Таким образом, именно эффективная политика американского государства стала важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности страны, отраслей хозяйства и отдельных фирм как на мировом, так и на национальном рынках.

Факторы и элементы стратегии США в сфере науки и инноваций.

Сопоставление экономических показателей, характеризующих уровень развития США и их основных конкурентов из числа развитых стран в конце 90-х гг. XX века, достаточно явно отражает американское лидерство в экономике, науке и технологиях. Однако сегодня, в отличие от середины прошлого века, речь может идти только о лидерстве, а не о подавляющем превосходстве, которое американский капитализм демонстрировал в то время. Если в конце второй мировой войны доля США в мировом ВВП составляла более 40% и эта страна была безусловным мировым промышленным и технологическим лидером, то в конце XX века удельный вес США в мировом ВВП сократился до 21-23%, достигнув в абсолютном размере к 2000 г. более 9 трлн. долл.

В 1970-х и 1980-х годах в условиях усиления глобальной конкуренции в США – лидере мировой экономики послевоенного времени ‑ возникли тенденции замедления экономического роста вследствие снижения конкурентоспособности американской промышленности на мировых рынках, главным образом на рынках высокотехнологичной продукции ключевых промышленных отраслей Америки, начиная от металлургии и автомобилей и заканчивая электронными устройствами и полупроводниками. Тревогу в американском обществе вызывал быстро растущий дефицит торгового баланса. Ослабление позиций США на мировых рынках было во многом обусловлено укреплением экономических позиций основных стран – конкурентов США, которые стали использовать более эффективные экономические модели, во многом отличные от применявшихся в США и обусловленных традиционным американским подходом, основанном на децентрализации и саморазвитии. Главной отличительной чертой экономических моделей, использовавшихся, в частности, в Японии, было усиление кооперационных связей государства и промышленности для поддержки развития ключевых секторов экономики.

В 1980-90-е гг. основное давление на научно-технический и промышленный потенциал США оказывали мировые конкуренты: Япония, страны Западной Европы и новые “технологические лидеры” из стран Юго-Восточной Азии, а со второй половины 90-х гг. Китай, превратившийся в результате бурного хозяйственного развития в одного из лидеров мировой экономики. Однако частичное ослабление позиций США, которое выразилось в изменении в конце XX века доли страны в мировом производстве, явилось, главным образом, следствием повышения удельного веса производства других развитых стран, в первую очередь – государств Западной Европы и Японии. Этому в немалой степени способствовали современные процессы глобализации мировой экономики, усиливающие интеграцию развитых стран, предоставляя им больше возможностей для стабильного экономического роста. В этой ситуации США, оставаясь лидером среди сильных партнеров, получают дополнительные конкурентные преимущества как перспективный центр мирового развития, притягивающий экономические и научно-технологические ресурсы со всего мира.

Анализ технологической конкурентоспособности промышленно развитых стран показывает, что страны Западной Европы и Япония более активно, чем США, реагируют на новые глобальные экономические условия. В США значительные средства, особенно в период “холодной войны” расходовались на военные цели. В это же время другие страны концентрировали свои усилия на гражданских НИОКР.

Сегодня на долю США приходится приблизительно 43% расходов на НИОКР среди всех промышленно развитых стран. В 1997 г. США расходовали на НИОКР примерно столько же, сколько все остальные страны “семерки” вместе взятые (Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания). Однако в области гражданских НИОКР указанные шесть стран вместе взятые тратили на 17% больше средств, чем США [3].

Несмотря на большие объемы совокупных федеральных вложений в НИОКР (с 1994 г. по 1998 г. темпы роста составили здесь 5,8% в год), США по отдельным научно-технологическим направлениям тратят столько же или даже меньше, чем другие промышленно развитые страны, а также отстают от них по некоторым другим характеристикам научно-технологического потенциала. Вообще, уровень расходов Соединенных Штатов на НИОКР в ВВП (2,67% в 1998 г.) остается ниже уровня начала 90-х гг., в 1991 году он, например, составлял 2,72%. С 1957 г. наибольшая доля национальных расходов на НИОКР в ВВП отмечалась в 1964 г. (2,88%), а наименьшая ‑ в 1978 г. (2,13%). При этом США среди стран-членов ОЭСР по этому показателю занимали в 1995-1997 гг. лишь шестое место после Швеции (3,9%), Японии и Южной Кореи (2,9%), Финляндии (2,8%) и Швейцарии (2,7%) [4].

Американские эксперты признают, что многие исследовательские лаборатории и университеты в США, проводящие долгосрочные НИОКР, в послевоенный период представляли значительный научный ресурс для всего мира.

Компании многих стран использовали или получали лицензии на результаты этих долгосрочных исследований. В некотором смысле конкуренты получали преимущества от исследований, проводящихся в США. Например, автомобилестроители Германии и Японии зачастую раньше американских фирм-гигантов применяли результаты исследований Мичиганского университета [5]. В этой связи в различных общественных кругах США в разное время высказывалось мнение, что иностранным компаниям должен быть запрещен доступ в американские университеты. Пагубность такого подхода была критически оценена ведущими представителями промышленных кругов, утверждавших, что он приведет к отрыву академической общины от мировой науки и снижению уровня проводящихся исследований.

В США сегодня применяется норма, принятая при сотрудничестве американских университетов с зарубежными фирмами: первоочередное право на результаты осуществляемых в стране исследовательских работ получает американская сторона. Вообще говоря, проведение НИОКР в США оказалось не только мощным фактором внутреннего экономического роста, но и показателем особого стимулирующего эффекта для развития других стран-партнеров США по экономическому сотрудничеству.

Среди факторов мирового экономического лидерства США ключевую роль также играет уровень образования и НТП, соответствующий требованиям конца XX века. Система американских университетов обеспечивает подготовку не только американских специалистов в научно-технологической сфере, но и значительную долю иностранных ученых и инженеров.

В 1991 г. иностранные студенты получили более 25% всех докторских степеней США в области естественных наук, более 40% ‑ в области математики и компьютерных наук и более 45% ‑ в области инженерных наук. Угрозой научно-технологическому лидерству США является тот факт, что в последние годы большая часть студентов, получающих образование в США, уезжает в свои родные страны, создавая тем самым предпосылки для возможного ослабления международной конкурентоспособности Соединенных Штатов в будущем.


Источники:

1. Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. - М.: 1997. - С. 273.
2. National Science Board, Science &Engineering Indicators – 2000. NSF, 2000
3. Organization for Economic Co-operation and Development, Main Science and Technology Indicators data base (Paris, May 2000)
4. National Science Board, Science &Engineering Indicators – 2000. Arlington, VA: National Science Foundation, 2000
5. Endless Frontier, Limited Resources. U.S. Policy for Competitiveness. 1996.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 20:01:56