Подготовка кадров для научно-производственного комплекса Санкт-Петербурга

Максимов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются направления деятельности по развитию кадрового потенциала Санкт-Петербурга. Анализируются изменения в системе образования, направленные на инновационное развитие отечественного производства, пути совершенствования материальной и социальной инфраструктуры профобразования, меры по креплению научного имиджа города и т.д.

Ключевые слова: инновационное развитие, профессиональное образование, Санкт-Петербург, рабочие места, научно-производственный комплекс, кадровое обеспечение, современные образовательные технологии



Выбор инновационной стратегии развития страны, направленность на модернизацию на инновационной основе обуславливают необходимость выработки и реализации адекватной политики в области профессионального образования, решающего важнейшую задачу кадрового обеспечения проводимых преобразований.

Особое значение для Санкт-Петербурга приобретает развитие промышленного комплекса, по сути своей – научно-производственного. В разработанной недавно Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга обоснованно доказывается, что основное значение для реализации этой Концепции приобретает ресурсное обеспечение, в первую очередь, кадровое. Очевидно, что увеличение в два раза объемов выпуска конкурентоспособной продукции в 2020 г., по сравнению с 2010 г., (по инновационному сценарию развития промышленности) может быть реализовано только при наличии высококвалифицированных кадров, соответствующих современным инновационным потребностям рынка труда.

Среднесписочная численность работников промышленного комплекса Санкт-Петербурга к концу 2020 г., по сравнению с 2010 г., снизится ориентировочно на 20−30%, и составит примерно 320−260 тыс. человек, что должно быть компенсировано развитием их профессионального мастерства, позволяющего повысить производительность труда на каждой стадии технологических процессов.

Создание новых, в том числе инновационных рабочих мест, обеспечение занятости экономически активного населения, развитие трудовой мобильности высвобождаемых работников промышленного комплекса Санкт-Петербурга, улучшение условий труда и повышение социального обеспечения работающих – все это должно повысить привлекательность основных отраслей и обеспечить приток молодых специалистов. Реализация выбранной Санкт-Петербургом стратегии модернизации системы профессионального образования осуществляется по нескольким направлениям:

1) институциональные изменения в системе профессионального образования, направленные на формирование сети образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, соответствующих потребностям современной экономики;

2) обеспечение инновационного характера профессионального образования на основе внедрения современных образовательных технологий;

3) развитие инфраструктуры системы профессионального образования, ее кадрового потенциала, материально-технической и социальной базы;

4) инвестирование в развитие системы профессионального образования, концентрация ресурсов на решении наиболее важных задач, определяющих возможности и перспективы всей системы;

5) развитие информационного обеспечения происходящих в системе профессионального образования процессов, расширение возможностей выбора профессии, специальности, образовательного учреждения и, в конечном итоге, сферы дальнейшей деятельности на основе объективной информации о содержании и качестве предоставляемых образовательных услуг.

Система профессионального образования Санкт-Петербурга

Институциональные изменения в системе профессионального образования затрагивают не только его структуру, но обеспечивают повышение эффективности реализации его потенциала. В настоящее время система профессионального образования Санкт-Петербурга представлена образовательными организациями разных форм собственности и разного ведомственного подчинения трех уровней профессионального образования: высшего, среднего и начального, а также научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования. Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга решают задачи подготовки кадров для отраслей экономики, социальной и культурной сфер Санкт-Петербурга, а также общероссийские государственные задачи кадрового обеспечения отраслей экономики практически всех регионов России. Система среднего профессионального образования Санкт-Петербурга работает преимущественно, а начального профессионального образования – исключительно на региональный рынок труда.

Система профессионального образования Санкт-Петербурга обеспечивает обучение и социализацию более 500 тысяч студентов, и является одной из крупнейших социально-экономических отраслей города с 80 тысячами занятых и общим объемом финансирования более 50 млрд руб. в год.

В городе на конец 2011 г. действовали 62 образовательных учреждения федерального подчинения, в том числе 50 высших учебных заведений и 12 колледжей и техникумов, включая учреждения двух академий наук (Российской академии наук и Российской академии художеств).

В Санкт-Петербурге совместно с Министерством образования и науки РФ, другими федеральными органами, имеющими образовательные учреждения, реализуется политика вертикальной и горизонтальной интеграции образовательных учреждений разного уровня профессионального образования. В ее рамках формируются вертикально интегрированные университетские комплексы, включающие подразделения, реализующие программы среднего профессионального образования. По этому же принципу проводится последовательная политика укрупнения средних специальных учебных заведений, обеспечивающая создание горизонтально интегрированных комплексов, объединяющих учебные заведения одного или близких профилей подготовки, включая подготовку рабочих кадров.

Такая интеграция образовательных учреждений позволяет не только более эффективно использовать имеющуюся материально-техническую базу, учебно-методический и научно-педагогический потенциал, сократить управленческие расходы, но и поднять качество подготовки специалистов за счет привлечения в учебный процесс при обучении по программам среднего профессионального образования преподавателей вузов и использования вузовского учебно-лабораторного оборудования.

Изменение облика образовательных учреждений

Решение задачи перехода на иное качество подготовки специалиста, прежде всего, связано с использованием инновационных образовательных программ на основе приоритетного национального проекта «Образование». Именно инновационные университеты, колледжи и училища, разработавшие и реализовавшие в его рамках свои образовательные программы, становятся сегодня лидерами профессионального образования, в первую очередь, с точки зрения качества подготовки специалистов и наряду с национальными исследовательскими университетами определяют направление развития всей системы в качестве ее «точек роста».

Важным результатом этой работы стало создание на базе целого ряда инновационных колледжей и образовательных учреждений начального профессионального образования ресурсных центров разного профиля. Изменившийся облик образовательных учреждений, установленное в них современное учебно-лабораторное оборудование позволяет повысить их престиж и привлекательность не только для студентов и учащихся, но и для работодателей, которые получили возможность для организации повышения квалификации работников предприятий с использованием инновационной материально-технической базы образовательных учреждений.

Так, на базе автотранспортного и электромеханического колледжей создан ресурсный центр «Энергосбережение и экология», в настоящее время идет формирование ресурсного центра автомобильной промышленности, на базе колледжа управления и коммерции создан ресурсный центр микроэлектроники, на базе медико-технического колледжа – ресурсный центр медицинской оптики, а на базе колледжа строительной индустрии и городского хозяйства – Строительный технопарк. Ресурсные центры создаются и в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования − победителях приоритетного национального проекта «Образование». Например, судостроительный профессиональный лицей № 25 является ресурсным центром по подготовке кадров для судостроительной промышленности города, а в профессиональном лицее № 130 им. В. Широкова, открыт учебно-производственный центр «Электроника».

Развитие вузовской и межвузовской социальной инфраструктуры

Успешность модернизации системы профессионального образования невозможна без качественных изменений всей его инфраструктуры: переоснащения материально-технической базы, в том числе социальной инфраструктуры, развития кадрового потенциала. Развитие материально-технической базы системы профессионального образования Санкт-Петербурга осуществляется по нескольким направлениям:

− содействие реализации инвестиционных проектов федеральных образовательных учреждений;

− ремонт и новое строительство зданий городских образовательных учреждений профессионального образования;

− развитие социальной инфраструктуры системы профессионального образования, в том числе реконструкция и новое строительство межвузовских объектов (в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга).

Вопросам развития вузовской и межвузовской социальной инфраструктуры, в первую очередь, строительству и реконструкции студенческих общежитий уделяется особое внимание. Вузы Санкт-Петербурга и целый ряд колледжей обеспечивают подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием не только для Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, но и для других регионов России. В Санкт-Петербурге учится также более 14 тыс. иностранных граждан: студентов, аспирантов, докторантов, стажеров. Доля иногородних студентов, принятых на первый курс, увеличилась с 30% в 1999 г. до 52% в 2009 г. и 65% в 2011 г., что резко обострило проблему дефицита мест в общежитиях. Для многих вузов Санкт-Петербурга она стала серьезным фактором, сдерживающим возможности приема, отбора студентов. Ожидания улучшения ситуации в этом отношении связаны с возобновлением Минобрнауки РФ реализации проекта строительства новых жилых корпусов в Межвузовском студенческом городке в Санкт-Петербурге (МСГ).

Деятельность по укреплению кадрового потенциала

Другое важное направление развития системы профессионального образования − укрепление ее кадрового потенциала, улучшение системы социальной защиты работников и обучающихся. Эта работа ведется по следующим направлениям:

− развитие системы морального и материального стимулирования преподавательского состава, проведение конкурсов профессионального мастерства («Преподаватель года» и др.);

− перевод городских образовательных учреждений профессионального образования на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат и повышение уровня оплаты труда работников образования;

− принятие дополнительных мер по обеспечению социальной защищенности различных категорий работников и обучающихся (дополнительные выплаты молодым преподавателям, городская программа улучшения жилищных условий работникам бюджетной сферы, льготный проезд на городском и пригородном железнодорожном транспорте, льготы на питание определенным категориям обучающихся, выплаты студенческим семьям и др.).

Решается и другая серьезная задача развития кадрового потенциала − обеспечение воспроизводства кадров системы профессионального образования в условиях быстрого старения профессорско-преподавательского состава и научного персонала и сложной демографической ситуации. На решение этой задачи направлена сформированная в Санкт-Петербурге система отбора и поддержки профессионально ориентированной молодежи, включающая различные формы работы со всеми ее категориями от учащихся старших классов до молодых ученых:

− проведение олимпиад школьников и студентов, творческих конкурсов и др.;

− грантовая поддержка студентов (размер каждого гранта 20 тыс. руб.), аспирантов (50 тыс. рублей), молодых ученых (100 тыс. рублей), молодых кандидатов наук (150 тыс. руб.);

− стипендии Правительства Санкт-Петербурга лучшим студентам вузов (размер стипендии − 1500 руб. в месяц) и средних специальных учебных заведений (750 руб. в месяц) и специальные стипендии в области информационных технологий (4000 руб. в месяц), премии за выполнение дипломных проектов по заказу исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (8000 руб.) и др.;

− конкурсы «Студент года» в системах высшего и среднего профессионального образования;

− премии за выдающиеся научные результаты в области науки и техники и достижения в области высшего и среднего профессионального образования для молодых ученых (300 тыс. руб.);

− специальные стипендии для студентов-победителей международных всероссийских и зарубежных олимпиад по программированию, физике и математике, принятых на обучение в вузы Санкт-Петербурга (170 стипендий по 5 тыс. руб. в месяц);

− содействие деятельности Совета молодых ученых и специалистов и Студенческого совета Санкт-Петербурга.

В результате проводимой в данном направлении работы постепенно улучшается возрастная структура научно-педагогических кадров системы профессионального образования.

Меры по укреплению научного имиджа Санкт-Петербурга

Важным приоритетом развития системы профессионального образования Санкт-Петербурга и одновременно индикатором ее состояния является повышение конкурентоспособности на общероссийском и международном рынке образовательных услуг, развитие кооперации с российскими и зарубежными учебными заведениями и международными организациями, других форм межрегиональных и международных связей. С целью развития и укрепления имиджа Санкт-Петербурга как крупнейшего образовательного центра, города науки и высоких технологий ежегодно проводятся крупные международные мероприятия. Так, на протяжении ряда лет Правительство города совместно с Санкт-Петербургским научным центром РАН проводит Санкт-Петербургский научный форум – встречу нобелевских лауреатов с участием представителей научной элиты петербургских, российских и зарубежных университетов и научных институтов, на которых обсуждаются актуальные проблемы развития науки и высшего образования. Стало традиционным проведение за счет средств городского бюджета Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке». Вопросы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием поднимаются на таких крупных мероприятиях, как Петербургский Международный инновационный форум. Кроме этого, ежегодно проводятся различные международные и общероссийские конференции и конгрессы, значительная часть которых софинансируется за счет бюджета Санкт-Петербурга. Результаты международного сотрудничества выражаются в создании программ «двойных дипломов», совместных программ послевузовского обучения.

Целевая подготовка специалистов и трудоустройство выпускников

Правительством Санкт-Петербурга совместно с советами ректоров вузов Санкт-Петербурга и директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга проводится большая работа, направленная на обеспечение трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования и опережающее переобучение граждан, уволенных по сокращению штатов, находящихся под угрозой увольнения или работающих в режиме неполной занятости. Так, проводится мониторинг трудоустройства выпускников; оказывается содействие созданию и развитию структурных подразделений образовательных учреждений, занимающихся вопросами трудоустройства, временной занятости, профориентации и сопровождения профессиональной карьеры; ведется база данных по программам опережающего обучения, реализуемым образовательными учреждениями.

Трудоустройство выпускников обеспечивается в том числе путем проведения производственной практики студентов и учащихся на базе предприятий и организаций Санкт-Петербурга. В исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга созданы структурные подразделения или введены должности специалистов, которые обеспечивают взаимодействие образовательных учреждений и работодателей.

Результаты трудоустройства выпускников учитываются при согласовании прогнозной потребности в кадрах на последующие годы и корректируются сторону уменьшения планы приема на профессии и специальности, по которым есть проблемы в трудоустройстве и в сторону увеличения по профессиям, востребованным на рынке труда.

Работодатели и их организации, в том числе Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, принимают участие в формировании и реализации программ развития профессионального образования города. Создаются экспертные советы с участием представителей работодателей и профильных вузов для разработки рекомендаций по формированию вариативной части образовательных программ в рамках реализации ФГОС [1],c целью выстраивания партнерских отношений с работодателями, заинтересованными в оперативном отклике системы на потребности рынка труда.

При формировании и согласовании контрольных цифр приема ежегодно корректируется планируемая численность студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования, принимаемых на бюджетные места по специальностям и профессиям с учетом потребностей регионального рынка труда. При формировании контрольных цифр приема по сокращенным программам профессионального образования учитываются потребности работодателей в обучении работников, имеющих опыт работы, но не имеющих соответствующего профессионального образования.

Ежегодно формируется городской заказ по заявкам исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на целевую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, заключаются договоры между исполнительными органами государственной власти и вузами на выделение целевых мест. Кандидаты, направленные для участия в конкурсе на выделенные целевые места и успешно прошедшие вступительные испытания, зачисляются высшими учебными заведениями на обучение. Основная часть заявок приходится на группы специальностей «Здравоохранение», «Образование и педагогика» и «Техника и технологии». Кроме того, значительная часть контингента студентов обучается на условиях целевой контрактной подготовки специалистов по заказу предприятий и организаций. Эта система подготовки организована практически во всех государственных вузах.

Приоритетные задачи

Основной целью деятельности Правительства Санкт-Петербурга и профильных исполнительных органов, направленной на развитие системы профессионального образования, является обеспечение потребностей регионального и общероссийского рынка труда в специалистах и рабочих кадрах на основе повышения эффективности использования потенциала системы профессионального образования. Эта цель достигается путем решения нескольких приоритетных задач:

− повышение качества подготовки специалистов;

− развитие системы непрерывного образования, включая целевую подготовку специалистов через отраслевые программы, Президентскую программу подготовки управленческих кадров программу «Master of business administration», программу подготовки кадров для высокотехнологичных производств и др.;

− обеспечение соответствия структуры профессионального образования реальным потребностям рынка труда, в первую очередь, расширение подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики города (автомобильной промышленности, приборостроения, строительства, сферы обслуживания (в первую очередь, туризма и гостиничного сервиса), медицинской и фармацевтической промышленности оборонно-промышленного комплекса и др.);

− развитие взаимодействия системы профессионального образования и работодателей по вопросам подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров с учетом интересов предприятий и организаций реального сектора экономики и бюджетной сферы (разработка профессиональных стандартов, организация базовых кафедр вузов на предприятиях, разработка и реализация совместных проектов, выполнение научных исследований и опытно-конструкторских разработок по заказу промышленности, организация производственных практик и стажировок студентов и учащихся на предприятиях, формирование сети ресурсных центров, использование иных форм социального партнерства;

− подготовка кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).

Заключение

Таким образом, можно констатировать: усилия Правительства Санкт-Петербурга совместно с научным и бизнес-сообществами по развитию кадрового потенциала становятся важной составляющей модернизации экономики города на основе инновационных методов совершенствования промышленного производства и управленческих процессов.

[1] ФГОС – сокр. от «федеральный государственный образовательный стандарт». – Прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:06:46