Интеллектуальная собственность и ВТО

Карпова Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность и ВТО // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 2. – С. 16-26.

Аннотация:
В конце прошлого года Россия стала членом ВТО. Мы шли к этому событию много лет, сопоставляя многочисленные «за» и «против», тревожась за отечественный бизнес, не понимая до конца, хотим мы или нет жить и торговать не по своим правилам, а в соответствии с требованиями, установленными Всемирной торговой организацией. Теперь, когда это событие уже позади, важным становится вопрос: способна ли на сегодня страна защитить свою и чужую интеллектуальную собственность? Какие плюсы она от этого получает и что нужно сделать, чтобы этих плюсов было больше? Подробнее об этом читайте в статье.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, всемирная торговая организация, институт интеллектуальной собственности, права на знания, национальное законодательство, принудительное лицензирование, защита патентов



16 декабря 2011 года произошло историческое событие: Россия вступила во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО). Завершился многолетний период сложнейших переговоров, и теперь наша страна является равноправным участником этой важнейшей международной организации.

ВТО представляет собой многосторонний институт, который предназначен для нужд независимой глобальной экономики. Следует отметить, что Соглашение об учреждении ВТО было подписано в 1994 году [1] и далее формировалась правовая база функционирования ВТО. Сегодня деятельность ВТО базируется на следующих важнейших соглашениях:

− Многостороннее соглашение по торговле товарами (ГАТТ) [2];

− Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [3];

− Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [4];

− Соглашение по сельскому хозяйству [5];

− Соглашение по техническим барьерам в торговле [6].

Наиболее сложным и противоречивым документом среди перечисленных выше является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС, англ. – Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Right – сокращенно TRIPS).

Институт интеллектуальной собственности

Термин «интеллектуальная собственность» (далее − ИС) известен довольно давно, однако в последнее время он приобрел особое значение. Это связано с формированием новой экономики, основанной на знаниях. В условиях новой экономики знаний результаты интеллектуального труда: новые знания, навыки, опыт и особенно новейшие передовые технологии, становятся главным ресурсом развития, как отдельного предприятия, так и государства в целом. Недаром интересы ведущих компаний мира лежат в области ускоренного роста знаний, особенно обеспеченных правами собственности.

Следовательно, именно за наличие прав на знания, то есть на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), возникает самая жесткая конкуренция.

Институт ИС как раз и представляет собой совокупность прав на результаты интеллектуального труда, он устанавливает режим правовой охраны различных продуктов интеллектуальной деятельности и тем самым решает вопросы законного доступа к этим результатам.

Сегодня ИС – это динамично развивающийся институт, включающий в себя: институт патентного права, авторского и смежных прав, институт коммерческой тайны. Каждый из этих институтов имеет свои особенности функционирования, но все вместе они решают одну задачу – правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности. При этом суть отношений собственности заключается в монополии использования объекта интеллектуальной собственности (конкретного результата интеллектуально труда – далее ОИС) его собственником, то есть исключение всех других субъектов из доступа к данному результату без разрешения собственника (правообладателя). Таким образом, вводя в действие исключительные права на РИД, институт ИС обеспечивает легальную монополию на различные объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программные продукты; базы данных; топологии интегральных микросхем; фонограммы; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; товарные знаки и знаки обслуживания; селекционные достижения; фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров; закрытую информацию (то есть коммерческую тайну).

В большинстве стран мира в области ИС действуют национальное законодательство, прежде всего, это патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах и т.д. Существует большое количество различных международных конвенций и соглашений, регулирующих вопросы правовой охраны отдельных объектов ИС.

Соглашение ТРИПС является наиболее универсальным международным договором в сфере ИС, оно охватывает основные объекты ИС, направлено на урегулирование, прежде всего торговых аспектов ИС и обязательно для исполнения всеми странами – членами ВТО.

Цель Соглашения ТРИПС заключается в содействии развитию международной торговли и создании для нее надежной правовой базы.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

1. Основные положения Соглашения ТРИПС касаются важнейших для международной торговли объектов ИС.

2. Положения ТРИПС требуют от стран – членов ВТО обеспечения принципа наибольшего благоприятствования. Это означает, что страны – члены ВТО, в том числе и Россия, должны предоставить гражданам других стран-участниц не меньший объем прав на объекты интеллектуальной собственности, чем тот, которым пользуются собственные граждане этого государства («национальный режим»), а также предоставлять гражданам любой из стран-участниц равные права в вопросах охраны интеллектуальной собственности («режим наибольшего благоприятствования» для иностранцев из других стран, участвующих в соглашении). Одновременно российским заявителям предоставляется режим наибольшего благоприятствования в любой стране − участнице ВТО.

3. В отличие от многих международных соглашений в сфере ИС, ТРИПС устанавливает для каждого объекта интеллектуальной собственности минимальные стандарты охраны, которые государства − члены ВТО должны соблюдать. В рамках этих стандартов определены: предмет охраны, предоставляемые права, а также допустимые ограничения таких прав. Определены минимальные сроки охраны прав по ОИС. В связи с этими требованиями многим странам пришлось внести коррективы в свои законодательства. Так, в России было принято новое законодательство в сфере ИС (IV часть ГК РФ), положения которого практически полностью гармонизированы с международными требованиями в сфере ИС [7].

4. Одним из основных положений ТРИПС является введение принудительного лицензирования. Соглашение ТРИПС определяет минимум прав, которыми пользуется владелец патента. При этом возможны некоторые исключения. Владелец патента не может злоупотреблять предоставленными ему правами, например, отказаться представить изобретенный им продукт на рынок. Соглашение предусматривает, что для разрешения таких ситуаций правительство может воспользоваться правом выдачи «принудительных лицензий», позволяющих конкурентам производить продукт или использовать технологические процессы, предусматриваемые такими лицензиями. Данное требование поддерживают, прежде всего, развивающиеся страны, особенно это касается рынка фармацевтических товаров. В российском законодательстве также введена эта мера. В соответствии со ст. 1362 ГК РФ, если патент на изобретение или промышленный образец не используется в течение четырех лет с даты его выдачи, а патент на полезную модель – в течение трех лет, то любое лицо, желающее освоить данный патент, может обратиться в судебные органы с просьбой выдать ему «принудительную лицензию».

Против принудительного лицензирования активно выступают ведущие ТНК мира, однако эта мера – одна из немногих, защищающих интересы потребителей. Следует отметить, что объем и срок действия прав, полученных при принудительном лицензировании, определяется целями, ради которых оно было проведено. Принудительное лицензирование должно проводиться исключительно в интересах внутреннего рынка данной страны. Владелец патента, на который была выдана принудительная лицензия, должен в любом случае получить компенсацию, в соответствии с экономической выгодой от использования его патента.

5. Важным требованием Соглашения является осуществление контроля за антиконкурентной практикой в лицензионных сделках. Специальный раздел Соглашения ТРИПС посвящен ликвидации практики, когда лицензионные соглашения о передаче технологии, заключаемые между компаниями разных стран, содержат положения, препятствующие свободной конкуренции. Эти положения обычно имеют вид оговорок, запрещающих, к примеру, экспорт из страны продукции, которая будет производиться по этой технологии или же импорт в эту страну аналогичной продукции. Таким образом, предпринимаются попытки монополизировать рынок того или иного товара, вытеснить из него конкурентов. Последствием может стать рост цен на этот товар, ухудшение его качества, сдерживание совершенствования технологий в области, связанной с производством данного вида продукции.

6. В отношении параллельного импорта Соглашение предоставляет государствам – членам ВТО свободу выбора. Страны сами решают, разрешить им или запретить параллельный импорт на их территории.

7. Требование обеспечения защиты прав ИС является, с одной стороны, наиболее важным для формирования и развития рынка ИС, с другой стороны – наиболее сложным для исполнения. Так, основные претензии к России при обсуждении соглашения ТРИПС касались именно этого положения, в частности, отмечался низкий уровень защиты прав ИС и как следствие рост объемов пиратской продукции на территории России.

Именно для решения проблем интеллектуального пиратства было введено

требование обеспечения защиты прав ИС.

Впервые в истории международных соглашений ТРИПС обращает внимание на соблюдение прав в области интеллектуальной собственности и определяет основные правовые средства, к которым могут прибегать правообладатели для защиты своих прав. Соглашение ТРИПС также обязывает правительства всех стран внедрять действенные меры борьбы с пиратством (незаконным производством и распространением). Оно устанавливает общие процедуры правоприменения, доказательств, судебных запретов, возмещения убытков, временных и пограничных мер. Впервые устанавливает систему урегулирования споров, к которой страны могут прибегнуть в случае нарушения другой стороной своих обязательств.

Экономические выгоды и издержки Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Мнение экспертов относительно экономических последствий подписания Соглашения ТРИПС резко расходятся.

Если говорить об экономически развитых странах, то участие в ВТО дает им прямые выгоды. ТРИПС снимает многие барьеры и способствует проникновению товаров и услуг крупнейших производителей интеллектуальной собственности на рынки других стран − участниц ВТО. Выполнение основного требования ТРИПС – усиление контроля за соблюдением прав ИС укрепляет позиции поставщиков ИС в развивающихся странах, прежде всего, это касается США. Компании США являются крупнейшими в мире поставщиками ИС, в первую очередь, объектов авторского права и смежных прав: программных продуктов, кинофильмов, музыкальных записей, компьютерных игр и т.д.

Конечно, США и другие крупнейшие поставщики ИС заинтересованы в защите своих прав на рынках развивающихся стран. Именно под жестким давлением США (в рамках Бернской конвенции) был увеличен срок правовой охраны объектов авторского права с 50 до 70 лет (после смерти автора).

С другой стороны, многие развивающиеся страны, рассматривающие себя в основном в качестве потребителей интеллектуальной собственности, считают, что принятие таких мер ограничивает бедным странам доступ к новым продуктам и технологиям и тем самым замедляет их дальнейшее развитие.

Недостаток усиления мер по защите патентов, авторских прав и других подобных прав заключается в том, что правообладатели получат рыночную власть, а это влечет за собой повышение цен выше предельных издержек производства, на весь срок действия защиты. Для небольших развивающихся стран с недостаточным изобретательским и творческим потенциалом высокая степень защиты прав интеллектуальной собственности приводит к передаче ренты иностранным патентообладателям.

Кроме того, выполнение требований ТРИПС ставит перед развивающимися странами проблемы институционального и финансового характера. Так, по оценке Всемирного банка затраты Мексики на изменение законов о защите интеллектуальной собственности составили 30 млн долларов. Для многих бедных стран подобные затраты приводят к значительному увеличению нагрузки на бюджет и к уменьшению финансирования других приоритетных областей развития.

В тоже время усиление защиты прав ИС будет способствовать развитию творческих отраслей в развивающихся странах, увеличению объемов торговли, привлечению прямых иностранных инвестиций и стимулировать передачу технологий, то есть в целом окажет положительное влияние. Однако это относится, скорее, к странам со средним доходом, чем с низким.

В странах с переходной экономикой имеются отрасли промышленности, связанные с инновациями и творчеством, которым выгодна эффективная защита прав ИС.

Опыт других стран показал, что сильная защита прав интеллектуальной собственности при условии улучшения инвестиционного климата в целом положительно сказывается на развитии местного производства и привлекает иностранные инвестиции.

Все перечисленные выше аргументы (плюсы и минусы) в полной мере относятся к России.

Меры по защите интеллектуальной собственности, принятые в России

Как отмечалось выше, Российская Федерация уже является членом ВТО. Следовательно, наша страна, наряду с другими соглашениями, обязана выполнять и положения Соглашения ТРИПС.

При подготовке к вступлению в ВТО в России был принят целый комплекс мер по обеспечению выполнения этих требований. Объемы данной статьи не позволяют рассмотреть все результаты этой деятельности, остановимся только на главных:

− была проведена гармонизация российского законодательства с положениями Соглашения ТРИПС;

− принята и вступила в силу IV часть ГК РФ;

− принят новый Таможенный кодекс РФ, в рамках которого на таможенные органы возможны функции по защите прав ИС и пресечения незаконного оборота через таможенную границу РФ товаров, содержащих ОИС;

− в системе МВД создано специальное подразделение по борьбе с нарушениями прав ИС;

− в высшем арбитражном суде создана специальная коллегия по работе с ИС;

− в судах общей юрисдикции и уголовных судах растет количество дел, связанных с нарушением прав ИС;

− приняты отдельные нормативные документы, касающиеся использования прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет государственных средств; учета и налогообложения хозяйственных операций с ИС; регистрации договоров о распоряжении исключительными правами и т.д.

Меры, которые еще предстоит принять

Однако для получения реальной выгоды от вступления России в ВТО (в рамках выполнения требования ТРИПС) необходимо объединить усилия отдельных организаций и ведомств и создать единую национальную систему защиты прав ИС.

Данная система должна объединить и координировать усилия законодательных, судебных, правоохранительных органов, Роспатента, налоговых и таможенных служб, антимонопольного комитета, а также общественных организаций и правообладателей интеллектуальной собственности.

Кроме того, необходима государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, государственная поддержка отраслей и регионов с учетом требования Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. Также необходимо изменение налогового регулирования в сфере интеллектуальной деятельности, ведения ряда налоговых льгот. Крайне важным является стабилизация роста экономики России и принятие специальных мер по улучшению инвестиционного климата в стране.

Только выполнение перечисленных условий обеспечит баланс интересов России и других стран – членов ВТО и позволит России получить реальную выгоду от вступления в ВТО.

[1] Соглашение об учреждении ВТО – речь идет о так называемом «Марракешском соглашении», подписание которого в апреле 1994 г. ознаменовало собой официальное создание Всемирной торговой организации. – Прим. ред.

[2] Приложение 1А к Марракешскому соглашению, подписанному 15.04.1994. – Прим. ред.

[3] Приложение 1В к Марракешскому соглашению, подписанному 15.04.1994. – Прим. ред.

[4] Приложение 1С к Марракешскому соглашению, подписанному 15.04.1994. – Прим. ред.

[5] Одно из соглашений, включенных в Приложение 1А к Марракешскому соглашению, подписанному 15.04.1994. – Прим. ред.

[6] Одно из соглашений, включенных в Приложение 1А к Марракешскому соглашению, подписанному 15.04.1994. – Прим. ред.

[7] В части четвертой Гражданского кодекса РФ (раздел VII), о которой идет речь, определены права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. – Прим. ред.


Источники:

1. Корчагин А.Д., Богданов Н.В., Орлова В.В. Соглашение по торговым аспектам прав охраны интеллектуальной собственности и законодательство Российской Федерации. − М.: ФИПС, 2002.
2. Fink.C. and Maskus K.E. Intellectual Property and Development: Lessons from Research. − Wasington, D.C., The World Bank and Oxford University Press, 2004.
3. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ / под редакцией Дэвида Г. Тарра. − М.: Весь мир, 2006.
4. Карпова Н.Н. ТРИПС – составная часть ВТО // материалы Всемирного Банка. – М.: The World Bank, 2009.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:10:43