Анализ современного состояния развития сферы услуг потребительской кооперации Приволжского федерального округа
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (203), Март 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрена динамика развития потребительской кооперацией Приволжского федерального округа в сфере розничной торговли, общественного питания, заготовок сельхозпродукции и сырья, производства товаров, оказания услуг. Авторы проводят идею о том, что потребительская кооперация имеет достаточные предпосылки для развития и повышения эффективности как в Приволжском федеральном округе, так и в масштабах всей России.
Ключевые слова: торговля, потребительская кооперация, Приволжский федеральный округ, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции, платные услуги
Потребительская кооперация – некоммерческая, социальноориентированная система, обладающая конкурентными преимуществами, наиболее полное использование, которых является весомыми факторами для успешного решения новых и сложных задач по повышению эффективности и качества предоставляемых услуг населению.
Организации потребительской кооперации, имея общие корпоративные ценности, единую организационную структуру и вертикаль управления, располагая всем необходимым: развитой сетью предприятий, профессиональными кадрами, многолетним опытом хозяйствования способны успешно адаптироваться к существующим рыночным механизмам.
В качестве территориального объекта исследования предоставления услуг населению организациями потребительской кооперации взят Приволжский федеральный округ (ПФО) Российской Федерации.
Организации потребительской кооперации ПФО занимают 32,9% в общем объеме деятельности Центросоюза РФ. Основные экономические и финансовые показатели деятельности организаций потребительской кооперации Центросоюза и ПФО за период с 2006 по 2010 гг. представлены в табл. [1, 3].
Совокупный объем организаций потребительской кооперации ПФО в 2010 г. составил 74,9 млрд руб., что выше среднего показателя по Центросоюзу.
За анализируемый период потребсоюзы ПФО увеличили объемы деятельности по всем отраслям предоставляемых услуг: по розничной торговли – на 163,4%, по услугам общественного питания – на 145,9%, по закупкам сельхозпродукции и сырья – на 200%, по объему выпуска промышленной продукции – на 152,4% и только предоставление платных услуг осталось на уровне 2006 г.
Таблица
Динамика основных экономических и финансовых показателей деятельности Центросоюза и ПФО, млрд. руб.
Направления деятельности потребкооперации
Торговля является одним из основных и традиционных направлений деятельности потребительской кооперации. Динамично развивающаяся эффективная торговая система может стать локомотивом развития для других отраслей потребительской кооперации [4].
Динамика изменения выручки от реализации услуг розничной торговли и общественного питания представлена на рис.
Рис. Развитие динамики оборота розничной торговли и общественного питания потребительской кооперации, тыс. руб.
Объем розничной торговли и общественного питания по ПФО и по Центросоюзу возрос на 63,4 % и 55,8 % соответственно.
Общественное питание является одним из видов услуг, оказываемых системой потребительской кооперации. Услуги общественного питания имеют большое значение, так как с их развитием достигается значительная экономия трудовых и материальных ресурсов, улучшается быт населения [3].
Темп роста объемов отрасли общественного питания по ПФО за анализируемый период был значительно выше показателей по Центросоюзу. В разрезе кооперативных организаций округа высокими темпами развивалась данная отрасль во всех потребсоюзах ПФО. В целом по округу оборот общественного питания увеличился на 45%.
Заготовительная отрасль организаций потребительской кооперации имеет, наряду с торговлей, наибольшее социальное значение с точки зрения возрождения села и развития сельской инфраструктуры, создания рабочих мест в сельской местности [3]. Наращивание объемов заготовительной деятельности имеет большое значение для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и защиты интересов безопасности Российской Федерации [1] в сфере продовольственного обеспечения. За последние годы потребительская кооперация ПФО улучшила свои позиции в объемах заготовок основных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья.
За анализируемый период объем заготовок по ПФО увеличился в 2 раза, по Центросоюзу увеличение составило 62,2%. Следует отметить, что все потребсозы округа, кроме Марийского и Ульяновского, имели в отрасли заготовок сельхозпродукции и сырья устойчивые темпы в развитии.
Производство товаров народного потребления является важной отраслью кооперативного хозяйства, что также способствует более полному удовлетворению спроса пайщиков и сельского населения в товарах и услугах. В потребительской кооперации развиты следующие отрасли производства: хлебопечение, переработка сельскохозяйственной продукции и сырья, производство колбасных изделий, безалкогольных напитков, кондитерских товаров и полуфабрикатов и др. товаров.
Потребкооперация Приволжского федерального округа
За анализируемый период темпы роста производства по ПФО выше темпов развития промышленности в целом по Центросоюзу и составили к уровню 2006 г. 151,8%. Во всех потребсоюзах производство промышленных товаров развивалось динамично. В настоящее время целью развития производственной деятельности в потребительской кооперации является создание управляемой системы устойчивых, ориентированных на сбыт, экономически эффективных, инвестиционно привлекательных производственных предприятий на всех уровнях организаций потребительской кооперации.
В процессе осуществляемых в Российской Федерации рыночных преобразований в экономике и связанных с ними структурных реформ, сфера услуг претерпела значительные изменения [3]. Анализ развития платных услуг населению потребсоюзами ПФО показывает, что темпы развития этой отрасли услуг ниже показателей по Центросоюзу. Особенно уменьшили объем платных услуг потребсоюзы: Марийский, Нижегородский, Пензенский, Самарский, Ульяновский, Татарский. Увеличили объем платных услуг только Башкирский и Удмуртский.
Главная задача любого хозяйствующего субъекта заключается в том, чтобы все показатели его многогранной и сложной хозяйственно-финансовой деятельности обеспечивали устойчивое и высокоэффективное развитие [4]. Оценка хозяйственной деятельности кооперативных организаций производится на основе определения финансовых результатов по отраслям предоставляемых услуг.
В 2006 году в Приволжском федеральном округе прибыльными являлись все организаций потребительской кооперации, кроме Ульяновского потребсоюза. В 2010 году все организации работали без убытков. Потребительская кооперация ПФО является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению. Однако в округе недостаточно высокими темпами осуществляется прирост совокупного объема хозяйственной деятельности, объема услуг розничной торговли, общественного питания, заготовок основных видов сельскохозяйственной продукции, оказание бытовых услуг населению.
Выводы
Несмотря на то, что в силу сложностей переходного периода конца 80–90-х гг. ХХ века потребительская кооперация ПФО утратила многие политические и экономические позиции, усилиями работников потребительских обществ и союзов удалось сохранить экономический потенциал, единство и целостность, непрерывность традиций и систему взаимодействия.
Все это говорит о том, что потребительская кооперация имеет достаточные предпосылки к активному развитию и повышению эффективности деятельности организаций как по ПФО, так и России в целом.
[1] Авторы допускают неточность, очевидно, речь идет о Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446. – Прим. ред.
Источники:
2. Российский статистический ежегодник 2010. Статистический сборник. − М. Росстат, 2010. − 813 с.
3. Центросоюз РФ. Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России за январь–декабрь. − 2010.
4. Пырков Н.И. Об итогах работы организаций системы Нижегородского облпотребсоюза за 2010 год и задачах на 2011 год Нижегородская кооперация. – 2011. – № 02. – С. 1–2.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:35:40