Управление экономически несостоятельными предприятиями
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (34), Октябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Обухов В.Н., Левина В.А. Управление экономически несостоятельными предприятиями // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 10. – С. 50-55.
Аннотация:
(Продолжение. Начало в №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12 /2001, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9/2002).
Под реструктуризацией кредиторской задолженности понимается комплекс мероприятий, направленных на сокращение обязательств предприятия перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами.
Ключевые слова: антикризисное управление, кредиторская задолженность, реструктуризация задолженности
Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия.
Под реструктуризацией кредиторской задолженности понимается комплекс мероприятий, направленных на сокращение обязательств предприятия перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами.
Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности, в том числе и просроченной, могут включать следующие процедуры:
Отсрочки и рассрочки платежей предоставляются предприятию путем изменения срока уплаты просроченной задолженности. Под отсрочкой понимается перенесение платежа на более поздний срок. Под рассрочкой понимается «растягивание» платежа, дробление его на несколько более мелких, осуществляемых в течение некоторого периода.
Зачет взаимных платежных требований предусматривает погашение взаимных обязательств предприятия. Взаимозачет может осуществляться с привлечением третьих лиц (по цепочке задолженностей). Сумма погашаемых обязательств определяется соглашением сторон и рассматривается как доход предприятия.
Переоформление задолженности в качестве займа.
Продажа долговых обязательств.
Перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные осуществляется корректировкой соответствующих хозяйственных договоров, перенесением сроков платежей по ним на период более года. Тем самым улучшаются показатели ликвидности.
Погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника (кроме денежных средств) определяется постановлением Правительства Москвы №80 от 04.02.97 «О погашении задолженности перед бюджетом имуществом и неимущественными правами предприятия-должника».
Погашение долгов перед бюджетом города имуществом или имущественными правами предприятия-должника допускается при отсутствии у предприятия реальных источников поступления денежных средств и при невозможности погасить задолженность с применением мер, предусмотренных законодательством (за исключением процедуры банкротства), и через систему взаимозачетов.
В счет погашения задолженности могут быть приняты:
а – объекты недвижимости производственного и социально-культурного назначения, а также оборудование, технологические линии, машины, механизмы, готовая продукция, сырье, материалы, находящиеся на балансе предприятия-должника;
б – ценные бумаги, удостоверяющие имущественные права предприятия-должника.
В зависимости от состава активов, направляемых на погашение задолженности, и формы сделок рассматриваемая процедура имеет следующие основные разновидности:
В случае непогашения обязательств это имущество продается с публичных торгов в порядке установленном законодательством РФ, а соответствующая просроченная задолженность погашается по поступлении средств, вырученных от продажи имущества.
Широкое распространение эта процедура получила в настоящее время по отношению к просроченной фискальной задолженности. Арест имущества должника и его реализация в этом случае осуществляется налоговой полицией.
Списание задолженности.
Процедура заключается в списании, имеющейся задолженности предприятия по обязательства перед контрагентом без оплаты или использования других видов имущества. В процессе списания, как правило, на соответствующую сумму уменьшаются убытки предприятия. Примером использования этой процедуры является списание задолженности перед бюджетом по пеням начисленным по налогам и сборам в соответствии с постановлением Правительства России №576 от 09.06.98 «О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней». В соответствии с этим документом сумма пеней, начисленных по налогам и сборам на 1 января 1998 г., подлежит уменьшению в 5 раз.
Реструктуризация наиболее опасной для предприятия просроченной кредиторской задолженности по внесению налогов регламентируются: Постановлением Правительства России №395 от 14.04.98 «О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом»; Постановлением Правительства г. Москвы №486 от 23.06.98 «Положение о порядке реструктуризации задолженности по платежам в бюджет г. Москвы».
В целях решения проблемы неудовлетворительного состояния расчетов в сфере городского хозяйства Москвы и оказания хозяйственной поддержки предприятиям Правительство Москвы разработало правила реструктуризации долгов в местный бюджет.
Прежде всего, столичные власти разделили всю задолженность на основной долг (24% от общей суммы), пени (25%) и штрафы (50%), и предложили ввести по каждой из этих трех категорий отдельный порядок реструктуризации задолженности.
По основному долгу предприятиям – при условии внесения ими текущих платежей – будет предоставляться четырехлетняя отсрочка. С суммы долга будут взиматься также проценты в размере четверти ставки рефинансирования (но не выше 24% годовых).
По пеням вводится 10-летняя отсрочка без начисления процентов. Помимо этого сумма пеней пересчитывается в соответствии с положениями федерального законодательства.
По штрафным санкциям вводится отсрочка на пять лет.
Если выяснится, что долг возник потому, что городской бюджет не переводил вовремя предприятию средства за те или иные заказы, то пропорционально объему недофинансирования пени будут списаны, а проценты по долгу не начислены. Если предприятие своевременно вносит все необходимые платежи, после погашения основного долга возможно списание пеней.
В отличие от российских властей московские не будут требовать от предприятий (при подачи ими заявок на регистрацию) залога имущества или банковских гарантий.
Федеральными правилами предусмотрено, что предприятия, не прошедшие реструктуризацию до конца 1998 года, будут признаны банкротами. Московское правительство предлагает сделать процедуру реструктуризации постоянно действующей, а задолженность предприятий исчислять по последней отчетной дате.
Основные принципы проведения реструктуризации.
Реструктуризация предприятия – это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия, заключающаяся в создании комплекса бизнеса на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций.
Бизнес – отдельно управляемое подразделение комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за всю свою деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе.
Возможность осуществления реструктуризации зависит от факторов:
Понятие реорганизация юридического лица дано в ГК РФ (статьи 57-60), а также более развернуто в Законе «Об акционерных обществах » применительно к акционерным обществам.
Формы реорганизации согласно ГК: слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование.
Схема 1
Реорганизация
№ п/п
|
Формы реорганизации
|
Передача (переход) прав и обязанностей
|
Обязательные условия реорганизации
|
1.
|
Слияние:
А + В = С |
Полностью от А и В
| На основании решения общего собрания акционер Большинством в ¾; единогласно – в ООО. Предоставление права голоса владельцам привилегированных акций. Предоставление права требовать выкупа акций обществом по рыночной цене. Уведомление кредиторов. Возникновение права у кредиторов требовать прекращения досрочного исполнения обязательств, возмещения убытков . Составление передаточного акта, разделительного баланса. |
2.
|
Присоединение:
А В = В |
Полностью от А
| |
3.
|
Разделение:
А = В + С |
Полностью от А в соответствии с разделительным балансом
| |
4.
|
Выделение:
А = А + В |
Частично от А в соответствии с разделительным балансом
| |
5.
|
Преобразование:
АО = ООО либо производственный кооператив ООО = производственный кооператив |
Полностью к новому лицу
|
Слияние и присоединение могут потребовать предварительного согласования с федеральным и территориальным антимонопольными органами. Эти же органы вправе потребовать разделения или выделения юридического лица в случаях возникновения и в целях предотвращения возможности злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением или ограничения конкуренции. Следует отметить, что реорганизация любого юридического лица (кроме АО) требует единогласного решения всех его участников.
Судьба имущества при разделении или выделении юридического лица решается в передаточном акте и разделительном балансе. Этими документами определяется объем прав и обязанностей образуемых юридических лиц. Имущество передается по разделительному балансу со всеми активами и пассивами, включая прибыли и убытки.
Однако многие предприятия отдают предпочтение второму пути реструктуризации из-за трудностей, связанных с соблюдением обязательных условий реорганизации.
Кроме того, разделение баланса (обязательное условие) при дебиторской задолженности (зачастую безнадежной, длительно просроченной) и значительной кредиторской задолженности сразу ставят созданное новое предприятие в тяжелое финансовое положение, если нет инвесторов (за что, впрочем, приходится расплачиваться своей независимостью).
Реструктуризация без признаков реорганизации может быть осуществлена юридическим лицом путем создания новых юридических лиц (без процедуры выделения) для выполнения определенных функций. Организационно-правовая форма создаваемого нового юридического лица должна соответствовать целям и задачам создания и обеспечивать наиболее эффективное выполнение им возложенных функций. Это может быть дочернее, зависимое либо независимое общество или товарищество, если есть рычаги управления последним помимо доли в уставном капитале. При такой реструктуризации сводятся к минимуму либо полностью отсутствуют многие проблемы реорганизации.
Помимо создания нового юридического лица реструктуризация может осуществляться путем приобретения (определяющего участия) действующего «чужого» предприятия, которое специализировано или достаточно легко переспециализируется на нужды предприятия-покупателя.
Трудности при такой реструктуризации по сравнению с вышеуказанными формами реорганизации: при создании нового юридического лица велика вероятность ошибки в прогнозе эффективности его работы (многое создается заново); при приобретении – борьба с возможным противодействием конкурентов-покупателей, дороговизна покупки.
Выбор того или иного пути реструктуризации зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рискованно на единицу эффекта, т.е. риск должен быть сопоставим с ожидаемым эффектом.
Продолжение следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:47