Аспекты функционирования инновационной инфраструктуры предпринимательства в ПФО
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (203), Март 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В работе рассматриваются основные аспекты развития инновационной инфраструктуры предпринимательства в Приволжском федеральном округе. Особое внимание уделено опыту Татарстана в создании и развитии инновационной инфраструктуры предпринимательства.
Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, инфраструктура предпринимательства
В настоящее время субъекты предпринимательства Приволжского федерального округа (далее – ПФО), сталкиваются с различными проблемами:
– высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
– усиливающая роль инноваций, низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предпринимателей стимулов к повышению производительности труда;
– недостаточный уровень развития региональной инновационной системы и координации образования, науки и бизнеса.
Предпринимательство играет все возрастающую роль в социально-экономическом развитии ПФО, имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест и создает предпосылки для роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Таким образом, создание благоприятных условий для развития предпринимательства является одним из приоритетов социально-экономического развития округа. В связи с этим остро встает вопрос усиления роли субъектов предпринимательства в повышении конкурентоспособности регионов и ПФО в целом, что невозможно осуществить без создания соответствующей инфраструктуры. С целью поддержки инноваций и стимулирования деятельности инновационно-активных предприятий необходимо формирование и развитие специального инфраструктурного обеспечения, которым может являться инновационная инфраструктура.
Важной задачей ПФО является становление округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития. Для этого имеются все предпосылки, так как существует взаимодействие университетских центров и отраслевых научно-исследовательских институтов с промышленными отраслями, кластерами.
Инновационная инфраструктура способствует повышению конкурентоспособности каждого предприятия. Нередко подобные учреждения способствуют налаживанию связей между предприятиями и поставщиками, организуют выгодные условия контрактов для инновационных предприятий, тем самым укрепляя связи между субъектами предпринимательства.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу [1] среди важнейших задач формирования национальной инновационной системы также отмечено построение инновационной инфраструктуры.
Развитие инновационной инфраструктуры
Стремительное развитие и бурный рост числа таких элементов инновационной инфраструктуры, как бизнес-инкубаторы, свидетельствуют об их эффективности в решении таких задач, как повышение деловой активности через развитие внутренних рынков, диверсификацию регионов, рост числа малых предприятий и повышение их жизнеспособности, наиболее полное использование ресурсов и расширение налогооблагаемой базы регионов, повышение инновационной активности, создание и укрепление связей между малым и средним предпринимательством и другими секторами экономики, а также межрегиональных и международных связей, рост занятости и уровня жизни населения.
На окружном уровне должны быть созданы следующие сферы инновационной инфраструктуры:
− финансовая − различные типы фондов (венчурные, гарантийные, инвестиционные), а также другие финансовые институты;
− научно-производственная − технологические парки, инновационные центры, бизнес‑инкубаторы, специализированные научно-производственные и технологические территории, промышленные и особые экономические зоны, центры коллективного пользования с современным оборудованием;
− образовательная − образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области инновационного менеджмента, технологического аудита, интеллектуальной собственности, маркетинга, объединения образовательных, научных и производственных субъектов инновационной деятельности [2]. В округе идет процесс становления и развития инновационной инфраструктуры предпринимательства. В настоящее время действуют и находятся на стадии создания около 350 субъектов инновационной инфраструктуры. В большинстве своем это организации, направленные на коммерциализацию инновационных продуктов. При этом 75 действующих инфраструктурных объектов имеют финансирование из федерального бюджета (40 из них расположены на территории Республики Татарстан).
Наиболее распространенными элементами инновационной инфраструктуры являются центры подготовки кадров (71 объект, из которых 60 сосредоточены на территориях Республики Татарстан и Чувашской Республики), инновационные бизнес-инкубаторы (52), технопарки (45), а также организации по оказанию информационно-консультационной поддержки (56). Также получили развитие центры коллективного пользования (24), центры трансфера технологий (27), инновационные кластеры (18), венчурные фонды (16).
Технопарки, инновационные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий
Одним из наиболее развивающихся элементов инфраструктуры являются технопарки, основная цель деятельности которых − обеспечение интеграции науки, образования и производства. Большинство из действующих в округе технопарков создано в 2008−2009 гг.
Среди лидеров по числу действующих технопарков − Республика Татарстан (9 ед.), где заслуживает внимания практика работы ОАО «Инновационно-производственный технопарк «ИДЕЯ» и «IT-парк» в г. Казани. Также к числу крупных субъектов инновационной инфраструктуры можно отнести создаваемые в Нижегородской области комплексный IТ-парк «Анкудиновка» в г. Нижнем Новгороде и Открытый технопарк в п. Сатис Дивеевского района.
Специализированные инновационные бизнес-инкубаторы, целью деятельности, которых является поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности, созданы во всех регионах округа, где действуют 1−2 инновационных бизнес-инкубатора (за исключением Республики Башкортостан). За время существования бизнес-инкубаторов в Республике Татарстан и Пензенской области на стадию коммерциализации вышли 83 и 37 предприятий соответственно. Это самые большие значения данного показателя деятельности бизнес-инкубаторов среди регионов округа.
В решении задачи инновационного развития важная роль отводится проблеме инвестирования рискованных проектов, каковыми являются многие разработки высокой степени инновационности, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. На решение данной проблемы направлена деятельность венчурных фондов, которые на данный момент уже созданы в 10 регионах округа (отсутствуют в Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Кировской и Ульяновской областях).
Трансфер технологий входит в круг задач многих инфраструктурных организаций инновационной направленности. Наряду с этим создаются и специализированные центры трансфера технологий, основным направлением деятельности которых является предоставление услуг по коммерциализации разработок, покупке и продаже патентов. На данный момент в округе действуют 27 таких центров (за исключением Нижегородской области, где центр трансфера технологий является структурой Инновационно-технологического центра Госуниверситета им. Н.И.Лобачевского).
Опыт Татарстана
На данный момент действующей особой экономической зоны (ОЭЗ) в округе является только одна промышленно-производственная зона «Алабуга» в Республике Татарстан, на территории которой зарегистрировано 11 предприятий. Государственные инвестиции на развитие инфраструктуры данной ОЭЗ на начало 2010 года составили 10 млрд руб. За период деятельности ОЭЗ «Алабуга» резидентами произведено продукции на 15 млрд руб., объемы налоговых отчислений в бюджеты разных уровней составили 718,3 млн руб.
В 2009 – 2010 гг. Правительством РФ было принято решение о создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны и Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа, основной целью которой является создание высокотехнологичного производства автокомпонентов.
По результатам исследования было выявлено, что инновационная инфраструктура ПФО сконцентрирована в Республике Татарстан, Нижегородской и Самарской областях. Это связано с тем, что в данных субъектах сконцентрирован научный, промышленный персонал, имеются финансовые ресурсы. Отдельные элементы инфраструктуры в виде бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий (ЦТТ) и технопарков имеются во всех субъектах.
В этой связи заслуживает внимания опыт Татарстана в развитии инновационной деятельности. В Татарстане создана развитая региональная инновационная инфраструктура, отличительной особенностью которой является наличие разнообразной сети институтов развития. В республике действует особая экономическая зона, индустриальные парки, технополис «Химград», технопарки, инвестиционные и венчурные фонды, растет число резидентов ОЭЗ «Алабуга», а на площадях технополиса «Химград» работают примерно 250 малых компаний, около 10% продукции которых экспортируется за рубеж. Все это позволяет рассматривать Татарстан как площадку для отработки многих пилотных проектов по активизации инноваций.
В настоящее время в создании инфраструктуры для предпринимательства должно активно участвовать государство, оказывая, тем самым, реальную поддержку малому и среднему предпринимательству.
Заключение
Таким образом, результатами реализации инновационной и научно-технологической политики в Приволжском федеральном округе должны стать:
− интеграция науки, образования и бизнеса;
− обеспечение интенсивного технологического обновления производств;
− обеспечение инновационных секторов экономики высокопрофессиональными кадрами;
− формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на инновационной экономике;
− развитие научно-производственной инновационной инфраструктуры, в том числе центров трансфера технологий, центров содействия энергоэффективности, особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных, портовых), технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов.
Источники:
2. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:49:20