Корея: система страхования занятости для помощи безработным во время кризисов
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (203), Март 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется корейский опыт по поддержанию рынка рабочей силы во время двух финансовых кризисов. Азиатский финансовый кризис 1998 года преподнес Правительству Кореи серьезный урок: число безработных увеличилось почти в три раза. Поэтому к кризису 2008 года страна была подготовлена: за счет развитой за эти годы системы страхования занятости удалось собрать средства для поддержания дохода безработных, которые в три раза превышали суммы, направленные на эти цели в 1998 году.
Ключевые слова: безработица, социальное страхование, страхование по безработице, система страхования занятости, мировой финансовый кризис 2008 года, азиатский финансовый кризис 1998 года
Мировой финансовый кризис 2008 года вызвал столько же беспокойства, сколько и Азиатский финансовый кризис 1998 года, так как первыми странами, где он начался, были, по большей части, развитые страны. Кризис мог привести к тому, что экономический цикл большинства остальных стран, особенно Кореи, чей экономический рост в большой мере зависит от внешней торговли, подвергнется длительному экономическому спаду. Поэтому Правительству Кореи пришлось быстро реагировать комплексом серьезных мер, направленных на предотвращение негативных последствий кризиса. Этот комплекс мер охватывал как финансовый рынок, так и рынок рабочей силы.
Азиатский финансовый кризис 1997 года и ситуация на корейском рынке труда
По мнению Сун Т.К., генерального директора Отдела исследования человеческого капитала в Корейском институте труда, до наступления финансового кризиса 1998 года корейский рынок рабочей силы обладал статусом практически полной занятости с уровнем безработицы менее 3%. Когда в 1997 году разразился Азиатский финансовый кризис, финансовый рынок Кореи оказался полностью парализован под влиянием политики на рынке иностранной валюты, а в результате политики высоких процентных ставок, проводимой Международным валютным фондом, многие предприятия закрылись. Ситуация способствовала широкой реструктуризации отраслей, в том числе слиянию предприятий. Для снижения затрат на рабочую силу происходили массовые сокращения. В итоге впервые с 1960-х годов корейский рынок рабочей силы столкнулся с резким снижением с 60,9% в 1997 году до 56,4% в 1998 году уровня занятости и рекордно высоким уровнем безработицы 7% в 1998 году и 6,3% − в 1999 году. Число безработных увеличилось с 568 000 в 1997 году до 1 490 000 в 1998 году и 1 374 000 в 1999 году (см. табл. 1) [1, 7].
Таблица 1
Занятость и безработица на корейском рынке рабочей силы в период с 1980 по 2008 гг.
Год
|
Занятые
(тыс.чел.) |
Безработные
(тыс.чел.) |
Доля рабочей силы (%)
|
Занятость/Население в возрасте 15 лет и старше (%)
|
Уровень безработицы (%)
|
1980
|
13 683
|
748
|
59,0
|
55,9
|
5,2
|
1985
|
14 970
|
622
|
56,6
|
54,3
|
4,0
|
1990
|
18 085
|
454
|
60,0
|
58,6
|
2,4
|
1991
|
18 649
|
461
|
60,6
|
59,1
|
2,4
|
1992
|
19 009
|
490
|
60,9
|
59,4
|
2,5
|
1993
|
19 234
|
571
|
60,9
|
59,1
|
2,9
|
1994
|
19 848
|
504
|
61,6
|
60,1
|
2,5
|
1995
|
20 414
|
430
|
61,9
|
60,6
|
2,1
|
1996
|
20 853
|
435
|
62,1
|
60,8
|
2,0
|
1997
|
21 214
|
568
|
62,5
|
60,9
|
2,6
|
1998
|
19 938
|
1 490
|
60,6
|
56,4
|
7,0
|
1999
|
20 291
|
1 374
|
60,6
|
56,7
|
6,3
|
2000
|
21 156
|
913
|
61,0
|
58,5
|
4,1
|
2001
|
21 572
|
845
|
61,3
|
59,0
|
3,8
|
2002
|
22 169
|
708
|
61,9
|
60,0
|
3,1
|
2003
|
22 139
|
777
|
61,4
|
59,3
|
3,4
|
2004
|
22 557
|
813
|
62,0
|
59,8
|
3,5
|
2005
|
22 856
|
833
|
61,9
|
59,7
|
3,5
|
2006
|
23 151
|
783
|
61,7
|
59,7
|
3,3
|
2007
|
23 433
|
733
|
61,7
|
59,8
|
3,0
|
2008
|
23 577
|
769
|
61,5
|
59,5
|
3,2
|
Однако следует отметить, что система социальной защиты в Корее на тот период была недостаточно хорошо разработана. Хотя правительство и внедрило систему страхования занятости (ССЗ) в 1995 году.
В 1998 году корейская ССЗ находилась в зачаточном состоянии и не охватывала большинство работников, особенно работников малых предприятий. Программы стабилизации занятости и Программа улучшения профессиональных навыков в рамках ССЗ распространялись на предприятия с 70 или более сотрудников, а Программа выплаты пособий по безработице − на предприятия с 30 или более сотрудников. В декабре 1999 года ССЗ распространялась на 46,5% наемных работников и лишь на 15,5% безработных. Таким образом, Программа выплаты пособий по безработице, по сути, не могла обеспечить определенный уровень дохода большинству безработных, даже при временном послаблении требований и увеличении периодов получения пособий. С другой стороны, некоторые исследователи утверждают, что Программа выплаты пособий оказала положительное влияние на рынок рабочей силы, потому что помогла многим безработным в чрезвычайно сложные периоды.
Пока в 2000 году мировая экономика восстанавливалась, корейская экономика начала быстрыми темпами преодолевать экономический спад. Тем не менее резкое снижение уровня безработицы (с 7,0% в 1998 году до 3,8% в 2001 году) говорит о том, что совокупность правительственных мер помогла преодолеть массовую безработицу.
Система страхования занятости
За 11 лет с 1998 по 2008 год количество охваченных страхованием учреждений и людей увеличивается по мере того, как расширяется ССЗ. Так количество охваченных учреждений увеличилось в 3,6 раза с 1998 по 2008 год, а число застрахованных человек за тот же период возросло в 1,8 раза. Доля учреждений, охваченных ССЗ, от общего количества учреждений увеличилась с 14,4% в 1998 году до 44,7% в 2008 году. Доля застрахованных человек от общего количества работников увеличилась с 26,4% в 1998 году до 47,1% в 2008 году (см. табл. 2). Эти данные свидетельствуют о том, что система социальной защиты для застрахованных работников расширяется. Однако около 53% работников, по большей части, временных, все еще не охвачены ССЗ [1, 9].
Таблица 2
Количество учреждений и людей, охваченных ССЗ в период с 1997 по 2008 гг.
Год
|
Количество учреждений
|
Количество застрахованных людей
| ||||
Количество учреждений, охваченных ССЗ
|
Вновь получившие ССЗ
|
Исключенные из ССЗ
|
Всего
|
Вновь застрахованные по ССЗ
|
Исключенные из ССЗ
| |
1997
|
47 427
|
8 927
|
5 205
|
4 280 430
|
1 345 231
|
1 392 542
|
1998
|
400 000
|
360 783
|
8 864
|
5 267 658
|
2 963 828
|
1 975 706
|
1999
|
601 394
|
240 596
|
33 954
|
6 054 479
|
3 330 353
|
2 499 662
|
2000
|
693 414
|
186 031
|
94 697
|
6 747 263
|
3 695 723
|
2 981 558
|
2001
|
806 962
|
226 642
|
114 332
|
6 908 888
|
3 435 154
|
3 234 745
|
2002
|
825 531
|
193 216
|
176 690
|
7 171 277
|
3 692 771
|
3 404 669
|
2003
|
845 910
|
191 248
|
173 275
|
7 203 347
|
3 449 449
|
3 394 502
|
2004
|
1 002 638
|
472 190
|
310 418
|
7 576 856
|
3 764 995
|
3 364 005
|
2005
|
1 148 474
|
607 766
|
417 033
|
8 063 797
|
4 264 292
|
3 720 733
|
2006
|
1 176 462
|
689 734
|
659 593
|
8 536 966
|
4 429 144
|
3 894 942
|
2007
|
1 288 138
|
778 957
|
652 456
|
9 063 301
|
4 642 261
|
4 061 173
|
2008
|
1 424 330
|
160 744
|
120 452
|
9 385 239
|
4 838 866
|
4 453 152
|
Число получателей и размер пособий по Программе выплаты пособий по безработице зависит от ситуации на рынке рабочей силы. В общем, количество получателей и размер пособий по безработице увеличивается по мере расширения ССЗ. Так, к 2008 году расходы на пособия по безработице растут быстрее, чем уровень безработицы. В свою очередь, Сун Т.К. предлагает разделить количество получателей пособий по безработице на количество безработных, это отношение можно принимать за показатель относительного охвата безработных пособиями по безработице (с оговоркой, что это число – относительный показатель, а не процентное соотношение. Так как число получателей пособий по безработице считает работника, который был безработным дважды или трижды в году). Рассчитанный показатель составлял 0,29 в 1998 году, 0,24 в 1999 году, 0,29 в 2000 году, 0,94 в 2007 году и 1,09 в 2008 году (см. табл. 3). Это значит, что пособий по безработице, направляемых на поддержку дохода безработных в 2008 году было в три раза больше, чем в 1998 году [1, 11].
Таблица 3
Количество получателей и размер пособий по безработице в период с 1997 по 2008 гг.
|
Количество претендентов на страхование по безработице
|
Пособие по безработице
| |||
Всего
| |||||
Количество человек
|
Количество человек, получивших разрешение
|
Отношение числа человек, получивших разрешение, к числу безработных
|
Количество человек
|
Размер страхования по безработице (миллионов вон)
| |
1997
|
50 991
|
50 774
|
0,089
|
49 117
|
78 737
|
1998
|
438 465
|
434 199
|
0,291
|
411 686
|
799 416
|
1999
|
327 929
|
325 220
|
0,237
|
484 772
|
936 163
|
2000
|
260 407
|
258 727
|
0,283
|
332 692
|
470 793
|
2001
|
349 245
|
347 303
|
0,411
|
428 156
|
845 116
|
2002
|
299 215
|
297 109
|
0,420
|
416 041
|
839 315
|
2003
|
379 600
|
375 561
|
0,483
|
502 211
|
1 030 304
|
2004
|
471 542
|
467 730
|
0,575
|
707 432
|
1 446 306
|
2005
|
565 753
|
562 524
|
0,675
|
812 768
|
1 751 974
|
2006
|
612 667
|
609 691
|
0,779
|
943 542
|
2 074 004
|
2007
|
687 765
|
685 024
|
0,935
|
1 009 180
|
2 434 032
|
2008
|
838 783
|
835 140
|
1,086
|
1 162 534
|
2 865 256
|
Изменение мер в отношении рынка рабочей силы в период с Азиатского финансового кризиса 1998 г. до мирового финансового кризиса 2008 г. представлены в табл. 4.
Таблица 4
Основные меры в отношении рынка рабочей силы во время финансовых кризисов 1998 и 2008 гг.
Основная политика в отношении рынка рабочей силы
| |
в 1998−2000 гг.
|
в 2008−2009 гг.
|
Создание рабочих мест
| |
– обеспечение общественных работ;
– субсидия на трудоустройство; – стимулирование трудоустройства за рубежом; – содействие новому венчурному предпринимательству; – содействие возвращению работников сельского хозяйства; – содействие новым малым предприятиям |
– большее количество рабочих мест для молодежи (содействие в прохождении стажировок и т.д.);
– обеспечение общественных работ (проект «Hope-Work»); – расширение спектра социальных услуг; – увеличение содействия самопомощи в трудоустройстве; – большее количество рабочих мест для пожилых людей |
Разделение и сохранение рабочих мест
| |
– содействие предотвращению попыток сокращений;
– содействие сохранению рабочих мест и повторному трудоустройству |
– расширение Программы сохранения занятости* (содействие прекратившим свою деятельность предприятиям, содействие при неоплачиваемом отпуске, содействие перемене рабочих смен)
|
Предоставление обучения и программы повышения квалификации
| |
большее количество программ повышения квалификации
|
– Программа работы при школе;
– Программа для молодежи «Новый старт»; – Программа улучшения профессиональных навыков для приходящих работников; – Программа S & M кооперативного обучения на крупных предприятиях |
Поддержка существования и стимулирование занятости
| |
– расширение охвата пособием по безработице;
– содействие в оказании поддержки существования бедным; – предоставление кредитов безработным |
– расширение охвата пособием по безработице;
– расширение содействия на первом этапе трудоустройства; – предоставление пособия на время поиска работы; – стимулирование региональной занятости |
Разное
|
|
– организация сети служб занятости;
– формирование информационной системы рынка рабочей силы |
Заключение
В заключении следует отметить, что четко разработанная система социального обеспечения является одним из решающих факторов, которые способствуют преодолению трудностей во время кризиса. Следует согласиться с мнением Сун Т.К., который считает, что странам следует развивать систему социального обеспечения до наступления экономического кризиса. Ведь если страна сталкивается с финансовым кризисом без действующей системы социального обеспечения, то необходимы быстрые и эффективные контрмеры для оказания помощи тем, кто потерял свои рабочие места и доход. Учреждение системы социального обеспечения сопряжено с большими затратами, чем расширение уже существующих систематических социальных программ. Также требуется некоторое время, прежде чем появится результат осуществления каких-либо мер. Поэтому страны должны строить собственную систему социального обеспечения в нормальные экономические циклы. Программы должны отвечать культурной и экономической ситуации отдельной страны и быть гибкими, чтобы во время кризиса было возможно их отрегулировать. Возможное расширение охвата программ и добавление более узконаправленных программ окажет помощь людям, пострадавшим во время кризиса [1].
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:15:08