Автохтонная и аллохтонная региональные этноэкономики
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (202), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одной из болезненных проблем современной России является наплыв нелегальных иммигрантов стран ближнего зарубежья. Они оседают в больших городах, и так уже переполненных, что вызывает социальную напряженность. В то же время в стране пустуют огромные территории, которые должны быть вовлечены в хозяйственный оборот. В статье предлагается на освоение этих территорий направлять иммиграционные потоки, создавая аллохтонные поселения.
Ключевые слова: автохтонные поселения, аллохтонные поселения, иммиграция, региональная этноэкономика
На протяжении многих веков проживающие на территории России этносы образовали устойчивый симбиоз, в котором каждый развивается в соответствии со своим историческим прошлым, особенностями образа жизни, трудовыми навыками. Образ жизни связан, прежде всего, с традицией и семьей. Поэтому в формировании стереотипа следует выделить такие элементы как религия, сословная традиция, семья [6]. Существующий симбиоз этносов стал возможным благодаря эффективной системе межкультурных коммуникаций. Межкультурная коммуникация является адекватным взаимопониманием двух участников коммуникационного акта, принадлежащих к разным культурам. Ключевую роль в коммуникационном процессе играет язык. У нас это – русский. Язык, благодаря которому и возникло наше государство, причем с минимумом этнических разногласий.
Демографическая ситуация в России позволяет утверждать, что приток иммигрантов в страну будет только усиливаться. Это создает социальную напряженность, особенно в больших городах. Следует отметить, что населяющий Россию суперэтнос – многонациональный. На территории страны многочисленные автохтонные2 поселения.
Уже много веков формы организации хозяйственной жизни здесь несут признаки соответствующей национальной культуры, следуют существующим традициям. Формы эти различны и зависят от уровня развития производительных сил и природно-климатических условий. Преемственность культурных традиций позволила сохранить и пронести сквозь тысячелетия практику уникального государственного строительства [2]. Именно такой путь развития российского суперэтноса позволил избежать этнических и конфессиональных разногласий и создать устойчивый симбиоз этносов. Благодаря этому в стране существует ситуация, о которой пишет Ю. В. Шалыганов: «… на территории Руси возник феномен. Люди разных национальностей как бы душой вросли в эту атмосферу и считали себя русскими… Под русскими мы понимаем всех, кто к таковым себя относит… Всех тех, кто чувствует в себе ту трудноуловимую в рациональной логике сущность, побуждающую считать себя русским» [5].
Аллохтонные поселения для эмигрантов
Сейчас из-за неблагоприятной демографической ситуации, улучшения которой в ближайшие 20 лет не ожидается, увеличивается доля пожилого населения и снижается доля трудоспособного. Это приводит к тому, что растет поток иммигрантов из стран ближнего зарубежья, в основном не контролируемый. Они оседают в больших городах, где возможности городской инфраструктуры уже достигли своего предела. Это проявляется в постоянных пробках на улицах, в нехватке детских учреждений, в плохом медицинском обслуживании, в неблагоприятной экологической обстановке. Приезжающие не имеют самых элементарных условий для проживания, медицинского обслуживания и социальной защиты, ухудшают криминогенную обстановку. Кроме того, они дестабилизируют рынок труда, что порождает у коренного населения ксенофобские настроения и ведет к социальной напряженности.
В то же время необходимо принимать во внимание, что в условиях глобализации миграционные потоки неизбежны.
В России негативные аспекты иммиграции усугубляются тем, что власть отстранилась от контролирования этого процесса.
Однако для объективной оценки иммиграции необходимо учитывать демографическую и социальнуюситуацию в стране. Нельзя считать нормальным, что в огромной стране средняя плотность составляет всего 8,3 чел/км2, в городах проживает более 73% населения. Численность же сельского населения на протяжении многих лет снижается. Даже в европейской части России плотность сельского населения крайне низкая (например, в Новгородской области 3,6 чел/км2). Обширные незаселенные и неиспользуемые территории ставят под угрозу само существование нашего государства. Поэтому управляемый приток иммигрантов может улучшить демографическую ситуацию в стране. По мнению специалистов, на территории России для ее устойчивого развития должно проживать 250 млн чел. Если иммигрантов направить не в города, где они вызывают социальную напряженность, а в незаселенные регионы, и создать там аллохтонные поселения, то это позволит решить не только социальные проблемы, но и внести вклад в экономическое развитие регионов.
Проблемы ассимиляции прибывающих эмигрантови социальной инфраструктуры
Все приезжающие к нам люди у себя на родине занимались производительным трудом, и если им дать возможность продолжать такую деятельность, на неиспользуемых территориях, возникнут очаги региональных этнонациональных экономик. Однако надо помнить, что хозяйственно-экономическая деятельность осуществляется в конкретной природной среде и духовнонравственной атмосфере [1].
Сейчас уже всеобщее признание получило мнение, что человек – продукт, прежде всего, совокупности освоенной им культурной практики. Культура формирует человека. Проявление этнического менталитета осознается самими его носителями и проявляются во внутриэтнических отношениях. Образ жизни связан, прежде всего, с традицией и семьей [6]. Именно это затрудняет ассимиляцию прибывающих к нам иммигрантов с юга. У них очень сильны национальные культурные традиции, и они не хотят воспринимать господствующую в наших больших городах массовую либеральную культуру с ее шоу-бизнесом, поп-звездами, дебилизирующими людей средствами массовой информации; уничтожение памятни- ков национальной культуры (разорение усадьбы Архангельское, коттеджами на Бородинском поле), кризис семьи [5].
В отдельном аллохтонном поселении люди смогут жить и трудиться в привычной для них обстановке, как сейчас у нас живут многочисленные автохтонные образования. Именно они являются ядрами этнонациональной экономики в регионах и способствуют созданию в стране внутреннего межрегионального рынка.
Однако для этого на территориях должна появиться транспортная и социальная инфраструктуры, развитию которых до последнего времени наше государство практически не уделяло внимания.
Социальная инфраструктура села имеет свои особенности, которые отражают специфику сельскохозяйственного производства. В самом общем понимании социальная инфраструктура представляет собой систему элементов искусственной среды обитания, выполняющая важную социальную функцию – обеспечение условий для воспроизводства населения. В таком толковании социальная инфраструктура не просто сфера обслуживания населения, призванная удовлетворить ряд насущных традиционных потребностей населения, но, и, еще в большей степени, определенный механизм, управляющий развитием существующих черт образа жизни и, в конечном счете, работающий на формирование перспективных социальных форм жизнедеятельности субъектов [4].
Можно отметить, что, во-первых, социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, во-вторых, следит за здоровьем и образованием, в-третьих, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, через сеть торговых учреждений, в-четвертых, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей [4].
Что необходимо делать для улучшения ситуации?
Сейчас в условиях глобализации цивилизационное самоопределение нации стало проблемой. Глобализация вносит свои коррективы и вызовы в понимание идентичности. Если прежде для России, в частности, важны были, по меньшей мере, национальная и цивилизационная идентичности, то сегодня говорят о размывании основ национальной идентичности, о возможности замены ее глобальной, наднациональной. Самоопределение России в мире невозможно без учета цивилизационной и геополитической сторон, что позволяет говорить о России не как о Европе, не как об Азии, а как о Европе и Азии одновременно [3]. Сегодняшняя Россия должна учитывать и тактически и стратегически эту свою геополитическую специфику, чтобы научиться разговаривать с западом, актуализируя европейское свое начало, а с востоком – азиатское. Именно с этих позиций и надо начинать всестороннюю модернизацию российского общества, помня при этом, что нельзя выйти из кризиса в сфере экономики, игнорируя культурные основы, основы социокультурной и национальной идентичности общества и индивидов. И далее нравственной основой модернизации современной России может быть общность интересов разных социальных, этнических, конфессиональных, политических слоев и групп [3].
В этих условиях существенную проблему для страны создают иммиграционный процесс населения из стран ближнего зарубежья, о чем уже говорилось выше. Для улучшения ситуации следует:
1) сделать эти притоки контролируемыми, то есть ликвидировать приток нелегальных иммигрантов, оседающих в городах;
2) разрешить приезд семей и направлять их для проживания на неиспользованные территории, создавая там аллохтонные поселения, в которых приезжие смогут жить в соответствии со своими культурными традициями, привычками, трудовыми навыками;
3) аллохтонные образования должны иметь институциональную инфраструктуру, основанную на принципах прямой демократии;
4) знание русского языка для приезжих является обязательными, поскольку только в этом случае они смогут стать полноценными участниками процесса социального развития страны.
Заключение
Возникновение аллохтонных образований не внесет каких-либо усложнений организационно-хозяйственной жизни страны, поскольку в регионах сохранилась внутренняя несхожесть общественно-хозяйственных систем, несводимые друг к другу хозяйственные образования; регионы находятся на разных уровнях социально-экономического развития. У нас должна реализовываться модель смешанной экономики, основанной на «многообразии форм хозяйствования, параллельно существующих как части единой организации, на многомерности хозяйственной деятельности… Это не недостаток, а свидетельство внутреннего источника развития» [2].
Источники:
2. Афанасенко И.Д. Экономика и духовная программа России. – СПб: Третье тысячелетие, 2001. – 414 c.
3. Барсова Т.Е. Ценности – старые и новые – как основа социокультурной идентичности российского общества // Записки филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Историко-культурный и экономический потенциалы России: наследие и современность: материалы международной научно-практической конференции. – 2010. – №8. – С. 6−11.
4. Лихачев Н.Е. Села Социальная Инфраструктура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_soc/SELA-SOCIALNAJA-INFRASTRUKTURA-10781.html.
5. Шалыганов Ю.В. Проект Россия. Четвертая книга: Большая идея. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с.
6. Якубовская И.В. Архивные материалы и изучение формирования этнических стереотипов: поляки и русские в последней трети ХIX в. // Документальное наследие Новгорода Новгородской земли: Проблемы сохранения и научного использования. Материалы десятой научной конференции историков-архивистов. – 2011. – С. 148−154.
Страница обновлена: 06.08.2024 в 10:50:13