Анализ эффективности производства и продаж

Терешина В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (202), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Терешина В.В. Анализ эффективности производства и продаж // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – С. 90-94.

Аннотация:
В статье рассматриваются общие подходы к формированию финансовой отчетности как совокупности данных, позволяющих внешним пользователям принимать обоснованные экономические решения.

Ключевые слова: финансовая отчетность, отчет о движении денежных средств, Отчет о прибылях и убытках, пользователи финансовой информации



Своевременное и точное выполнение договорных обязательств о поставках продукции является проявлением высокой организации согласованности работы производственных подразделений и служб. При проведении анализа необходимо оценивать не только степень выполнения обязательств, но и условий, в которых они осуществляются, а также условий, которые влияют или могут влиять в дальнейшем на условия поставки [2]. Для объективной оценки качества продукции большое значение имеет анализ рекламаций, поступивших от покупателей в виде претензий на приобретенную ими продукцию. В процессе анализа необходимо изучить в динамике изменения удельного веса от рекламированной продукции в общем ее выпуске. Кроме того, необходимо выявить основные причины, повлекшие за собой рекламацию на соответствующую продукцию. В практике экономического анализа среди таких причин наиболее часто встречаются:

– несоответствие качества сырья и материалов;

– нарушение технологий и процессов изготовления;

– неисправность оборудования;

– низкий уровень квалификации и подготовки кадров;

– порча продукции при транспортировке и в процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Рекламации в известной мере свидетельствуют о несоблюдении качества поставляемой продукции. Как правило, отдельные предприятия несут большие потери от брака выпускаемой продукции, поэтому уменьшение и полное исключение брака являются резервом дополнительного выпуска продукции и должно учитываться при оценке выполнения производственной программы [1].

В свою очередь, за срыв или несвоевременность поставки продукции цеху-виновнику предъявляются претензии или санкции. Размер санкций за нарушения графика сдачи готовой продукции, запасных частей, деталей, заготовок (полуфабрикатов) рассчитывается следующим образом:

П = Цотп × R × К × Д , (1)

где:

П – размер претензии по изделию за единицу срыва,

Цотп – отпускная цена изделия,

R – рентабельность (%),

К – доля фондов материального поощрения по заводу (%),

Д – доля прибыли, распределенная по подразделениям в общей прибыли (%).

Факторы, влияющие на объем производства и реализации продукции

На предприятиях объем производства и реализации продукции складываются под воздействием многочисленных и разнообразных факторов. Все факторы, влияющие на объем производства и реализации продукции могут быть сведены к следующим укрупненным группам:

1) факторы, связанные с обеспечением предприятия основным капиталом, в том числе денежными ресурсами и интенсивностью их использования;

2) факторы, связанные с обеспеченностью предприятия материальными ресурсами (сырьем, материалами, топливом и т.д.) и их использованием;

3) факторы, связанные с обеспеченностью предприятия кадрами (трудовыми ресурсами) и их использованием;

4) факторы, связанные с инновационной политикой (нововведения новых технологий, ноу-хау), обновления оборудования или продукции;

5) факторы, связанные с напряженностью рынка, поведением потребителей;

6) рыночные факторы:

– цена товара;

– качество товара (конкурентоспособность);

– наполненность рынка аналогичными товарами;

– платежеспособность покупателей;

– индекс уверенности покупателей;

– индекс настроения покупателей;

– выбор целевых сегментов рынка;

– позиционирование товара на рынке;

– уровень профессиональной компетентности маркетинговых подразделений.

На изменение объема реализации продукции также влияют такие факторы, как производство и отгрузка продукции за отчетный период, остатки готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец отчетного периода [2].

Факторы изменения объема продаж рассчитываются приемом сравнения. При этом необходимо учитывать, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец периода и товаров, отгруженных на конец периода, оказывают влияние, обратное по знаку изменению самих этих показателей.

Факторный анализ производственной программы

На этапе формирования производственной программы и заключения договоров целесообразно определить экономические последствия изменений условий договоров (сроков и объема поставок, цен на сырье и продукцию и т.д.), а также влияние отклонений затрат от установленных нормативов, фактически имевших место на предприятии, на общую сумму прибыли, которую планируется получить к концу анализируемого периода. Такая задача решается с помощью факторного анализа производственной программы по отдельным договорам на поставку продукции с учетом технологических особенностей выпуска того или иного вида продукции и динамики фактического уровня затрат по отдельным изделиям. Он базируется на взаимосвязи прибыли и затрат. Методика анализа указанного соотношения предполагает расчет влияния объема продаж и затрат на величину прибыли. При анализе объема производства и реализации продукции предприятия рассматривается обратная задача: исходя из заданной прибыли рассчитывается необходимый для ее получения объем продаж и соответствующий ему объем производства при определенном уровне расходов. Влияние на общую сумму прибыли уровня постоянных и переменных расходов, объема производства и реализации, цен на материалы и продукцию определяются по каждому отдельному договору по формуле:

П = К × Ц – (МЗ + Отр) – Руп – Пн , (2)

где:

П – прибыль

К – количество изделий одного наименования в натуральном выражении

Ц – цена единицы продукции

МЗ – прямые материальные затраты в стоимостном выражении для производства отдельных видов продукции

Отр – прямые затраты на ОТ рабочих

Руп – условно-постоянные расходы

Пн – прибыль в остатках нереализованной продукции.

Указанная формула позволяет установить влияние на возможную прибыль следующих факторов:

– отказы от договоров по инициативе покупателей (в связи с низким качеством продукции, снижением спроса на нее, нарушением сроков поставки);

– изменения объема производства по инициативе покупателей;

– замены материалов, в том числе по вине поставщиков;

– изменения цен на материалы, продукцию и др.

Выводы

Таким образом, выделив основные факторы, оказывающие влияние на изменение объема производства и продаж, можно на основе расчета влияния факторов с применением факторной модели прогнозировать не только предполагаемую прибыль от будущих продаж, но и устранять влияние нежелательных или отрицательно влияющих факторов на возможный рост объема производства и реализации продукции предприятия.


Источники:

1. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: пер. с англ. / Под ред. проф. Я.В. Соколова. − М.: Финансы и статистика, 1996.
2. Томас П. Казмин, Альберт Р. Маклин. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP). − М.: ИНФРА-М, 1998.
3. Хендрексен Е.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета: пер. с англ. / Под ред. проф. Я.В.Соколова. − М.: Финансы и статистика, 1997.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:13:48