Конкурентоспособность инновационного проекта: содержание, факторы, оценка
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (202), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Барсуков Д.П., Скорчеллетти Д.С. Конкурентоспособность инновационного проекта: содержание, факторы, оценка // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – С. 49-54.
Аннотация:
В статье предложен методический подход к оценке конкурентоспособности инновационного проекта. Такая оценка позволит сформировать представление об уровне соответствия инновационного проекта требованиям рынка, выявить его сильные и слабые стороны.
Ключевые слова: инновационный проект, факторы конкурентоспособности, показатели конкурентоспособности, предпринимательское новшество, конкурентоспособность инновационного проекта
Конкурентоспособность инновационного проекта – это его динамичное свойство, характеризующее его способность быть реализованным в условиях рыночной конкуренции и отражающее привлекательность проекта как для потребителя, так и для инвесторов, что определяется степенью его экономической эффективности. Приведенное определение конкурентоспособности инновационного проекта включает следующие смыслообразующие положения.
Во-первых, конкурентоспособность является динамичным свойством инновационного проекта и формируется на начальных стадиях его реализации: стадиях научных исследований (разработки проекта и его инвестиционных программ) и внедрения инновационной идеи как предпринимательских новшеств.
Во-вторых, конкурентоспособность как свойство инновационного проекта рассматривается с разных точек зрения – потребителя и инвестора. Потребителя интересует совокупность потребительских и стоимостных характеристик результата реализации проекта. Поэтому в данном контексте конкурентоспособность инновационного проекта выражает отличия результатов реализации проекта (его состояние) на рынке через степень удовлетворения инновационного продукта его потребителями. Инвестора же интересует экономическая прибыльность проекта.
Факторы конкурентоспособности инновационного проекта
В функциональном плане факторы конкурентоспособности инновационного проекта могут выражать либо качество инновационного продукта, его стоимость (ценность) и технико-экономические характеристики, либо состояние производственного и ресурсного потенциалов, либо отражают комплексный подход, когда рассматриваются факторы, и продуктовая составляющая конкурентоспособности, и состояния ресурсной и производственно хозяйственной базы комплексно, совместно. Тогда, исходя из характера и сферы действия, факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние факторы.
Значительное многообразие и разнохарактерность факторов конкурентоспособности определяет необходимость выбора важнейших из них применительно к конкретному инновационному проекту. Инновационный проект не является рыночным субъектом (экономической системой). Он является только совокупностью новых идей и действий (мероприятий), направленных на их воплощение, результатом которых является новый уникальный – инновационный продукт, реализуемый на соответствующем рынке, качество и ценность которого должна соответствовать потребностям будущих (при разработке и внедрении) и настоящих потребителей (при функционировании проекта), а также экономическим «чаяниям» инвесторов.
Соответственно, инновационному проекту не присущи внутренние конкурентные свойства экономической системы (организации), основанные на собственной ресурсной базе. Поэтому возможности реализации инновационного проекта в полной мере определяются возможностями (условиями) внешней среды (ее состоянием, в том числе и ресурсным, а также действиями непосредственных и косвенных участников проекта: инвесторов, потребителей, органов власти).
К внутренним свойствам инновационного проекта, обеспечивающим возможность его реализации (инвестиционные факторы), можно отнести финансовую состоятельность проекта и ресурсные возможности (потенциал) его реализации.
К внешним свойствам инновационного проекта относятся факторы состояния конкурентной среды (в том числе, и состояние ресурсного потенциала) а также инновационные и маркетинговые факторы, которые связывают цели и результат реализации проекта с его с главным внешним рыночным окружением – потребителями инновационного продукта. Все факторы конкурентоспособности инновационного проекта, образуя целостную систему, являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, они формируют его функциональные подсистемы. Соответственно, системное управление конкурентоспособностью инновационного проекта состоит в том, чтобы, оказывая управляющее воздействие на факторы его конкурентоспособности, обеспечить формирование, поддержание и развитие его конкурентных преимуществ разного уровня (стратегических, тактических, текущих) в условиях рыночной конкурентной среды, определяемой высокой степенью неопределенности и изменчивости.
Существующие методические подходы к оценке конкурентоспособности
Большинство предлагаемых отечественными специалистами методических подходов к определению конкурентоспособности базируются на аддитивном подходе, то есть на расчете интегрального показателя конкурентоспособности путем объединения ее единичных (частных) показателей.
Применение экспертных методов позволяет, во-первых, собирать не только количественные, но и качественные показатели (например, о достаточности ресурсов для обеспечения конкурентоспособности ИТ, квалификации персонала и т.д.), и, во-вторых, перенести задачу сбора информации на профессиональный менеджмент, который наилучшим образом ориентируются в данной отрасли деятельности, в том числе в области обеспечения конкурен ции ИТ. Информационная ценность экспертных методов существенно воз-растает, если их применение имеет регулярный характер.
Достоинством аддитивного подхода является очевидная простота и возможность учета важности единичных показателей конкурентоспособности, вследствие чего интегральный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство конкурентоспособности. В рамках мультипликативного подхода комплексный показатель конкурентоспособности представляется как средне взвешенный геометрический показатель единичных показателей конкурентоспособности, выраженных в мультипликативной форме:
, (1)
где – произведение аргументов с номерами i = 1, 2, 3, ..., n.
Определение комплексного показателя конкурентоспособности может осуществляться через средневзвешенное арифметическое единичных показателей конкурентоспособности:
, (2)
где n – общее число единичных (частных) показателей конкурентоспособности предприятия.
Определение комплексного показателя конкурентоспособности через среднее арифметическое отдельных видов продукции осуществляется по следующей формуле:
, (3)
где L – общее число единичных (частных) показателей конкурентоспособности.
В качестве стратегической цели и критерия успешности реализации инновационного проекта, а соответственно и обеспечения его конкурентоспособности может рассматриваться стоимость ИТРП, которая характеризует благосостояние его участников. Поэтому для определения конкурентоспособности ИТРП также может быть использованы стоимостной подход, в рамках которого традиционно существует три подхода к оценке стоимости: доходный подход (income approach); сравнительный (рыночный) подход (market approach); затратный подход (на основе активов) (asset based approach).
По нашему мнению, стоимостной подход к оценке конкурентоспособности предприятия является дополнительным, прикладным подходом в совокупности методических подходов оценки конкурентоспособности инновационного проекта, так как он направлен на оценку конкурентоспособности не самого проекта, а на оценку конкурентоспособности его участников (оценки повышения их благосостояния, то есть степени предотвращения утечки капитала к конкурентам) и соответственно никак не выражает собственно конкурентоспособность инновационного проекта.
Для оценки множества разнонаправленных (формализованных и неформализованных) факторов конкурентоспособности инновационного проекта может использоваться метод анализа иерархии. В основе данного метода лежит оценка значимостиэлементов – показателей конкурентоспособности, которые оцениваются по специальной шкале экспертами. На основании обработки экспертных оценок методом парных сравнений определяется относительная степень взаимного влияния показателей конкурентоспособности в иерархии. Парные сравнения показателей конкурентоспособности проводятся в терминах доминирования одного из элементов над другим.
Выводы
На основе анализа существующих методических подходов к определению конкурентоспособности, необходимо сделать следующие выводы.
1. Наиболее перспективным (с практической точки зрения) для применения к оценке конкурентоспособности инновационного проекта, вследствие простоты его расчетной части и наглядности, является методический подход к оценке на основе определения средних взвешенных арифметических показателей с применением экспертного методов расчета весов (значимости) единичных показателей конкурентоспособности. По нашему мнению, точность экспертных оценок лиц, профессионально действующих на данном рынке вполне достаточна для решения данной задачи. Кроме того, для снижения субъективности применения экспертных методов можно проводить дополнительную статистическую обработку.
2. В качестве показателей конкурентоспособности инновационного проекта предлагается использовать единичные (частные), общие и итоговый (интегральный) показатели конкурентоспособности в форме относительных показателей – коэффициентов конкурентоспособности. Частные показатели выражают количественные значения компонентов каждой составной части итоговой конкурентоспособности, то есть частных компонентов (элементов) инновационной, маркетинговой, инвестиционной и ресурсной конкурентоспособности.
Источники:
2. Криворотов В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2004. – № 1/2. – С. 102−104.
3. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.
4. Туманов К.М. Обеспечение конкурентоспособности предприятия: инновационный аспект. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. – 151 с.
5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 544 с.
6. Шабасов А.А. Конкурентоспособность инвестиционных проектов. – СПб.: Стройиздат, 2003. – 66 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:15:01