Prospects of Introduction of the Public-Private Partnership Concept into Cultural Domain of the Russian Federation

Aleksandr Evmenov, Gennadiy Golubev

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 4 / February, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
At present, public-private partnership is one of the key solutions to the problem of raising managerial efficiency with regard to cultural entities owned by the state, as well as to financing thereof. The paper looks upon prospects for introducing that tool into the cultural economy in order to sustain the development of Russia’s cultural realm.

Keywords: investment, public-private partnership, project, cultural realm



В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобретают модели взаимодействия государственного и частного секторов национальной экономики, направленные на привлечение дополнительных ресурсов в развитие общественной инфраструктуры, повышение эффективности функционирования объектов управления, а также на снижение нагрузки на бюджеты всех уровней при условии сохранения высокого качества услуг, оказываемых населению в рамках реализуемых проектов.

Анализ ряда аналитических материалов и статистических данных, проведенный авторами, выявил, что сфера культуры Российской Федерации в настоящее время развивается динамично. В целом преодолены негативные тенденции, сложившиеся в условиях перехода отрасли к рыночным отношениям.

По нашему мнению, эффективное решение ряда существующих проблем возможно путем внедрения в сферу культуры концепции государственно-частного партнерства (ГЧП), которая возникла в 90-е годы ХХ века в США и Великобритании в условиях снижения роли государства в экономике, активизации процессов привлечения частного капитала в общественный сектор.

Важно отметить, что при использовании механизма ГЧП обе стороны соглашения (государство и бизнес) получают ряд существенных выгод. Так, частные компании могут радикально расширить спектр деятельности, привлечь бюджетные ресурсы в свои проекты, получить доступ к банковским кредитам за счет получения государственных гарантий реализации проекта, сформировать положительный имидж компании, а также существенно снизить риски.

Органы государственного управления прибегают к различным моделям ГЧП с целью дальнейшего развития территорий, их инфраструктуры, повышения качества жизни в регионе, снижения бюджетных расходов, привлечения средств инвесторов, в том числе и зарубежных.

Проблема законодательного обеспечения государственно-частного партнерства

Очевидно, что преимущества, получаемые обществом и отдельными хозяйствующими субъектами в результате применения рассматриваемой концепции, актуальны для сферы культуры России. Кроме того, мировой опыт свидетельствует о том, что приход частных компаний, в рамках моделей ГЧП, в ту или иную отрасль народного хозяйства повышает степень конкуренции в ней, что способствует повышению качества оказываемых услуг и сдерживает рост цен.

Общепризнанно, что сфера культуры напрямую затрагивает национальные интересы, сохраняет исторические традиции народа, кроме того, оказывает существенное влияние на перспективы экономического и социального развития территорий, качество трудовых ресурсов, весь процесс воспроизводства человеческого капитала. Инфраструктура сферы культуры РФ, в свою очередь, в настоящее время нуждается в существенном обновлении и модернизации. Подчеркнем, что еще в опубликованном в 2005 году тексте Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2010 гг.) отмечалось, что «важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает: развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры; развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры [6].

Однако успешное развитие государственно-частного партнерства не возможно осуществить в рамках отдельной отрасли, так как необходимо формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей систему регулирования данного вида деятельности в масштабах страны. Причем принятие единичных законодательных актов не является прочной основой для внедрения рассматриваемой концепции, так как следует разработать целый комплекс законов, устанавливающих порядок взаимодействия частных инвесторов с органами государственного управления на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

Зарубежный опыт

В мировой практике в настоящее время не существует единого подхода к формированию законодательной базы ГЧП, механизм партнерства частного сектора с государством имеет весьма существенные особенности в разных странах мира. Формы, в которых реализуется государственно-частное партнерство, также разнообразны, существует широкий спектр модификаций, зависящих от сферы применения (отрасли народного хозяйства) и национальных законодательных норм. Так, авторы книги «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации» А.А. Алпатов, А.В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе выделяют следующие формы (модели) ГЧП: концессия, особые экономические зоны, инвестиционный фонд РФ, аренда (лизинг), соглашение о разделе продукции, государственные контракты, совместные предприятия, инфраструктурные облигации [1]. По мнению авторов, рассматривая перспективы внедрения моделей государственно-частного партнерства в сферу культуры, следует выделить в качестве наиболее перспективных такие формы как концессия; государственный контракт; аренда. Кроме того, в настоящее время разрабатывается несколько проектов создания туристско-рекриационных открытых экономических зон, которые будут включать в свой состав якорные объекты, оказывающие населению услуги культурного характера.

Внедрение концепции ГЧП в национальную практику требует, в первую очередь, сильной политической воли государства и большой аналитической работы. Интересен опыт Китайской народной республики, где в рамках разработки национальной концепции государственно-частного партнерства была проведена масштабная подготовительная работа, в 2005 году был организован Китайский форум ГЧП, привлечены экспертные группы Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, что позволило учесть передовой опыт развитых стран и адаптировать его к национальным особенностям экономики. Подчеркнем, что помимо разработанной нормативно-правовой базы, механизм стимулирования ГЧП включает развитую институциональную инфраструктуру. Анализ практики промышленно развитых стран показывает, что с целью методологической поддержки региональных и местных органов власти, участвующих в разработке и реализации проектов ГЧП, а также для координирования усилий различных министерств и ведомств в данном направлении целесообразно формирование единого специального органа поддержки проектной деятельности в рамках ГЧП, а также подразделений в рамках отраслевых органах власти.

Проблема конкуренции проектов

Важно отметить, что развитие ГЧП не возможно в условиях низкого уровня правовой и экономической подготовки участников процесса – сотрудников государственных органов власти, особенно муниципальных и региональных, в области оценки инвестиций. С целью повышения профессионализма управления в рассматриваемой сфере следует шире привлекать к процессу конкурсного отбора проектов, претендующих на реализацию с привлечением государственных ресурсов, представителей профессиональных сообществ – юристов, экономистов, финансовых аналитиков, особое внимание должно быть уделено оценке и перераспределению рисков.

Мировая практика свидетельствует о том, что одним из важных условий успешной реализации концепции государственно-частного партнерства в любой отрасли является наличие конкуренции проектов, соперничества частных и государственных компаний за получение контрактов на предоставление населению социально значимых услуг. В России в настоящее время отсутствует рынок проектов и весьма узок круг негосударственных компаний, оказывающих населению услуги культурного характера или стремящихся заключить подобные контракты. Однако в качестве пилотных вариантов можно указать опыт восстановления частными компаниями нескольких дворянских усадеб в центральной России Особый интерес представляет стартовавший в конце 2011 года проект восстановления крепости «Орешек» в городе Шлиссельбурге Ленинградской области, включающий работы по восстановлению крепости – памятника культуры, создание обширного историко-архитектурного парка. Инициатором и соинвестором проекта является Российский Фонд развития культуры и образования, который создан с целью поддержки комплексных проектов, объединяющих сферы культуры, досуга, образования и девелопмента. Проект восстановления крепости «Орешек», по нашему мнению, удовлетворяет основным требованиям к проектам государственно-частного партнерства. Так, его общая стоимость составляет 12 млрд рублей, срок реализации – 10 лет, имеет место софинансирование и разделение рисков между государством и инвестором (в городском бюджете 2012 года зарезервировано около 3 млн рублей). Следует отметить, что в случае успеха ожидается не только создание нового культурно-исторического объекта, но и возрождение депрессивного муниципального образования (г. Шлиссельбург) путем создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры города.

Заключение

Таким образом, для внедрения концепции государственно-частного партнерства в российскую практику следует усовершенствовать законодательную базу, в том числе касающуюся государственных гарантий для инвесторов, участвующих в социально значимых проектах, сформировать методические центры внедрения ГЧП в регионах и отраслевых министерствах, разработать механизм стимулирования конкуренции между частными и государственными подрядчиками за право выполнения работ по государственным контрактам, а также шире привлекать к работе в консультационных советах по государственно-частному партнерству независимых экспертов, общественные и профессиональные объединения. Несмотря на то, что концепция государственно-частного партнерства в настоящее время только начинает внедряться в российскую хозяйственную практику, данное направление представляется перспективным с точки зрения привлечения существенных инвестиционных и организационных ресурсов в сферу культуры Российской Федерации с целью развития ее инфраструктуры, сохранения объектов культурного наследия, а также повышения качества обслуживания населения и качества жизни в регионах России.


Страница обновлена: 19.05.2025 в 21:46:26