Формирование механизма антикризисного управления предприятием сферы услуг с учетом фактора времени
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается механизм антикризисного управления с точки зрения движения предприятия по кривой жизненного цикла. Определяются приоритетные проблемы совершенствования системы антикризисного управления в условиях инновационного развития и учетом фактора времени.
Ключевые слова: инновационное развитие, антикризисное управление, механизм антикризисного управления
На сегодняшний день из всех сфер деятельности, наибольшей динамичностью обладает сфера услуг, так как организации и предприятия, функционирующие в этой области, сталкиваются не только с отличительными характеристиками сферы услуг, благодаря которым усложняется их развитие, но и с большим количеством участников и постоянно действующих факторов. Сложность и динамичность этого процесса проявляется еще в том, что одни участники рынка приходят, другие уходят, и экономические барьеры для этих действий невысоки, тем самым идет изменение потребностей покупателей, условий договоров с партнерами, и, следовательно, самих условий развития и функционирования предприятия в данной сфере. Именно поэтому предприятия сферы услуг должны сочетать в себе гибкость, быстроту реакции на происходящие изменения, адаптивность, устойчивость и целенаправленность, что достигается с помощью антикризисного менеджмента, где основная особенность заключается в повышенной чувствительности к фактору времени. Эта особенность связана с тем, что в результате развития кризиса возможно наступление необратимых последствий, вплоть до ликвидации предприятия.
Стадии жизненного цикла предприятия и антикризисное управление
Наглядно интенсивность антикризисного управления в жизнедеятельности предприятия можно представить в виде рис. 1 (см. ниже), отражающего актуальность и инструменты механизма антикризисного управления относительно кривой жизненного цикла, где видно, что чем выше уровень развития предприятия, тем сложнее становятся инструменты механизма антикризисного управления. Это связано с тем, что каждая последующая стадия жизненного цикла предприятия усложняет связи и подразделения этого предприятия, повышается его структурность, бюрократичность, размерность и т.д.. Причем сложность инструментария механизма антикризисного управления зависит и от качества самого управления и соответствия его нарастающим мощностям предприятия. Если оно не соответствует данным мощностям, то, следовательно, управление не соответствует этапу развития, на котором находится предприятие, в результате чего темпы эффективности управления замедляются и предприятие входит на стадию «спада», где в последующем возникает кризис управления, а вслед за ним – кризис управляющей системы, что влечет за собой уход предприятия с рынка.
Рис. 1. Интенсивность антикризисного управления на разных фазах развитияпредприятия сферы услуг (сост. автором)
Рассматривая более подробно рис. 1, следует отметить, что при стабильном состоянии предприятия сферы услуг (плоскость АМ), основными функциями антикризисного управления являются своевременное распознавание кризисных явлений в целях подготовки к возможному кризису и проведения профилактики, то есть антикризисный мониторинг, который позволяет заблаговременно обнаружить угрозы кризиса и подготовиться к смягчению его последствий. На кривой жизненного цикла, как правило, это середина каждой стадии, именно в этот момент менеджмент предприятия находит оптимальные инструменты механизма управления, позволяющие достигать поставленных целей в небольшой промежуток времени. При неустойчивом развитии предприятия (плоскость АР) антикризисное управление входит в фазу антикризисного регулирования. Применяются меры по стабилизации ситуации, предотвращению развития и углубления кризисных явлений. Эту фазу система антикризисного управления проходит в случае входа или выхода из кризиса на пути к стабильному состоянию. И кризисное состояние предприятия (плоскость АУ) характеризует антикризисное управление с точки зрения обеспечения жизнедеятельности предприятия, минимизации отрицательных последствий и ущерба, а также использования факторов кризиса для развития системы управления и самого предприятия. Если такие факторы не были использованы для дальнейшего развития, то предприятие не переходит на следующую стадию развития, а наоборот, погружается в глубокий системный кризис и в последующем уходит с рынка.
Таким образом, цели, задачи и функции в механизме антикризисного управления предприятием различны и зависят от стадии развития предприятия и движения его по этой кривой в определенном промежутке времени. Учитывая, что время обладает такими характеристиками, как необратимость, невосполнимость и быстротечность, данный фактор необходимо рассматривать как главенствующий при формировании механизма антикризисного управления.
Стратегия устойчивого развития и фактор времени
Своевременность управленческих решений и эффективность антикризисного управления здесь обеспечивается с помощью области устойчивости, которая позволяет видеть динамику развития предприятия. Эту область устойчивости наполняют динамические показатели системы управления и предприятия [2], по структурным элементам, и соответствующие стадии развития предприятия, позволяющие видеть изменения в том подразделении, в котором они происходят, применять необходимые антикризисные инструменты, адекватно и своевременно реагировать на кризисные явления. Следовательно, область устойчивости предприятия становится главным индикатором системы антикризисного управления, чувствительность которого позволяет видеть необходимость в преобразованиях этой системы управления и ее структурных подразделений.
Развитие управления всегда опирается на определенный потенциал, который является источником и гарантом развития. Для приобретения нового качества, которое определяет развитие, необходимы ресурсы. Но развитие определяется не только наличием ресурсов, но и их распределением, использованием и пополнением в бизнес-процессах (см. рис. 2 на с. 142). Результатом их использования становится услуга, которую приобретает покупатель, удовлетворяя тем самым свои потребности. Все эти процессы находятся в тесной взаимосвязи и существуют в поле постоянно действующих факторов внешнего окружения. Правильно выстроенная система антикризисного управления позволяет добиваться эффективности и конкурентоспособности управления, обеспечивая предприятию устойчивое развитие. Основным инструментом достижения этих результатов становится стратегия устойчивого развития, в которой учтены факторы экономии времени. Это расчет времени, его исследование, контроль, измерение, приобретение через повышение уровня образования, квалификации и качества [1]. А также планирование времени, распределяя его резервы, поле функций и освобождая время с помощью делегирования функций и полномочий.
Рис. 2. Совершенствование системы антикризисного управления с учетом фактора времени в условиях инновационного развития (сост. автором)
Инновационная деятельность
Таким образом, можно сказать, что исходя из потенциала предприятия, формируется виденье, на основании которого строятся стратегии, реализуемые во временном промежутке. При этом данные стратегии должны быть ориентированы на решение приоритетных проблем совершенствования системы антикризисного управления с учетом современных тенденций и технологий, существующих и активно внедряемых в сфере услуг.
Современный ритм жизни и динамизм внешнего окружения ставит перед предприятием сферы услуг определенные приоритетные задачи, которые оно должно решать, обеспечивая тем самым себе толчок для дальнейшего развития. Так как результат данных решений должен увеличивать конкурентоспособность предприятия и обеспечивать его устойчивость развития, то самым адекватным инструментарием здесь становятся введение различного рода и степени новизны инноваций, позволяющие в короткие временные промежутки добиваться успеха предприятию даже в кризисных условиях. Поэтому система антикризисного управления должна опираться на инновационную деятельность, и ее совершенствование должно идти в соответствии с современными тенденциями развития сферы услуг.
На рис. 2 видно, что в промежутке между позициями «бизнес-процессы» и «цена», обеспечивающими эффективность управления, находится блок приоритетных проблем и задач «что продавать/предлагать?». Решение этих задач должно носить инновационный характер, доля инноваций определяется стадией развития предприятия и факторами внешнего окружения. Благодаря им, предприятие сферы услуг увеличивает свою конкурентоспособность, укрепляя конкурентные позиции на рынке. Главное – не останавливаться на достигнутых результатах, и продолжать исследовать, формировать новые потребности у существующих и потенциальных клиентов, что позволит предприятию увеличить свои мощности в перспективе с хорошим, устойчивым развитием. А чтобы устойчивость развития у предприятия, была на высоком уровне, необходимо постоянно решать задачи с ключевым вопросом: как продавать? Инновационная деятельность здесь проявляется через реализацию и использование прогрессивных технологий: интернет, сотовая связь, а также новые рекламные технологии и многое другое.
Таким образом, проблемы и задачи инновационного характера всегда должны быть в приоритетах у предприятия сферы услуг, если оно планирует быть инновационным, конкурентоспособным и обладать высокой устойчивостью развития, что позволит ему эффективно функционировать даже в самых динамичных и не всегда стабильных условиях развития.
Источники:
2. Попов Р.А. Антикризисное управление: учебник. – М.: Высш. шк., 2004. – 429 с.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 06:39:58