Стимулирование региональной инновационной деятельности в России

Тоньшина Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Тоньшина Т.В. Стимулирование региональной инновационной деятельности в России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12. – С. 22-28.

Аннотация:
В статье проанализированы методы, способы и конкретные примеры реализации политики государственной поддержки и стимулирования региональной инновационной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновации, устойчивое развитие, региональная экономика, государственная поддержка, риск



Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий и стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. С этой целью используется комплекс налоговых и неналоговых мер стимулирования и их анализ с точки зрения неэффективных льгот, которые используются для уклонения от налогообложения.

В соответствии с законом «О науке и государственной научно-технической политике» [2] государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах: предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; предоставление образовательных услуг; предоставление информационной поддержки; предоставление консультационной поддержки, осуществление содействия в формировании проектной документации; формирование спроса на инновационную продукцию; финансового обеспечения (субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); реализация целевых программ и подпрограмм; поддержка экспорта; обеспечение инфраструктуры и других формах.

Законом установлено, что при оценке эффективности такой поддержки проверяется наличие и соблюдение утвержденных документов, определяющих стратегию, цели и задачи, а так же порядок предоставления государственной поддержки инновационной деятельности. Предусмотрено, что при проверке документов устанавливается, в частности их соответствие основным направлениям государственной поддержки; наличие внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления поддержки с указанием ответственных за принятие конкретных решений и санкций за нарушение установленных процедур; прозрачность внутренних процедур контроля выполнения порядка предоставления государственной поддержки, наличие и описание основных этапов предоставления поддержки с указанием предельных сроков их проведения; соответствие указанных документов требованиям антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Разрабатывая данные меры, целесообразно учитывать высокорисковый характер инновационной деятельности в Российской Федерации, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь, в том числе потерю вложенных финансовых и иных ресурсов.

Формы господдержки инновационного бизнеса

С целью содействия развития инновационной деятельности Минэкономразвития РФ поручено выявлять нормативные правовые акты министерств и ведомств, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности [3].

Соответствующая экспертиза нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти проводится Минэкономразвития РФ, в том числе и на основании письменных обращений представителей предпринимательского сообщества.

В случае выявления в указанных актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, Минэкономразвития РФ обязано вносить в Минюст РФ предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его части. Минюст РФ, в свою очередь, вносит представление об отмене или изменении акта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, а в случае неисполнения такого представления вносит предложение об отмене или изменении акта в Правительство РФ. Органы государственной власти призваны создавать благоприятные условия для организаций, образующих инфраструктуру развития инновационной деятельности в региональном аспекте.

Оказание финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности может осуществляться путем предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, государственных гарантий по обязательствам субъектов инновационной деятельности.

Оказание имущественной поддержки осуществляется в виде организации предоставления услуги бизнес-инкубирования, передачи в пользование государственного имущества, земельных участков, различного рода недвижимости, оборудования, транспортных средств, инвентаря, инструментов либо на возмездной, либо на безвозмездной основе, либо на льготных условиях.

Поддержка подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется в форме создания условий для повышения квалификации в профессиональной сфере, совершенствования деловых качеств для более эффективного выполнения трудовых функций в сфере инновационной деятельности, организации научно-методической, учебно-методологической помощи субъектам инновационной деятельности.

Российская Федерация занимает огромную территорию. В связи с этим разрыв между уровнем развития различных регионов неизбежен.

Разнообразие географического положения, климатических условий, природоресурсного потенциала, этнографического развития регионов, имущественного потенциала Федерации обуславливает разнообразные подходы администрации к формированию политики региональной инновационной поддержки.

Налоговые льготы, установленные региональным законодательством

Так, например, в Кемеровской области, являющейся крупнейшим индустриальным регионом, опорной базой для промышленного развития всей Российской Федерации, установлено право на ее территории на налоговые льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество для организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства и обработки отходов разнообразных металлических и неметаллических пород, добываемых на территории области. Ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, снижена до 13,5%.

Ставка по налогу на имущество организаций установлена в размере 0%. Для организаций, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 5% [4].

Законом Республики Башкортостан, ведущими отраслями в которой являются топливная промышленность, нефтехимия, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная, легкая и пищевая промышленности, установлены основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется субъектам, реализующим на территории республики инвестиционные проекты, и субъектам, осуществляющим инновационную деятельность. Кредит предоставляется на срок, не превышающий срока окупаемости инвестиционного или инновационного проекта, но не более чем на пять лет. На сумму инвестиционного налогового кредита начисляются проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ [5].

В Карачаево-Черкесской Республике, богатой полезными ископаемыми, животным и растительным миром, водными ресурсами, установлена государственная поддержка инвесторам, реализующим на ее территории приоритетные инвестиционные проекты, а также лизинговым организациям, зарегистрированным на ее территории.

Государственная поддержка оказывается в различных формах: предоставление льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций; снижение на 50% разовых платежей за пользование недрами, сбора за участие в аукционе. Так же предоставляются льготы по аренде земли, предусматривающие применение понижающего коэффициента, компенсация 50% затрат на технологическое присоединение к коммунальным сетям, инженерно-транспортной структуре. Установлены льготные условия выделения земельных участков и предоставление объектов недвижимого имущества, временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности республики, с применением льготной ставки арендной платы, или передачи их в безвозмездное пользование на срок не более семи лет [6].

Администрацией Курской области, на территории которой осуществляется добыча и переработка железной руды, машиностроение, активно развивается сельское хозяйство, предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов на территории области и на уплату лизинговых платежей или на возмещение лизингополучателю части затрат на уплату лизинговых платежей. Размеры субсидий установлены в зависимости от того, на возмещение каких затрат они направлены, а также в зависимости от валюты привлечения кредита [7].

Заключение

Правовая политика федерального государства предполагает единство федеральной и региональной составляющих. Политика федерального уровня направлена на решение общегосударственных проблем, регионального уровня – проблем субъектов федерации. Из приведенных примеров очевидно, что в сфере правовой поддержки инновационной деятельности налицо наличие как федерального, так и регионального элементов управления.

Субъектам федерации в определенных рамках предоставлена свобода распоряжаться своими собственными потенциалами.

Тем не менее, действующая система создания благоприятного климата для развития инновационной деятельности в регионах России представляется недостаточно эффективной.

1. Необходим мониторинг анализа законодательства, оперативное изменение норм, тормозящих развитие инновационных процессов в регионах, базирующийся на всесторонней оценке предоставляемых льгот, налаженная система обратной связи с представителями администрации регионов.

2. Необходимо вмешательство федеральной власти в сферы региональной компетенции, требующие дополнительного воздействия и контроля со стороны центральной власти с целью оказания помощи отсталым регионам в развитии инновационной экономики.

3. В сферу инновационной региональной политики, осуществляемой регионом, следует заложить возможность принятия решений, восполняющих и дополняющих действующее законодательство.

Региональная политика напрямую зависит от федерального законодательства. Однако ее сфера представляется весьма важной. Таким образом, в рамках федеральной правовой политики закладывается эффективное развитие конкретного региона и федерации в целом.


Источники:

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.
2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. – 1996. − № 167.
3. Постановление Правительства РФ от 29.07.2011 № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» // Российская газета. – 2011. − № 171.
4. Закон Кемеровской области от 02.06.2011 № 64-ОЗ «О налоговых льготах организациям, осуществляющим деятельность по переработке отходов на территории Кемеровской области» //Приложение "Официально" к газете "Кузбасс". – 2011. − № 101.
5. Закон Республики Башкортостан от 28.04.2011 № 385-з «Об инвестиционном налоговом кредите по региональным налогам в Республике Башкортостан» // Республика Башкортостан. − 2011. − № 87 (27322).
6. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2011 № 23-РЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской республике» // День Республики. – 2011. − № 95-96 (18236).
7. Постановление Администрации Курской области от 22.07.2011 № 324-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, инвесторам-лизингополучателям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на уплату лизинговых платежей или на возмещение лизингополучателю части затрат на уплату лизинговых платежей»// Курская правда. – 2011. − № 89.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:54:14